|
|
Мировой рынок ИТ-услуг: рост за счет демонополизации
Мировой рынок ИТ-услуг продолжает расти, сохраняя позитивную динамику на уровне 5 %. При поступательном увеличении доходов ключевых игроков, никому из них пока не удается занять долю свыше 10 %. Демонополизация этого сектора остается устойчивой тенденцией на протяжении последних нескольких лет, стимулируя снижение стоимости отдельных ИТ-услуг и в целом понижение ценовой планки средних проектов.
Исходя из объемов мирового ИТ-рынка в 1,5 — 2 трлн. долл. в 2005 г., объем сегмента ИТ-услуг можно оценить в 300 — 400 млрд. долл. Данный сегмент в последние годы является одним из самых динамично развивающихся. Средние темпы роста лежат в интервале 6-8 % в год. Если рынок ИТ-товаров имеет определенную ригидность, поскольку для его качественных скачков необходимы радикальные технологические инновации, которых за последние годы не наблюдалось, то на рынке ИТ-услуг ситуация несколько иная. Даже незначительное улучшение характеристик и возможностей тех или иных ИТ-товаров способно порой породить совершенно новые услуги на потребительском рынке.
Компании, специализирующиеся на предоставлении ИТ-услуг, ориентируют свой бизнес на определенные регионы — на США, Азию, Европу, Африку и Ближний Восток. По всей видимости, приоритеты определяются наработанными деловыми связями и региональными возможностями компаний эффективно лоббировать свои интересы. Лидерами по темпам роста экспорта ИТ-услуг были Ирландия и Индия.
В 2005 году, по оценкам Gartner, рост мирового рынка ИТ-услуг составил около 5 %. Здесь наблюдается высокая дисперсия объемов продаж, темпов роста выручки и рыночных долей. Причем трудно установить явную зависимость между, скажем, объемом продаж и темпом их роста.
Наиболее высокие продажи ИТ-услуг демонстрирует IBM — свыше 50 млрд. долл. Далее, по мере уменьшения объемов продаж идут EDS, Fujitsu, Hewlett-Packard, Accenture, ComputerSciences и т.д. Таким образом, у лидеров ИТ-рынка объем годовых продаж лежит в интервале от 10 до 60 млрд. долл. Доли рынка при этом распределены не то чтобы равномерно, но, во всяком случае, явного монополизма не наблюдается. Доля большинства игроков, за исключением Hewlett-Packard, колеблется в пределах 2-3 %, да и у Hewlett-Packard не превышает 10 %.
ИТ-аутсорсинг ИТ-гиганты
Мировой рынок аутсорсинга привлекает особое внимание аналитиков, поскольку представляет собой не классический потребительский рынок ИТ-услуг. Его развитие зависит от того, по какому сценарию в ближайшие годы пойдет развитие крупных корпораций. По оценкам Gartner, аутсорсинг позволяет сократить расходы компаний примерно на 30 %. На основании чего ранее прогнозировался чуть ли не 50 % годовой рост данного рынка. И хотя столь бурных показателей пока не фигурирует, факторы, которые могут их обеспечить, все еще актуальны, особенно в контексте происходящих сегодня в Европе процессов слияния.
Фактически, под словом «ИТ-аутсорсинг» в самом широком смысле понимается предоставление одной компанией любой ИТ-услуги другой компании, которую та способна выполнить силами своего внутреннего ИТ-отдела. На практике в аутсорсинг может быть отдано все что угодно, то есть любой бизнес-процесс, а вернее, его информационная поддержка и обслуживание, которые компания, во-первых, считает обременительным для себя и, во-вторых, не считает опасным передавать в третьи руки.
Информационное и коммуникационное обслуживание крупных транснациональных корпораций и их представительств по всему миру — дело крайне сложное и дорогостоящее. В случае если все собственное информационное обеспечение такие корпорации возложат на свои внутренние ИТ-отделы, очень скоро расходы на их содержание станут астрономическими, а результат работы, увы, скромен. Да, внутренние отделы могут обеспечить закупку какой-то техники, могут обеспечить контроль над ее установкой, тестированием, загрузкой программного обеспечения, соответствием программного обеспечения бизнес-процессам. Но написать своими силами сложное ПО для замыкания всех бизнес-процессов в единую цепь они не в состоянии. Данное обстоятельство было понято транснациональными корпорациями уже давно, и как результат — в последние годы рынок аутсорсинга стал активно развиваться.
Соответственно, возникли транснациональные ИТ-компании, специализирующиеся на предоставлении ИТ-услуг по всему миру — профессиональные аутсорсинговые компании. Их услугами в 2005 году пользовались более 50 % (если не 60 %) европейских промышленных компаний. Суммарный годовой объем наиболее крупных аутсорсинговых сделок находится на стабильном уровне, в районе 70 млрд. долл., при минимальном показателе — обычно в интервале от 150-250 млн. долл.
Комментарий CNews дал Андрей Галицкий, руководитель отдела по работе с разработчиками программного обеспечения IBM EE/A
CNews: Какова типичная стратегия продвижения транснациональных компаний-поставщиков программных продуктов на вновь осваиваемых локальных рынках? Справедливо ли, на ваш взгляд, утверждение, что конкурентная борьба с местными разработчиками ведется только лишь в маркетинговой плоскости?
Андрей Галицкий: Прежде всего, хотелось бы провести границу между поставщиками связующего ПО (баз данных, серверов приложений, средств управления доступом, и т.д.) и поставщиками конечных приложений. Компания IBM является крупнейшим в мире поставщиком связующего ПО, но не производит конечных приложений, в то время как местные разработчики в своём большинстве специлизируются на разработке конечных решений. Поэтому IBM не конкурирует с местными разработчиками, а наоборот поддерживает и развивает сеть своих партнёров — независимых поставщиков ПО, как локальных, так и глобальных.
IBM вкладывает средства в создание специальных технологических центров, создаёт программы по поддержке разработчиков ПО, как во всём мире, так и в России. Такая партнёрская стратегия IBM, а также внимание к интеграционным решениям и приверженность к открытым стандартам, позволяет IBM, совместно с партнерами, предлагать заказчикам практически неограниченный спектр услуг по решению самых разнообразных задач, внедрять инновации в бизнесе и государственном управлении.
|
В 2005 году на рынке аутсорсинга продолжили наращивать свое присутствие специализирующиеся не только на ИТ-услугах компании. Так, здесь укрепляют свои позиции хорошо известные в других сегментах рынка игроки — IBM или Hewlett-Packard. Для подобных компаний, входящих в десятку лидеров ИТ-рынка, аутсорсинг является способом диверсификации деятельности в рамках решения стратегической задачи расширения своего присутствия на глобальном рынке.
Более того, для ряда ИТ-гигантов (в том числе и вышеперечисленных) выход на рынок аутсорсинга стал одним из главных источников роста выручки. Закрепляется тенденция демонополизации рынка на уровне крупнейших сделок. Если тенденция сохранится, и сюда будет выходить все большее число компаний, то в ближайшие годы мы сможем наблюдать снижение цен на данный вид ИТ-услуг и все меньшее число сделок на сумму свыше 1 млрд. долл.
Современный рынок аутсорсинга неоднороден, и ИТ-компании, продолжая сюда выходить, будут способствовать обособлению его сегментов, поскольку будут стремиться отвоевывать те аутсорсинговые ниши, которые ближе всего к их основному бизнесу. Так, например, IBM конкурирует с SCS на рынке построения информационной инфраструктуры компаний. Стоит отметить, что это один из бурно растущих секторов рынка аутсорсинга, в последнее время демонстрирующее темпы примерно 10 % в год. Доля заказов на информатизацию бизнес-процессов постепенно увеличивается и в сотне крупнейших сделок.
Если посмотреть на рынок аутсорсинга в региональном разрезе, то бурными темпами растет доля сделок, заключенных компаниями из стран азиатско-тихоокеанского региона, тогда как доля американских компаний, напротив, снижается.
Представляется наиболее вероятным, что в ближайшей перспективе, как минимум на протяжении 2006 года, качественно новых процессов на рынке ИТ-услуг не начнется. Однако те, которые уже идут, продолжатся с нынешнем темпом. Все большее число сделок на оказание ИТ-услуг будет заключаться компаниями, базирующимися в азиатско-тихоокеанском регионе. Вполне устойчивым видится процесс роста услуг оффшор-аутсорсинга. Постепенно, очень медленно, компании развивающихся стран начнут выходить на этот рынок, причем как в качестве заказчиков, так и в качестве поставщиков ИТ-услуг. Рано или поздно, таким лидерам как Индия, Ирландия, США и Китай придется потесниться. Вполне вероятно, что вскоре заметное место займут латиноамериканские ИТ-компании.
Евгения Левина / CNews Analytics
|
|