|
|
Андрей Шлыков: Мы надеемся, что в 2006 году проблема «серого» импорта будет решенаНа вопросы CNews отвечает Андрей Шлыков, генеральный директор группы компаний DIXIS. CNews: Какие тенденции, на ваш взгляд, определяли развитие отечественной цифровой розницы в 2005 году? Андрей Шлыков: В 2005 году получили развитие несколько основных тенденций. Во-первых, это обострение конкурентной ситуации и продолжающаяся консолидация рынка. Хотя рынок до сих пор окончательно не сформирован и продолжается формирование основного пула игроков, уже можно говорить о выходе на новый уровень развития. Набирают обороты консолидационные процессы, примерами которых можно назвать нашумевшие события 2005 года: продажа «Техмаркета» и вступление в федеральные франчайзинговые программы нескольких крупных игроков Москвы, Санкт-Петербурга и регионов. Мы ожидаем, что конкуренция будет более острой в этом году, когда вышедшие в регионы федеральные сети и пережившие этот приход местные компании начнут бороться за свое место на рынке. Начало этому процессу было положено около года назад и в этом году, по нашему мнению, он достигнет своего пика. Во-вторых, изменились условия работы основных игроков рынка, начало которым положил августовский кризис. Во второй половине года практически все крупные компании стали самостоятельно осуществлять ввоз оборудования, отказавшись от услуг посредников. Мы надеемся, что в этом году проблема «серого» импорта будет решена, и все игроки получат одинаковые условия для дальнейшей работы. Это позволит повысить прозрачность как рынка в целом, так и работающих на нем компаний, что, в конечном итоге, будет способствовать повышению доверия и росту интереса инвесторов к рынку сотового ритейла. Также продолжали свое развитие тенденции 2004 года — региональная экспансия федеральных сетей и диверсификация. В условиях обостряющейся конкуренции и снижения доходности основного бизнеса (продажи телефонов), дилеры все больше уделяют внимания дополнительным видам сервиса, одновременно расширяя ассортимент. CNews: Насколько вырос за прошедший год рынок мобильных телефонов в России? Какие факторы продолжали стимулировать его развитие? Андрей Шлыков: За прошедший год рынок мобильных телефонов вырос довольно значительно. Связано это с тем, что уровень проникновения сотовой связи в отдельных регионах на начало 2005 года был ниже 10%, а в целом по России (без учета Москвы, МО, Санкт-Петербурга и ЛО) не превышал 50%. Поэтому в количественном выражении рынок рос, в основном, за счет регионов. Параллельно с повышением уровня проникновения сотовой связи, темпы рыночного роста будут постепенно замедляться — и эта тенденция наметилась уже в этом году. CNews: Насколько изменилась за 2005 г. расстановка сил на российском рынке мобильников? Кто из вендоров входит по итогам года в тройку лидеров, по вашим данным? В 2005 году значительно укрепила свои позиции компания Sony Ericsson. Основной причиной такого роста стало расширение модельного ряда и вывод ряда успешных продуктов, в том числе уникальных на рынке предложений, например, линейки музыкальных телефонов под брендом Walkman. Очень популярной моделью, обеспечившей высокие продажи, стал камерафон K750i. В настоящее время Sony Ericsson поступательно развивает портфолио продуктов — как в традиционно сильном для этого производителя среднем и высоком ценовых сегментах, так и в бюджетной категории. Мы прогнозируем интерес потребителей к линейке музыкальных телефонов Walkman, в которой есть модели всех уровней — от hi-end до mass market. Также, на наш взгляд, перспективны новинки в линейке камерафонов (серия «К») и ряд моделей начального уровня. Несмотря на снижение доли бренда Siemens в прошлом году, в 2006 мы ожидаем роста доли продаж уже обновленной линейки BenQ-Siemens. Сделать такой вывод позволяют анонсы новинок, продемонстрированные на 3GSM Конгрессе и на выставке CEBiT. CNews: Какие изменения претерпела структура спроса на мобильные телефоны в России? В частности, в ценовом разрезе? Андрей Шлыков: Продолжился закономерный рост средней цены на мобильные телефоны. Если в 2004 году этот показатель равнялся $185,3, то в 2005 составил уже $214,7. Во многом это связано с развитием рынка реплейсмента — люди покупают более технологичные и дорогие аппараты. Кроме того, несколько изменилось восприятие мобильных телефонов пользователями — если раньше мобильный телефон считался просто средством связи, то сегодня это еще и модный аксессуар, и даже фотоаппарат и MP3-плеер. CNews: Какие модели телефонов были, из вашей практики, хитами продаж во 2 полугодии 2005 г.? Андрей Шлыков: Во 2 квартале 2005 г. в Топ30 самых продаваемых телефонов лидировали модели Sony Ericsson K500i, Nokia 1100 и Sony Ericsson K700i. Вообще в первой десятке заметно доминирование телефонов Nokia (например, модели 2650, 3230, 6230, 7270, 6610). Продолжает удерживать популярность, уже несколько лет входя в Топ30, бизнес-хит от Sony Ericsson T630. На третьем месте среди самых продаваемых брендов, после Nokia и Sony Ericsson, корейский Samsung. CNews: На какие трубки ведущие игроки рынка делают, на ваш взгляд, ставку сейчас? Андрей Шлыков: Основываясь на статистических данных по рынку, основной упор сегодня мы делаем на функциональные модели с хорошим соотношением цена/качество. Как правило, это модели из растущей категории $200-400. При этом не забываем и о бюджетных моделях — их доля в обороте по-прежнему остается довольно высокой. И, конечно же, уделяем внимание новинкам и хитам, присутствующим в линейке каждого производителя — например, К700i и K750i у Sony Ericsson, RAZR V3 у Motorola, модели из серий E и D у Samsung — D500, D600, E730, E530. У Nokia c прошлого года стабильным спросом пользуется модель 6230i, из новинок — 6101, 6270. То же самое можно сказать и про модели Siemens С75 и SL75. CNews: Насколько успешным был 2005 г. для сети «Диксис»? Как вы оцениваете результаты своего шага к прямому импорту оборудования? Андрей Шлыков: 2005 год стал довольно успешным для развития нашей компании. Количество магазинов в сети DIXIS выросло с 300 до 700. Были открыты новые филиалы — в Поволжье, Сибири и Казани, осуществлен выход на рынок Казахстана. Мы также заключили ряд удачных франчайзинговых договоров — в Омске, Томске, Оренбурге, Твери. Переход на самостоятельный ввоз товара в Россию стал новым этапом развития нашей компании. Первым на рынке сотового ритейла участником ВЭД DIXIS стал 1 сентября 2005 года. Прямой импорт значительно ускоряет процесс поставки товара, а также дает нашим партнерам и покупателям гарантию получения качественного, предназначенного для реализации в России и оформленного с соблюдением всех требований налогового законодательства РФ оборудования. CNews: Каковы ваши планы по развитию бизнеса на ближайший год? Андрей Шлыков: Согласно стратегическому плану развития компании, в 2006 году мы сконцентрируемся на решении трех основных задач: расширении географического присутствия бренда DIXIS, увеличении доли рынка и диверсификации продуктовой линейки компании. В 2006 году мы планируем увеличить количество магазинов в нашей сети до 2000 (примерно 50/50 — собственных и франчайзинговых). CNews: Насколько успешно развивается франчайзинговая модель бизнеса в цифровой рознице, по вашим наблюдениям? Ряд игроков "большого" ритейла уже начали осторожно говорить о перспективах ухода от нее, ввиду недовольства качеством работы партнеров... Андрей Шлыков: На рынке сотовой розницы модель франчайзинга несколько отличается от классических. DIXIS, к примеру, начал развитие своей программы франчайзинга в 2002 году для повышения темпов развития сети и продвижения бренда DIXIS в регионах с минимальными временными и инвестиционными затратами. Для других участников нашего рынка, предлагающих собственные программы, франчайзинговая сеть служит дистрибьюторским каналом продаж. Но данная модель (без существования собственной розницы) не жизнеспособна. Мы наблюдаем сейчас активизацию консолидационных процессов, многие региональные сети уходят с рынка, продавая бизнес. Если такая сеть работает в составе чисто франчайзинговой сети, владельцы в этой ситуации вынуждены обращаться к другим участникам рынка, имеющим собственную розницу. Поэтому очень высок риск моментальной потери сети. И он будет только повышаться с приближением момента окончательной консолидации рынка. Отсюда разочарования некоторых игроков и осознание необходимости создания собственных сетей. А поскольку мы изначально создали собственную сеть, и теперь развитие идет параллельно с франчайзингом, мы довольны результатами реализации программы. Только за последние полтора месяца мы заключили договора с крупнейшими сетями Дальнего Востока, Татарстана и Саратова. На сегодняшний день у нас более 70 партнеров в 140 городах России. До конца этого планируется расширение франчайзинговой сети до 1000 магазинов. CNews: Спасибо. |