Сергей Шашурин: Перевес по-прежнему на стороне российских поставщиков ИТ-сервисов
На вопросы CNews отвечает Сергей Шашурин, президент компании «Сибинтек».
CNews: Какие события на российском ИТ-рынке вы назвали бы ключевыми, по итогам 2005 года?
Сергей Шашурин: На мой взгляд, основной фактор, оказавший влияние на развитие российского ИТ-рынка в 2005 году — это усиление роли государства. Государство стало уделять больше внимания данному сектору экономики. Подтверждением этому может служить и недавнее выступление Министра информационных технологий и связи РФ Л. Д. Реймана, посвященное приоритетным направления развития ИТ, в котором, в частности, отмечен рост объема рынка инфокоммуникационных технологий и его доли в ВВП России. Наряду с этим можно отметить дальнейшее увеличение объемов заказов со стороны государственных структур и рост профессионализма специалистов, отвечающих за развитие ИТ в госсекторе.
CNews: Как соотносятся, на ваш взгляд, доли отечественных и западных поставщиков профессиональных ИТ-услуг?
Сергей Шашурин: Я думаю, в целом по стране российские поставщики ИТ-услуг преобладают. Если говорить об ИТ-аутсорсинге, то ситуация наглядно отражена в данных исследования IDC, согласно которому в 2004 г. на долю крупнейших западных ИT-аутсорсеров в России — известных международных компаний HP, IBM, Siemens Business Services — приходилось не более 10 % рынка. В 2005 году доля рынка, занимаемая западными компаниями, увеличилась, но перевес по-прежнему на стороне российских ИТ сервис-провайдеров. Западные компании еще не в полной мере развернулись, и, к тому же, они концентрируют свои усилия в первую очередь на оказании услуг крупным корпоративным заказчикам и госструктурам.
CNews: Какие факторы, на ваш взгляд, могли бы стимулировать развитие аутсорсинга ИТ в России и приблизить давно прогнозируемый его бум?
Сергей Шашурин: Основной фактор, который будет способствовать развитию ИТ-аутсорсинга — рост отечественного среднего и малого бизнеса. Несмотря на то, что в настоящее время широко известны масштабные аутсорсинговые проекты для крупных корпораций, бюджеты которых очень велики, это всё же единичные контракты. По оценкам экспертов IDC доля сегмента SMВ не превышает 27 % объема российского ИТ-рынка, в то время как на крупный бизнес и госструктуры приходится более 50 %.
Компании сектора SMB наиболее заинтересованы в применении аутсорсинговой схемы, поскольку должны очень тщательно контролировать свои издержки. Сектор SMB всегда был крайне чувствителен к цене, которая оказывала решающее влияние при принятии решений руководителями предприятий. Постепенно этот сегмент рынка становится более зрелым, начинает доминировать соотношение цена/качество. При этом особенностью средних и малых компаний является управление процессами активного роста и развития при ограниченном ИТ-бюджете и небольшом количестве специалистов, что также оказывает влияние на повышение спроса на услуги сервиса и аутсорсинга.
CNews: Какие наиболее значимые проекты были реализованы «Сибинтек» за прошедший год?
Сергей Шашурин: В прошедшем году по-прежнему крупнейшим оставался проект по аутсорсингу ИТ-инфраструктуры и рабочих мест НК «ЮКОС». Продолжался масштабный проект по технической поддержке ИТ-инфраструктуры и сопровождению бизнес-приложений для сетей АЗК. В Красноярском крае успешно завершен проект по внедрению системы производственного учета непрерывного производства на Ачинском нефтеперерабатывающем заводе. Также был реализован ряд проектов, связанных с оказанием услуг по лицензированию корпоративного ПО Microsoft по программе Enterprise Agreement крупным холдинговым структурам. Еще один из значимых проектов — завершение первого этапа работ по созданию системы высокоскоростной широкополосной системы спутниковой связи для крупной территориально-распределенной компании.
CNews: Как вы оцениваете для себя результаты 2005 г. в показателях роста оборота и прибыли?
Сергей Шашурин: По сравнению с предыдущим годом совокупная выручка «Сибинтек» снизилась примерно на 1/4, но это снижение было предусмотрено планами, сформированными с учетом изменений в деятельности основного заказчика. При этом я считаю, что в сложившихся условиях компания продемонстрировала свою эффективность — прибыль от основной деятельности на 13 % превысила показатель, запланированный на прошедший год.
CNews: Каковы ваши планы по развитию бизнеса на 2006 г.? Какие направления деятельности находятся сейчас в вашем фокусе?
Сергей Шашурин: Первоочередная задача — плановое завершение реорганизации компании, предусматривающей выстраивание продуктовых вертикалей бизнеса «Сибинтек», повышение эффективности управления региональными подразделениями и дальнейшее расширение филиальной сети.
Фокусным направлением для нас остается ИТ-сервис и аутсорсинг, тем более что подобные услуги в настоящее время пользуются все возрастающим спросом. За последние годы отечественные компании вложили в развитие информационных технологий большие средства. Теперь перед владельцами бизнеса встают две задачи: поддержки работоспособности созданной ИТ-инфраструктуры и прикладных информационных систем и оценки эффективности произведенных инвестиций. Соответственно, возрастает потребность в сервисных организациях, способных построить сервис с понятными измеряемыми параметрами качества. Если десять лет назад особо остро стоял вопрос построения систем, то сейчас все большую актуальность приобретает вопрос сопровождения уже внедренных систем.
Безусловно, возрастает и роль консалтинга, находящегося на стыке ИТ и бизнеса. Поэтому я прогнозирую дальнейший рост сервисной составляющей бизнеса Компании, включающей как ИТ-аутсорсинг, так и консалтинговый бизнес, в частности выстраивание стратегий, оценку эффективности и т.д.
CNews: Спасибо.
|