|
|
|
Регионам не хватает хорошего интернета
Судя по статистике подключений, страну охватывает широкополосный бум. Вслед за Москвой и На работе хорошо, а дома лучше Широкополосный доступ (ШПД) в интернет продолжает развиваться в России стремительными темпами. Так, по оценке Json & Partners количество широкополосных подключений в России выросло в течение 2005 года почти в 2 раза, с 890 тысяч до 1770 тысяч. В результате, дома или на работе в конце 2005 года скоростным интернетом могли пользоваться 5,5 млн россиян — на 47 % больше, чем в предыдущем году. На долю ШПД приходится 53 % всей недельной российской Однако если доля ШПД в «офисном» сегменте оценивается на уровне 85 %, то большая часть «домашних» пользователей (порядка двух третей) Широкополосный доступ в России Источник: Json & Partners, 2005 Специфика России состоит в том, что лидирующей технологией «домашнего» ШПД является не ADSL (как в большинстве других стран) и не сети кабельного телевидения (как в Северной Америке), а кабельные Технологии широкополосного доступа в интернет «домашних» пользователей* * — по данным на конец 2005 г. Источник: Json & Partners, 2005 Как показали результаты исследования ROMIR Monitoring, по сравнению с началом года в IV квартале 2005 г. значительно уменьшилась доля «домашних» пользователей, выходящих в интернет по модему — с 43 % до 30 %. При этом медленно, но уверенно растет число интернетчиков, которые используют для выхода в Сеть выделенную линию Ethernet (с 32 % до 39 %), а также доля тех, кто подключается к интернету по широкополосному Какой способ доступа в интернет из дома Вы использовали чаще всего за последний месяц? Источник: ROMIR Monitoring, 2005 Лидеры и аутсайдеры Примерно две трети всех «домашних» широкополосных подключений приходится на Москву, Московскую область и Распределение «домашних» широкополосных подключений по регионам* * — по данным на конец 2005 г. Источник: Json & Partners, 2005 Что касается столичного рынка, то прошедший 2005 год был для него символичным — число подключенных к скоростному интернету квартир впервые превысило число квартир, подключенных по Среди пользователей Северной столицы, как следует из результатов опроса Romir Monitoring, наиболее популярен коммутируемый доступ в интернет через модем (49 %). Выделенной По данным Json & Partners среди других регионов по количеству домашних широкополосных подключений лидируют Свердловская, Челябинская, Ростовская области, Красноярский край, Новосибирская область, Башкортостан и Приморский край. В то же время по доле широкополосных подключений (от всех домохозяйств, имеющих доступ в интернет) в лидерах такие относительно небольшие регионы, как Новгородская и Магаданская области и Удмуртия. В целом в регионах широкополосный доступ пока не особо популярен. Так среди интернетчиков Центрального федерального округа, по данным опроса Romir Monitoring, в большей степени Пользователи остальных регионов России значительно менее активно, по сравнению с выборкой в целом, используют выделенную линию для выхода в Сеть и значительно чаще — модемный выход. Широкополосный доступ не получил пока широкого распространения по стране. В IV квартале 2005 года им пользовались от 2 до 12 % интернетчиков в различных регионах России. По данным Pyramid Research, на 30 сентября 2005 г. проникновение широкополосного доступа в России составляло 2,2 %, в то время как в Венгрии этот показатель равен 10,3 %, в Польше — 9,4 %, а в Чехии — 7,5 %. Аналитики связывают отставание России с низким уровнем распространения компьютеров в регионах и высокими ценами на эту услугу. Однако в ближайшие годы ситуация может измениться — ADSL начали всерьез продвигать «дочки» «Связьинвеста», так что цены, возможно, снизятся в регионах до приемлемого уровня. ADSL хочет в массы Как известно, «последней милей» в большинстве российских регионов, представляющей собой обычную медную телефонную пару, владеют межрегиональные компании «Связьинвеста». Поэтому их стремление заработать на имеющейся инфраструктуре вполне логично. Пока число абонентов ШПД по технологии ADSL у «дочек» холдинга исчисляется всего десятками тысяч, хотя в компаниях прогнозируют, что абонентские базы в ближайшее время увеличатся на порядок. При этом условия для абонентов МРК существенно хуже, чем у лидера московского рынка Даже у лидера по числу пользователей ШПД среди традиционных операторов «Уралсвязьинформ», который к концу 2005 года обслуживал более 55 тыс. абонентов, условия для домашних пользователей Развитие ADSL -доступа в МРК «Связьинвеста» и
Источник: CNews Analytics, 2005 Примечания: 1 Без учета стоимости оборудования.
МРК могут натолкнуться на ощутимую конкуренцию со стороны домовых сетей, оказывающих аналогичные услуги по выделенным линиям, и Смелые прогнозы Как бы то ни было, а краткосрочные и среднесрочные прогнозы по росту широкополосных подключений в стране весьма оптимистичны. Так, по оценкам Json & Partners по итогам 2006 года количество «домашних» широкополосных подключений в России может увеличиться на 80 % и достичь 2,4 млн, а объем рынка приблизится к $350 млн. В 2006 году окончательно утвердится роль регионов как основного источника новых подключений к «быстрому» интернету, при этом сохранится примерный паритет между ADSL и Ethernet по количеству новых подключений. Движение рынка в сторону регионов и менее обеспеченных пользователей приведет к дальнейшему снижению ARPU (примерно на 20 % в год), что, однако, будет с лихвой компенсироваться ростом абонентской базы. Российский рынок услуг доступа в интернет, млрд руб. * — прогноз Источник: Мининформсвязи РФ, 2005 Тем временем в столице, по данным Pyramid Research, в декабре 2004 г. проникновение широкополосного доступа составляло 8,7 %, в сентябре 2005 г. эта цифра увеличилась до 18,2 %ю К 2010 г. быстрым интернетом, по прогнозам, будут пользоваться 56,2 % московских домохозяйств. Это более чем на порядок выше, чем в целом по стране — по оценкам того же источника к 2010 г. услуги широкополосного интернета будут доступны 4,8 % жителям российских домохозяйств. При этом коммутируемый доступ в интернет к 2008 году, по прогнозам Мининформсвязи, будет приносить провайдерам 14,1 млрд руб., в то время как объем доходов от широкополосного доступа составит почти в два раза больше — 26,5 млрд руб. Вполне возможно, что в ближайшие годы услуги передачи данных и доступа в интернет будут самым быстро растущим сегментом рынка телекоммуникаций, причем рост будет происходить в основном за счет услуг широкополосного доступа. Виталий Солонин / CNews Analytics |