|
|
ОЭЗ: Последний рывок?
Благодаря повторному поручению президента России, принята государственная программа развития технопарков. В Государственной Думе обсуждается закон о существенном снижении налогового бремени для За активной кампанией поддержки принятия Закона об ОЭЗ и воспевания их светлого будущего в России, из сферы публичного анализа и обсуждения почти полностью выпал вопрос эффективности введения этого инструмента территориального, социального, и, одновременно, технологического развития, в том виде, как его предложило Минэкономразвития. ОЭЗ — инструмент вчерашнего дня Как показывает опыт различных стран мира, ОЭЗ (особые или свободные зоны) хорошо себя зарекомендовали в развивающихся странах с низким уровнем образования и квалификации экономически активного населения, но с высокой исполнительской дисциплиной. Здесь ОЭЗ эффективно решают задачи притока инвестиций и увеличения числа рабочих мест. Но при их помощи не удавалось ощутимо ускорить технологическое развитие, да и такая цель, как правило, не ставилась в силу ее слабой выполнимости. ОЭЗ, являясь инструментом территориального развития первого поколения, несостоятельны как «мотор» технологического прогресса регионов. В настоящее время такие инструменты (но последнего поколения) используются в Финляндии, Южной Корее, с недавних пор в Италии и др. странах. Здесь сделана ставка на продуцирование нового знания, которое и служит основой и инструментом экономического и социального развития. Именно такой регион, валовый продукт которого за 8 лет увеличился в 3 раза — финский город Оулу с населением 108 тыс. человек (8 лет назад — 55 тыс. человек), расположенный в 200 км от полярного круга, где активно работают университет (16 тыс. человек), технопарк (8 тыс. человек) и Однако в России подобные инструменты не нашли должного применения, хотя отдельные их фрагменты в редких случаях используются. При этом, для развития территорий с высоким интеллектуальным потенциалом, таких как Зеленоград, Дубна, Руководству Минэкономразвития удалось широко распространить тезис о том, что налоговые льготы могут быть лишь в ОЭЗ и многие в это почти поверили. Выстроена своеобразную концептуальную вертикаль, где все формы ускоренного территориального развития ведут в конечном счете к ОЭЗ, где технопарки, промпарки и прочие Определенную надежду вселяет принятая недавно программа развития технопарков. Но для ее успешной реализации необходимо провести большую работу, в том числе принять законы и нормативные акты, которые позволят создать не только конкурентоспособные налоговые, но и должные условия территориального развития, комфортного проживания, и специфические сервисы, необходимые компаниям на уровне, сопоставимом с европейскими Великая административная держава Президент России в начале 2005 предложил сделать Создание ОЭЗ также постоянно сталкивается со значительными административными проблемами. Еще на этапе анализа заявок, когда только ленивый не предлагал деревообработку в ОЭЗ (на конкурс от 47 регионов подано 72 заявки: 43 — на Между тем, созданный режим благоприятствования не спасает территориальные управления РосОЭЗ от колоссальной бюрократической волокиты, связанной со сбором подписей и множеством согласований. Региональные руководители не скрывают своих надежд, связанных с возможным приездом президента России на церемонию открытия именно их ОЭЗ. Им кажется, это позволит ускорить в дальнейшем решение многих административных вопросов. Часть затруднений и проволочек возникла вследствие действий самого РосОЭЗ (Федеральное агентство по управлению ОЭЗ). Ожидалось, что управляющая компания (УК) ОЭЗ появится в начале года, хотя бы в первом квартале. Ее «дочки», созданные в форме акционерных обществ, должны распределять государственные инвестиции в ОЭЗ, в том числе региональные. Пока нет территориальных УК ОЭЗ, затруднено утверждение генпланов ОЭЗ, без которых не может вестись строительство и быть открыто финансирование. Если же регион сделает этот шаг досрочно, до создания дочерней УК ОЭЗ, есть риск, что потраченные деньги не зачтут в уставном капитале «дочки». Поэтому усилия, например, Томска по введению в эксплуатацию первых двух корпусов на южной площадке в Академгородке уже в 2006 году могут не увенчаться успехом. Причины затягивания с созданием УК ОЭЗ стали понятны только в середине апреля, когда было опубликовано правительственное постановление о преобразовании подведомственного Минэкономразвития ФГУП «Внешнеэкономическое объединение Внешстройимпорт» в ОАО «Особые экономические зоны» (ОАО ОЭЗ). ОАО ОЭЗ, став управляющей компанией, получает в 2006 году в качестве взноса в уставной капитал 8 млрд рублей из федерального бюджета и будет ими управлять напрямую, минуя Федеральное казначейство. Таким образом, руководство РосОЭЗ одним усилием решило несколько задач, а бюджетные деньги не попали в «чужие» руки. Теперь конкурс на УК ОЭЗ проводиться не будет. Проектный институт бывшего ФГУПа без привлечения внешних консультантов оценит региональные планы застройки ОЭЗ. Однако по причине этой административной игры возникли заминки с реализацией планов строительства корпусов ОЭЗ. И это только начало. Ищу инвестора! Два ключевых фактора определяют успех ОЭЗ — инвестиции и приход крупных компаний, формирующих вокруг себя кластер малых предприятий, что в разы увеличивает число новых рабочих мест. Как показывает международный опыт развития территориальных образований, их «двигателями» становятся именно крупные компании. Например, «ореол» корпорация «Тойота» составляет около 30 тысяч малых предприятий. На предварительных встречах с богатыми зарубежными потенциальными участниками двух Иностранные участники также не обошли своим вниманием ОЭЗ, в первую очередь — Пока создание ОЭЗ находится на стадии согласований и утверждения генпланов застройки, говорить о реальном числе крупных зарубежных участников все же преждевременно. Обязательное условие получения статуса резидента Привлечение инвесторов стало одной из основных задач Минэкономразвития и РосОЭЗ, этому была посвящена большая часть январского визита глав ведомств на Всемирный экономический форум в швейцарском Давосе. Благодаря высокой международной значимости форума, среди его участников нашлось немало потенциальных инвесторов, и визит удался. Но последующие усилия профильных федеральных ведомств были нельзя назвать столь же успешными, например, мартовское мероприятие в Каннах. Один из участников отметил, что выезд был произведен максимально широким составом — от губернаторов до рядовых сотрудников аппарата — В любом случае, по уровню предоставляемых льгот отечественные ОЭЗ являются одними из наиболее консервативных в мире, и обольщаться массовым и скорым приходом инвесторов не стоит. Так, например, многие из 53 технопарков Китая на первые годы работы полностью освобождаются от налогов. В целях развития территорий в мире широко распространена практика введения нулевого налога на бизнес, вне зависимости от его размера, либо с первого года начала работы, либо со второго или третьего. На этом фоне российское снижение ЕСН до 14 % в пределах ОЭЗ выглядит привлекательным в основном для отечественных же компаний. Это один из источников серьезных проблем с инвесторами. Кроме того, многие из них действуют с оглядкой на свои правительства. Так на неопределенный срок отложено намеченное на 19 апреля и внесенное в программу проведения экономического форума «Дни российской экономики» в Хельсинки (Финляндия) подписание трехстороннего соглашения между РосОЭЗ, Не меньшее значение имеет привлечение грамотных управленцев в технопарки и Кадровый голод Планируемое создание более 70 тысяч рабочих мест в четырех Последние годы совокупный штат специалистов Кроме того, требуется сделать рывок в качестве подготовке специалистов по ключевым направлениям — качество оборудования и лабораторной базы, актуальность преподаваемых знаний, развитие креативной составляющей образования и практических навыков. Например, по данным Владимира Тихомирова, ректор МЭСИ, профессора и преподаватели по специальностям информатика, экономика, менеджмент приносят в аудитории знания примерно Сергей Шалманов / CNews Analytics 1 Стратегия обсуждалась на V Всесибирском инновационном форуме, а затем была принята и подписана губернатором. (Проект подготовки Стратегии финансировался Европейской комиссией в рамках второго этапа проекта Tacis Finrus 9804 «Инновационные центры и наукограды»; в Европе такие стратегии имеют более 100 территорий.) О ней стало известно и президенту Владимиру Путину. Источник, близкий к разработке документа утверждал, что в октябре 2002 г. губернатор области Виктор Кресс принес Владимиру Путину в качестве подарка на день рождения кедр и текст Региональной инновационной стратегии. Президент пролистал документ и написал на нем Михаилу Касьянову: «Учитесь, как нужно это делать». |