|
|
Алексей Кравцов: Потребитель отдает предпочтение отечественной продукцииНа вопросы CNews отвечает Алексей Кравцов, генеральный директор «Крафтвэй Корпорэйшн ПЛС». CNews: Какие события вы указали бы в числе главных на российском компьютерном рынке в 2005 г? Алексей Кравцов: Мне хотелось бы остановиться не на главных событиях, а, скорее, на тех тенденциях, которые оказались наиболее существенными, по крайней мере, для нашей компании. Одна из четко прослеживаемых тенденций заключается в том, что поставщики аппаратных средств все больше внимания стали уделять развитию сервисов, предоставляемых заказчику. В нашей компании под Что касается непосредственно нашего основного бизнеса — производства компьютерной техники, то наблюдаемый здесь рост в последнее время больше относится к рынку мобильных ПК, а не декстопов. Кроме того, безусловно, продолжается стремительный рост рынка серверного оборудования. Я считаю, что рынок ноутбуков — на котором компания Kraftway на сегодняшний день не представлена — перегрет. В ближайшие А вот ноутбуки в линейке продукции нашей компании в ближайшее время вряд ли появятся. В современных условиях, на мой взгляд, их использование оказывается не всегда эффективным, а порою сопряжено с множеством проблем. Для того, чтобы начать заниматься производством ноутбуков, нужно вложить очень большие деньги и при этом противостоять обострившейся конкуренции со стороны зарубежных вендоров. Ноутбуки достаточно быстро устаревают, и я не вижу на сегодняшний день возможности для российской компании вести ноутбучный проект, за исключением компаний, которые уже давно занимаются подобным производством. Я думаю, что основное преимущество ноутбука — мобильность, вскоре станет не столь важным. С развитием каналов связи уменьшится необходимость таскать с собой полноценный компьютер. Вероятно, в будущем его потеснят более компактные устройства, например, гибриды телефона и ноутбука. И вот здесь компания Kraftway, возможно, действительно даст о себе знать. Еще стоит особо отметить такой процесс как консолидация, который обозначился более четко. Он обусловлен, прежде всего, возросшей конкуренцией между отечественными компаниями и зарубежными. При этом под давлением иностранных компаний многие российские производители либо прекратили свое существование, либо перепрофилировались и свернули производство техники в России. В сегодняшних условиях выживать могут лишь крупные компании. CNews: Какие факторы определяли, по вашим наблюдениям, развитие отечественной отрасли ИТ в прошедшем году? Алексей Кравцов: Здесь можно говорить о многом. Очевидно, что развитие отечественной Помимо этого, можно сказать об ускорившихся темпах компьютеризации страны, а также развития телекоммуникационной инфраструктуры и каналов связи. Это дает дополнительный импульс к росту рынка. CNews: Можно ли, на ваш взгляд, говорить о буме российской сборки? Похоже, все больше отечественных игроков начинают активизироваться в этом секторе. Алексей Кравцов: Я бы так не сказал. Я вижу как раз обратную тенденцию. Новых игроков на этом рынке не появляется. Есть порядка десяти компаний, которые существуют уже много лет и сменяют друг друга во всем известных рейтингах. Но новых игроков нет, если, конечно, не иметь в виду бренды, возникающие, когда розничная сеть начинает выпускать компьютеры под своей торговой маркой, совпадающей с названием магазина. Но это едва ли можно назвать сборкой и вообще перспективным направлением. Производство становится эффективным только при больших объемах, скажем, при выпуске более 150 тыс. компьютеров в год. С другой стороны, потребитель отдает все большее предпочтение отечественной продукции. Доля западных брендов на рынке настольных компьютеров всегда была невелика, и год от года она не увеличивается. Сейчас на этот рынок пытаются проникнуть азиатские вендоры. Та же Lenovo, например. Но, я думаю, что на сегодняшний день российский потребитель понимает, что сделать нормальный десктоп можно и в России. Другой вопрос, что не все российские компании уделяют достаточно внимания технологии и качеству производства. Тем самым они, конечно же, льют воду на мельницу зарубежных вендоров. CNews: Насколько успешно отечественным поставщикам ПК удается противостоять сегодня иностранным поставщикам? За счет чего и в каких нишах им удается конкурировать наиболее успешно? Алексей Кравцов: Российские производители ПК могут, на мой взгляд, успешно конкурировать только на рынке десктопов. Потому что на рынке ноутбуков серьезных российских игроков нет, и западные вендоры там успешно лидируют. Что касается десктопов, то производить их выгоднее здесь в соответствии с запросами клиентов, имея собственное производство, учитывая то, что декстопы в своей массе — недорогая продукция. А уж российский сервис по многим позициям лучше иностранного: в частности, он более гибкий. Западные вендоры превосходят нас только своими маркетинговыми бюджетами, и здесь нам уже действительно трудно им противостоять. На серверном рынке также возможно конкурировать с иностранными компаниями, и нам это неплохо удается, особенно в сегменте младших моделей и серверов среднего уровня. Но это требует от компании достаточно серьезных и постоянных инвестиций в R&D, разработку специализированного серверного ПО, обучение специалистов и под силу только крупным компаниям. CNews: За счет каких маркетинговых стратегий удается привлечь потребителя на этом рынке, на ваш взгляд? Алексей Кравцов: Задавая этот вопрос, вы, наверное, имеете в виду розничный рынок, на котором наша компания не является крупным игроком. Мы традиционно ориентированы на государственный и корпоративный сектор. Также мы осваиваем рынок СМБ. Высокое качество техники, разветвленная сервисная сеть, грамотная техническая поддержка, гибкость и быстрота в исполнения заказов и в решении возникающих проблем — вот основные требования заказчиков и мы стремимся им соответствовать. Это самая надежная стратегия. Kraftway за годы работы приобрел репутацию не просто крупного российского «сборщика», а компании, способной выпускать сложные инфраструктурные решения и имеющей большой опыт и экспертизу в аппаратной сфере. Вот для нас маркетинговая стратегия в этом и заключается. Мы выпускаем качественный продукт, который сам себя рекламирует. В том числе и для розничного потребителя. CNews: Как в целом вы бы охарактеризовали структуру потребления «железа» в России в настоящий момент? Алексей Кравцов: Если оценивать структуру исходя из поставок, осуществляемых нашей компаний, то ситуация в прошлом году выглядела следующим образом. Больше половины поставок пришлось на государственный сектор. Там у нас существуют прямые тендерные поставки. Есть также корпоративные аккаунты. Поставки туда мы осуществляем как напрямую, так и через партнеров. И есть просто партнерский канал. Это порядка тридцати региональных дистрибьюторов. Также мы осуществляем поставки в розничные сети. Сейчас мы работаем с тремя розничными сетями: CNews: Как вы оцениваете итоги своей деятельности на розничном рынке? Каковы ваши планы по дальнейшему продвижению в этом секторе? Алексей Кравцов: Сохранить свое присутствие на розничном рынке — является одной из главных для нас задач на этот год, однако серьезной экспансии мы не планируем. Розничный рынок перспективен, но очень не лоялен. Если вы начинаете работать, допустим, с CNews: Каковы помимо этого стратегические планы Крафтвей на 2006 год? Алексей Кравцов: Наши стратегические планы — сохранить и удержать технологическое преимущество по отношению к другим российским компаниям. Мы продолжаем серьезно вкладываться в исследования и разработки и о некоторых, возможно, уже в ближайшее время будет официально объявлено. Реально на сегодняшний день Kraftway, на мой взгляд, — это единственная российская Задача на 2006 год — запустить Обнинский проект. Кроме того, мы хотим закончить реструктуризацию, которая сейчас происходит в компании. В настоящее время мы испытываем то, что можно назвать болезнью роста, и 2006 год рассматриваем как подготовку к серьезному рывку, который предпримем в следующем году. В 2006 году я думаю, рост в объемах производства и денежной выручке будет более существенным, нежели в году минувшем. CNews: Насколько и за счет чего вырос бизнес Крафтвей за 2005 г? Алексей Кравцов: В рублевом исчислении наш оборот увеличился на 5,5 %, если в долларовом — то В прошлом году у нас сильно вырос объем корпоративных продаж и продаж через наших региональных дистрибьюторов. Продажам через партнерскую сеть мы вот уже 4 года уделяем особое внимание. И хотя Kraftway начинал выстраивать канал на правах эксклюзивности, сейчас де юре это упразднено, но Я думаю, что успехи канала говорят о том, что в целом техника Kraftway востребована на рынке. Если Kraftway выберет более активную и агрессивную маркетинговую стратегию, то объемы наших продаж увеличатся. Но тут есть один немаловажный момент. Kraftway, на мой взгляд, одна из немногих, а может, даже единственная компания, которая уделяет первостепенное внимание качеству своей продукции. А удержать качество, увеличивая объемы, достаточно сложно, не внедрив новых технологий. Поэтому мы, может быть, несколько искусственно сдерживаем процесс роста продаж. CNews: Спасибо. |