Сергей Сульгин: На рынке ИТ-услуг мы наблюдаем процессы структуризации и сегментации
На вопросы CNews отвечает Сергей Сульгин, генеральный директор компании GMCS.
CNews: Какие тенденции, на ваш взгляд, определяли развитие российского рынка ИТ в 2005 г.? Как бы вы оценили показатель роста по итогам года?
Сергей Сульгин: Российский ИТ-рынок в прошедшем году, прежде всего, доказал свою состоятельность, став заметной составляющей экономики нашей страны. По официальным данным доля ИТ-отрасли в ВВП России составила 5,3%, увеличившись на 3% по сравнению с 2000 годом. Сам российский ИТ-рынок по оценкам IDC в 2005 году вырос на 24%. Это очень хороший показатель. Уверен, что 2006 год сохранит эти темпы роста.
Сегодня ИТ-рынок в нашей стране — один из самых быстроразвивающихся. ИТ — это уже не узкоспециализированная технология, но реальный инструмент бизнеса, важный элемент функционирования компании. Это предъявляет новые требования к уровню поставщиков решений, надежности и качества информационных систем и ИТ-инфраструктуре в целом. Не случайно в ходе реализации проектов интеграторы взаимодействуют не только с руководителями ИТ-подразделений компании заказчика, но и с топ-менежментом, говоря с ними на языке бизнеса.
Судя по опыту нашей компании, могу сказать, что все чаще заказчики задаются вопросом об эффективности внедрения ИТ-инструментов. Уже ни у кого нет иллюзий о том, что, внедрив ту или иную систему, компания сможет сразу же решить все свои проблемы. Топ-менеджмент рассматривает ИТ-проекты с точки зрения приносимой ими ценности для бизнеса и ставит перед ИТ-службами конкретные бизнес-задачи. Все это позитивно сказывается на успешности ИТ-проектов: когда заказчик четко знает, зачем он внедряет программный продукт, команде интегратора становится намного проще реализовать проект.
CNews: Какие факторы, на ваш взгляд, определяли развитие отечественного рынка ИТ-услуг?
Сергей Сульгин: При динамичном развитии рынка ИТ-услуг в настоящее время мы наблюдаем процессы структуризации и сегментации: происходит расслоение компаний по размеру и объемам деятельности.
Еще один заметный тренд — укрупнение самих ИТ-компаний: сегодня они активно объединяются, крупные фирмы поглощают более мелкие. Так называемые средние игроки либо быстро наращивают мощности и превращаются в крупных, либо находят для себя отраслевую или технологическую специализацию. Кроме того, ИТ-рынок нацелен на партнерство между участниками.
Заказчики, в свою очередь, ориентируются на долгосрочное сотрудничество с исполнителями. Сегодня деятельность интеграторов можно рассматривать как часть строительства корпоративной системы управления предприятия, в то время как ранее приходилось в большей мере решать вопросы автоматизации текущих задач
С другой стороны, хотел бы отметить, что рост ИТ-рынка напрямую связан с ростом бизнеса российских компаний, на который благоприятно влияет экономическая ситуация в стране. В условиях, когда предприятия понимают, что могут стабильно развиваться, у них появляется необходимость и желание инвестировать в развитие, в управленческую составляющую бизнеса.
Почти каждое предприятие не только среднего, но даже малого бизнеса имеет в своем распоряжении информационную систему. Когда руководство начинает задумываться об инсталляции ERP-системы, это означает, что в компании назрели серьезные перемены, компания просто-напросто выросла. Тенденция роста малого бизнеса и превращения его в средний в России сегодня ощутима.
В соответствии с требованиями бизнеса меняется и сам программный продукт: появляются новые технологии и отраслевые решения. Производители за этой динамикой рынка следят очень пристально. Новые версии решений значительно отличаются своей технологичностью и функциональностью от предыдущих.
CNews: Какие направления профессиональных сервисов были наиболее востребованы российским корпоративным сектором? Спрос на какие управленческие решения рос наиболее активно?
Сергей Сульгин: Спрос на те или иные решения напрямую связан с потребностями бизнеса наших заказчиков. Так например, многие крупные компании в России, которых с каждым годом становится все больше, выходят на западные рынки и IPO. Это рождает необходимость соответствия российских компаний западным стандартам ведения бизнеса. Поэтому сейчас нередко компании устанавливают системы финансового учета по МСФО, специализированные программные продукты для тех, чьи акции котируется на американских фондовых рынках, например, решение Microsoft Office Solutions Accelerator for Sarbanes-Oxley (MOSASO).
Существенное значение для развития спроса на специализированные решения оказывает повышение уровня конкуренции, что в свою очередь приводит компании к необходимости внедрения клиентоориентированных решений, помогающих привлечению и удержанию клиентов. В связи с этим появляется спрос на CRM-приложения, а также системы управления персоналом: ведь любой бизнес — это, прежде всего, люди и от того, насколько эффективно осуществляется оперативный контроль за персоналом и развитие кадрового потенциала, зависит успешность любой компании.
Во многих крупных компаниях в настоящий момент внедрено достаточно большое количество разнообразных систем. Меняется и сам бизнес, а значит бизнес-процессы, в том числе и построенные на ИТ-инфраструктуре, усложняются. Возникают решения для управления ИТ-инфраструктурой. Эти решения сейчас только появляются на российском ИТ-рынке и будут востребованы в среднесрочной перспективе.
CNews: Можно ли утверждать, что сектор СМБ в России стал за прошедший год, как ожидалось, ключевым потребителем средних ERP?
Сергей Сульгин: Ситуация на ИТ-рынке достаточно благоприятная, и отношение к ИТ руководства компаний так называемого среднего и малого бизнеса меняется в позитивную сторону. Однако реальный спрос пока традиционен — госсектор и крупные компании, как государственные, так и частные. Это связано с тем, что основной рост доходов в нашей стране все еще сосредоточен в узкой группе сырьевых компаний. Это приводит к сосредоточению спроса на ПО среди крупного бизнеса. Сектор среднего рынка пока не может позволить себе установку ИТ-инструментов достойного уровня. Хотя потребности сектора СМБ год от года заметно увеличиваются. Однако пока ИТ-рынок растет в основном за счет крупных проектов.
CNews: Какие вертикальные рынки проявляли в 2005 г. наибольшую активность в сотрудничестве с ERP-консультантами из вашей практики?
Сергей Сульгин: В 2005 году существенный рост проектов внедрения, реализуемых консультантами GMCS, был в разрезе вертикальных решений: самолетостроение, нефтегаз и химия, потребительские товары, пищевая промышленность и складская логистика, розничная и оптовая торговля, телекоммуникации.
Бюджеты на ИТ-проекты растут во всех секторах рынка. Это связано с тем, что информационные технологии уже стали необходимой частью бизнеса компаний. Даже предприятия из традиционно консервативных отраслей, ранее не занимавшиеся внедрением серьезного ПО, приходят к необходимости использования современных программных инструментов. Так происходит, например, с пищевой промышленностью. Серьезно растет интерес к ИТ на рынке дистрибуции, а также у предприятий по производству тары и упаковки.
Активный спрос на ИТ мы ощутили со стороны компаний, предоставляющих логистические услуги. В черте крупных городов стремительно ведется строительство новых складов с огромными площадями, оснащенными самым современным оборудованием и осуществляющими хранение продукции в разных температурных режимах для широкого круга поклажедателей, среди которых и крупные западные производственные предприятия и поставщики продуктов питания, бытовой химии и пр. Управление этими сложными бизнес-процессами невозможно представить без использования современных ИТ-технологий.
CNews: Отмечаете ли вы рост спроса на решения SSA Global? Ранее считалось, что это специфические программные продукты, ориентированные преимущественно на промышленность. Разделяете ли вы это мнение?
Сергей Сульгин: GMCS — мультипродуктовая компания и в нашей линейке продуктов помимо решений на базе Microsoft Axapta, Oracle, SAP присутствуют решения SSA Global. Мы активно сотрудничаем с этой компанией и, безусловно, ощущаем интерес к продуктам SSA со стороны отечественных предприятий.
Система SSA ERP (Baan) по-прежнему сохраняет свою ориентированность на производство. Однако новая версия системы SSA ERP LN (Baan 6.1) уже настроена и для дистрибуции. В новой версии добавилась функциональность, расширились аналитические возможности, значительно упрощен интерфейс и пр. Однако по-прежнему клиенты SSA Global — это, прежде всего, промышленные предприятия.
CNews: Каковы итоги 2005 г. для компании GMCS? Какие направления вашего бизнеса росли наиболее динамично?
Сергей Сульгин: Прошедший 2005 год стал для компании GMCS успешным. Мы сохранили динамику роста финансовых показателей компании, удержав удвоение оборотов 2004 года. Существенно расширена клиентская база компании. По итогам года выполнены проекты внедрения ПО для предприятий из разных секторов промышленности. Рост числа специалистов в компании составил 75%.
В 2005 году GMCS вошла в лидирующий альянс российского рынка информационных технологий — группу компаний «Компьюлинк». Это стало для нас знаковым событием. Благодаря мощной поддержке группы «Компьюлинк» мы получили возможность выполнения для заказчика комплексных решений. Кроме того, GMCS, благодаря альянсу, смогла увеличить свою долю присутствия на крупном корпоративном рынке и выйти в новые регионы.
Уникальным конкурентным преимуществом GMCS является мультипродуктовость компании. Наша компания — партнер крупнейших мировых производителей: Microsoft, Oracle, SAP, SSA Global, что позволяет нам гибко работать с клиентом, учитывая его специфические задачи.
По всем этим направлениям деятельности в 2005 году мы смогли добиться хороших результатов. Практика Microsoft нашей компании реализовала проекты в таких компаниях, как «КПД-Терминал», «Царицыно», группа компаний «Белая Дача», «Ростелеком» и «ТрансТелеКом».
В числе клиентов, с которыми работали специалисты SAP практики GMCS: ТНК-ВР, Xerox Eurasia, «Аква Вижион», издательство «Эксмо», «ВИМ-Авиа», «Автофрамос» (Renault), Phillip Morris, Siemens, «Адамас — Столичный ювелирный завод».
Наши крупные проекты на Oracle — это, прежде всего, холдинг «Сибур», крупнейший телекоммуникационный оператор Казахстана — «Казахтелеком», сотовый оператор «МТС».
Интересные заказчики есть и по внедрению системы SSA ERP (Baan): это два крупных авиастроительных предприятия — «Иркут» и «МИГ», производитель тары и упаковки западная компания Amcor и др.
CNews: Каковы ваши стратегические планы по развитию бизнеса в 2006 г.? Предполагаете ли, в частности, расширение своих партнерских взаимоотношений?
Сергей Сульгин: В планах GMCS в 2006 году — выход на новые рынки, расширение географии наших проектов, возможно — покупка новых привлекательных активов. Стратегия развития GMCS предполагает реализацию четко определенных задач по каждому продуктовому направлению деятельности. Наша компания значительно выросла за последние несколько лет, и мы планируем сохранить эту тенденцию. Одна из ключевых задач по развитию бизнеса — это стабильная динамика доходов и усиление конкурентных позиций на рынке ИТ в России и стран СНГ. Региональная экспансия становится серьезным направлением нашей стратегии развития.
CNews: Спасибо.
|