|
|
|
«Большая железная тройка» сохраняет лидерствоТройка крупнейших поставщиков телекоммуникационного оборудования сохранила в 2005 году свои позиции на российском рынке. Как и в прошлом году, объемы продаж таких гигантов как Alcatel, Siemens и Ericsson различались незначительно. Как и в позапрошлом году, в 2005 г. лишь один из зарубежных вендоров — Ericsson — решился обнародовать объем продаж телекоммуникационного оборудования в России. Этот локальный рынок, который у шведского производителя вошел в десятку крупнейших, принес ему 3% всех продаж или около $600 млн. При этом погрешность округления (до целых процентов) довольно велика — порядка $100 млн. Концерн Siemens заработал на России в «Иностранцы» в России, 2005 Источник: CNews Analytics, 2006 Точные объемы поставок в Россию телекоммуникационного оборудования крупнейших мировых производителей остаются тайной «за семью печатями». Международные стандарты бухучета, как правило, требуют детального раскрытия такой информации только по тем географическим сегментам, доля которых в общем объеме продаж компании превышает 10%. А доля поставок инфраструктурного оборудования на российский рынок даже у самых успешных вендоров не достигала до сих пор и Рекорды позади? По данным J’son & Partners объем российского рынка телекоммуникационного оборудования в 2004 году превысил $3,3 млрд, и, как ожидалось, по итогам 2005 года эта цифра не изменится в связи с более низкими продажами оборудования сотовой связи. Тем не менее, в прошедшем году рынок Российский рынок телекоммуникационного оборудования в * - предварительная оценка В настоящее время доля оборудования сотовой связи в продажах составляет около 60% — примерно в два раза больше, чем доля оборудования фиксированной связи. При этом львиная доля поставок в сегменте мобильной связи (порядка 95% в стоимостном выражении) приходится на оборудование для сетей стандарта GSM. Тем временем в фиксированной связи на фоне сокращения инвестиций в традиционную телефонию сохранились экспоненциальные темпы развития в сегменте услуг широкополосного доступа, в первую очередь DSL — и теперь уже во многом благодаря усилиям дочерних компаний «Связьинвеста». Структура российского рынка телекоммуникационного оборудования, 2005 Источник: CNews Analytics, 2006 Базовые станции достигли пика Похоже, что на 2005 год действительно пришелся пик продаж оборудования для сетей сотовой связи. По предварительным оценкам капитальные вложения операторов "большой тройки" в основные средства (включая затраты на приобретение и поддержку сетевого оборудования, лизинг, офисное оборудование (в т.ч. компьютеры), строительство зданий, транспортные средства и пр.) составили около $4,6 млрд — в полтора раза больше, чем в 2004 году. В этом году ожидается сокращение показателя примерно до $3,2 млрд, поскольку необходимость в активном строительстве сетей на территории России фактически отпала. Но при этом будет расти доля затрат, направляемых на развитие сетей в других странах СНГ. Так, уже в 2005 году инвестиции в развитие сети МТС на Украине составили почти треть от суммарных капзатрат оператора. Ожидается, что МТС сократит капзатраты в этом году примерно до $1,5 млрд, а «ВымпелКом» — до $1,6 млрд (в России — до $1,2 млрд). Даже «МегаФон», которому предстоит покрыть еще несколько регионов России, предварительно планирует сократить капвложения с $1,2 млрд до $1,1 млрд. Капитальные затраты крупнейших российских операторов сотовой связи, 2005-2006 * - прогноз Другим операторам по уровню затрат на развитие далеко до лидеров рынка. Например, ежегодные затраты таких операторов как СМАРТС, «Уралсвязьинформ» и «Скайлинк» находятся пока на уровне $100 млн. Ключевыми поставщиками для российских сотовых операторов, работающих в стандарте GSM, оставались Siemens, Alcatel, Ericsson, Nokia и Motorola. Среди крупнейших анонсированных в 2005 году поставок оборудования стоит отметить, прежде всего, расширение рамочных соглашений между Ericsson и МТС ($150 млн.) и между Siemens и «МегаФоном» ($140 млн.). Кроме того, «СМАРТС» заключал контракты с Alcatel и Siemens, а «ВымпелКом» — с Ericsson. Крупнейшими поставщиками «Мегафона» в 2005 году были Nokia и Siemens. В течение первых трех кварталов 2005 года их доля в совокупных поставках оператора колебалась от Крупнейшие контракты по поставкам телекоммуникационного оборудования в Россию для сотовых операторов в 2005
Источник: CNews Analytics, 2006 Двигатели роста Одним из основных двигателей сегмента оборудования для фиксированной связи был сектор широкополосного доступа по технологии ADSL, за который взялись традиционные операторы «Связьинвеста». В частности, Alcatel подписала контракты на поставку оборудования с «ВолгаТелеком» и «Уралсвязьинформ», а Lucent Technologies и Juniper Networks поставили решение для создания Кроме того, в 2005 году иностранные вендоры участвовали и в строительстве магистральных сетей российских операторов. Среди наиболее крупных проектов отметим контракт с Alcatel на модернизацию Достаточно динамично развивался и сектор, связанный с центрами обработки вызовов. Лидерам в этом сегменте — Avaya, Cisco Systems и Alcatel — удалось реализовать несколько крупных проектов как в операторском, так и в корпоративном секторе. Так, Avaya построила контакт-центр в банках «АК БАРС», «Газпромбанке» и Можно прогнозировать, что прошедший год станет рекордным по объему поставок телекоммуникационного оборудования в Россию, что связано, прежде всего, с сокращением расходов крупнейших сотовых операторов на строительство сетей в стране. Сегмент фиксированной связи развивается не так динамично, однако его доля, несомненно, будет расти. Виталий Солонин / CNews Analytics |