|
|
Антон Зайдлер: Объем рынка СЭД в 40-50 млн. долл. несколько занижен
На вопросы CNews отвечает Антон Зайдлер, директор Института Высоких Технологий.
CNews: Какие тенденции, на ваш взгляд, определяют сегодня развитие рынка ИТ в России?
Антон Зайдлер: 2005 год показал значительное повышение спроса на разработки российских компаний, которые смогли предложить рынку недорогие комплексные системы, сочетающие в себе помимо традиционного электронного документооборота целый ряд интересных решений для управления предприятием. Основным достижением 2005 года, на мой взгляд, стал тот факт, что «коробочные» тиражируемые продукты окончательно одержали победу над заказными разработками. В дальнейшем их присутствие на рынке будет только увеличиваться. Впервые за несколько лет мы наблюдаем ситуацию понижения средней интегрированной стоимости автоматизации одного рабочего места. В основном это достигается за счет простоты разрабатываемых продуктов, которые теперь не требуют длительного и дорогостоящего внедрения, а также обучения сотрудников компании. Это позволило использовать программные инструменты управления среднему и малому бизнесу.
CNews: Как, из вашей практики, изменилась за последнее время структура спроса на корпоративные приложения?
Антон Зайдлер: Еще год-два назад внедрение системы электронного документооборота или контроля исполнения поручений было поводом для публикации пресс-релиза компании-разработчика в основных СМИ. Это связано с тем, что такое внедрение требовало от клиента детально описанных бизнес-процессов, бюджета от нескольких сот тысяч до миллиона долларов и нескольких месяцев или даже лет работы над проектом, с привлечением дорогостоящих внешних консультантов. Такое было под силу и по карману только нескольким десяткам крупнейших российских компаний и поэтому являлось знаковым событием для ИТ-индустрии.
В связи с тем, что на рынке появились продукты, которые под силу установить и внедрить собственным специалистам, ситуация кардинальным образом изменилась. Если раньше стоимость автоматизации одного рабочего места составляла 5-6 тыс. долларов (с учётом консультационных услуг), то сейчас появились недорогие решения такой же стоимости — но за всю инсталляцию. В значительной мере изменилась и структура спроса на корпоративное ПО. Сейчас основной объем продаж (по количеству рабочих мест) приходится на недорогие легкие решения, которые сочетают в себе, помимо классического функционала СЭД, функции CRM, инструменты для обеспечения групповой работы сотрудников и накопления корпоративного опыта предприятия. Портрет заказчика также претерпел изменения, так как системы стали доступны молодым быстроразвивающимся компаниям.
CNews: Как бы вы оценили емкость российского сектора систем электронного документооборота в настоящий момент? Насколько остро ощущается конкуренция с западными поставщиками в этом сегменте?
Антон Зайдлер: По различным оценкам, общий объем рынка СЭД составляет около 40-50 млн. долларов. Хотя, на мой взгляд, эта цифра несколько занижена, на что есть ряд причин. Аналитические отчеты и обзоры рынка, как правило, строятся на основе данных, полученных из открытых источников. Тем не менее, мне достоверно известно, что информация о целом ряде крупных внедрений не раскрывалась. Рынок корпоративного ПО России до сих пор очень не прозрачен. Информация о провалившихся внедрениях, за которые разработчики получили значительные средства, не афишируется. С другой стороны, разработчики зачастую рапортуют об удачном завершении внедрения своего продукта у одного и того же заказчика. Если ранее можно было с большой долей вероятности посчитать объем рынка, опросив десяток вендоров о 10-15 крупных клиентах за год, то сейчас СЭД в России приобретают и внедряют тысячи различных компаний ежегодно. Все это не позволяет дать объективную оценку рынку. Одно ясно наверняка, этот рынок является одним из самых быстрорастущих, прибавляя ежегодно от 30 до 40 %.
Сильной конкуренции со стороны западных поставщиков мы не ощущаем. Это связано с тем, что они чаще всего позиционируют внедрение своего продукта, как проект-сателлит, сопровождающий или завершающий внедрение систем управления ресурсами предприятия (ERP). Учитывая тот факт, что завершенных проектов внедрения ERP в России не так много, доля рынка зарубежных СЭД в количественном выражении (количество инсталляций, количество автоматизированных рабочих мест) не велика. При продаже зарубежные компании акцентируют свое внимание на детальной проработке личных отношений, фокусируясь на 2-3 десятках потенциальных клиентов среди лидеров российской индустрии. Для них заключение контракта на внедрение — это венец работы группы высокооплачиваемых менеджеров в течение нескольких месяцев. Российские же компании последнее время фокусируются на создании и распространении функциональных и легко тиражируемых продуктов для среднего бизнеса.
CNews: Разработки по каким направлениям вы считаете сегодня для себя приоритетными?
Антон Зайдлер: Так получилось, что изначально мы не планировали заниматься широким распространением нашего продукта — системы оперативного управления компанией «Мотив». Мы создавали систему для себя и стремились к тому, что бы она максимально соответствовала нашим потребностям. Несмотря на это, теперь данный продукт можно назвать для нас основным, и это легко объяснимо. Впоследствии выяснилось, что наши потребности заключались в решении тех же самых проблем управления, что и у большинства российских компаний, поэтому наш подход к ведению бизнеса, воплощенный в продукте, нашел отклик у большого количества российских руководителей. Сегодня мы в значительной степени ориентируемся на потребности своих клиентов. Клиенты сами подсказывают нам пути развития системы. Мы принципиально не беремся за заказную доработку, взамен предлагая бесплатную возможность внесения пожеланий к функционалу в план разработчиков. Если это пожелание не противоречит общей идеологии системы, оно реализуется и становится доступным в следующих версиях, которые выходят с периодичностью 1,5-2 месяца. Таким образом, руководителей, входящих в список наших клиентов, можно сравнить с участниками некоего клуба, определяющего приоритетные направления развития системы.
CNews: Эксперты продолжают отмечать достаточно высокую вероятность поглощения российских разработчиков корпоративного ПО иностранными компаниями. Как вы оцениваете перспективы подобного сценария?
Антон Зайдлер: На текущий момент возможны два различных сценария поглощения российского разработчика иностранной компанией. Первый сценарий — это покупка собственных партнеров, занимающихся разработкой решений на базе зарубежной платформы и его дистрибуцией на территории РФ. Мы могли наблюдать несколько примеров реализации такого сценария в 2005 году. В подобных случаях компания не обращает особого внимания на финансовые показатели приобретаемого партнера. Сделка как таковая нужна для установления более жесткого контроля над каналами сбыта. Сумма сделки в таких случаях не называется.
Второй сценарий — это покупка независимого российского разработчика ПО. Возможен в тех случаях, когда компания увидит конкурента для своего продукта или будет заинтересована в приобретения удачно воплощенного или потенциально привлекательного «ноу-хау». Я считаю, что такие приобретения будут иметь место не ранее чем через год — два. Причин этому несколько. С одной стороны потребители российских и зарубежных продуктов не пересекаются, и зарубежная компания не видит российских конкурентов. С другой стороны, для того чтобы российская компания получила стратегического инвестора в лице зарубежного разработчика, ее бизнес должен быть прозрачен и, в случае покупки, должен обеспечивать значительное увеличение рыночной доли. Однако, сейчас из нескольких десятков российских продуктов, представленных на рынке, большинство в упрощенной форме копируют функционал и методики, реализованные в зарубежных продуктах, как бы заявляя: «Мы делаем то же самое, но дешевле!». Да и бизнес их прозрачным не назовешь. Приобретение такой компании, на мой взгляд, не представляет интереса.
CNews: Какие наиболее крупные проекты были реализованы ИВТ в прошедшем году? Насколько увеличилась выручка компании? Сколько подобных систем было поставлено вами в 2005 г.?
Антон Зайдлер: Базисный функционал системы «Мотив» был разработан в 2002 году. Изначально мы внедряли систему как одну из компонент единого информационного пространства на проектах по комплексной автоматизации предприятий. Но к концу 2004 года мы решили в корне изменить стратегию продвижения нашего продукта. После того, как мы детально отработали методику внедрения и использования, мы пришли к выводу, что «Мотив» не должен замыкаться на узком круге крупных заказчиков, а может послужить эффективным инструментом управления для любой компании с количеством сотрудников от нескольких десятков до нескольких тысяч. Цель конца 2004-начала 2005 года — переход от проектного решения к широко распространяемому продукту. Реальность показала, что мы не ошиблись. В течение 2005 года систему «Мотив» внедрили несколько сот компаний на территории стран СНГ, обеспечив тем самым трехкратный рост нашей выручки. Во многом этому способствовало развитие партнерской сети, которая сейчас насчитывает 19 представительств от Якутска до Прибалтики. Соответственно, самым крупным проектом, реализованным ИВТ, я считаю проект вывода «коробочной» версии системы «Мотив» на российский рынок.
По нашим данным, большинство проектов по внедрению корпоративного ПО заканчивалось так и не успев начаться, по причине того, что руководитель сталкивался с так называемой «скрытой стоимостью» внедряемого продукта. Оплатив стоимость серверной части ПО и стоимость клиентских лицензий, он понимал, что для внедрения системы так же необходимо приобретение дорогостоящей СУБД, дополнительного ПО, специфичного «железа» и других компонентов. Кроме того, зачастую ему навязывалось приобретение услуг по сопровождению продукта. Рассчитав бюджет на основе первоначально заявленной цены, руководитель был вынужден свернуть проект.
С самого начала мы решили для себя работать с открытой ценовой политикой. В той ситуации, когда у многих разработчиков нет открытых и ясных цен на сайте, это дает нам сильное конкурентное преимущество. Для технического обеспечения принятого нами решения используются бесплатно распространяемые компоненты с открытым исходным кодом, такие как веб-сервер Apache и СУБД FireBird. В сочетании с использованием ОС Linux, FreeBSD или Windows это дает возможность компании оплачивать только небольшую реальную стоимость пользовательских лицензий. Даже дополнительное ПО, которое включено в дистрибутив, поставляется бесплатно. Например, специальное приложение-клиент, позволяющее в режиме реального времени получать информацию о системных событиях и работать с изначально web-ориентированной системой «Мотив» в режиме offline.
CNews: Спасибо.
|
|