|
|
Феликс Гликман: Предприятия пока относительно легко соглашаются на ИТ-проекты с большим сроком окупаемости
На вопросы CNews отвечает Феликс Гликман, генеральный директор TopS Business Integrator.
CNews: Как вы оцениваете итоги развития российского рынка ИТ в 2005 г? Какие тенденции доминировали, по вашим наблюдениям? Что меняется?
Феликс Гликман: Я бы хотел отметить в качестве позитивного фактора активное развитие рынка внедрения бизнес-приложений (ERP, CRM-систем, систем поддержки эффективности управления, включая автоматизацию бюджетного управления, формирования консолидированной управленческой отчетности и пр., систем управления документами и многих других). Причем, прошлый год показал, что потребность российских предприятий в ИТ-поддержке бизнеса — это уже не вопрос будущего и даже не тенденция, а «свершившийся факт». Это важно не только для ИТ-компаний, поставляющих соответствующее программное обеспечение и услуги внедрения систем. В определенном смысле такая потребность предприятий характеризует зрелость экономики в целом, поскольку бизнес-приложения становятся нужны на определенном этапе развития рынка, конкурентной среды.
CNews: Насколько прочно «завязаны» все еще высокие темпы роста российской ИТ-отрасли на нефтедолларах, на ваш взгляд? Или же появляются и другие мощные рычаги роста?
Феликс Гликман: Безусловно, нынешние темпы роста во многом определялись «нефтяными деньгами». Это, конечно, не означает, что потребителями ИТ являются, в основном, нефтяные компании. Нефтяная промышленность, как впрочем, и иные сырьевые отрасли, — это источник поступлений денежных средств в страну, и в этом смысле приток «нефтяных денег» обеспечивает относительное экономическое благополучие, политическую стабильность и развитие многих отраслей экономики. В том числе отраслей, связанных с поставкой товаров и услуг населению — торговых сетей, телекоммуникаций, розничного банковского бизнеса и др.
Однако если в ведущих мировых странах аналогично развивается и розничный сектор ИТ-рынка, т.е. велика доля потребления ИТ-услуг и ИТ-продукции населением, то в России этот сектор рынка «запаздывает». Основным потребителем ИТ остаются предприятия и организации, то есть корпоративный сектор, который, действительно, в большей степени, чем розничный, зависит от притока сырьевых денег, повышения инвестиционной привлекательности страны в целом.
CNews: Следует ли ожидать спада на рынке информатизации в результате возможного снижения цен на нефть?
Феликс Гликман: Я думаю, этот процесс будет происходить избирательно. Сейчас, может быть, предприятия относительно легко соглашаются на ИТ-проекты с большим сроком окупаемости. В случае, когда денег станет меньше, начнется более глубокий анализ сроков окупаемости и вообще стоимости владения информационными системами. На самом деле, я не считаю, что снижение цен на нефть сильно скажется на российском ИТ-рынке.
За последние 15 лет наша страна пережила много потрясений, и самые серьезные из них были связаны отнюдь не с отсутствием нефтяных денег, а с плохо организованным политическим процессом в стране и отсутствием перспективы у предприятий. Предприятие не будет инвестировать в проекты с большим сроком окупаемости, если ему не ясны перспективы и в целом непонятно, как и в какой среде оно будет работать завтра.
CNews: При том, что российский рынок ИТ уже не один год развивается под знаком M&A,похоже, что консолидационная эйфория обходит TopS BI стороной. Почему вы не заинтересованы в приобретении хотя бы малых перспективных компаний, если не в стратегических альянсах с равными игроками?
Феликс Гликман: Я не могу принять упрек в том, что мы не участвуем в этих процессах. Последние три года мы ведем такого рода переговоры с компаниями, близкими нам по бизнесу или дополняющими его. Но дело это не быстрое.
Известна мировая статистика, что больше 50 % сделок по слиянию и поглощению оказываются неудачными — компании становятся неэффективными или вообще распадаются. То есть вероятность неудачи в таких сделках достаточно высока, а на нашем рынке ситуация осложняется еще и тем, что бизнес сервис-провайдера неразрывно связан с культурой компании. Несходство бизнес-культуры и внутренней организации у объединяющихся компаний существенно увеличивает риск слияния. Игнорирование этого фактора может стоить очень дорого.
Есть, безусловно, и удачные сделки, например «Компьюлинк» и GMCS. Одна из компаний не имела такого вида услуг, как внедрение систем ERP, а другая — не занималась продажей оборудования и построением ИТ-инфраструктуры для поддержки бизнес-приложений. Они успешно объединились, и при этом компания GMCS не была «разобрана на части», был сохранен и ее бренд.
Вообще, подобные слияния-поглощения легче осуществимы для компаний-дистрибуторов, реселлеров с коротким циклом проектов. А сервис-провайдеры с их длинными циклами бизнеса — очень сложны в управлении. И поэтому при неразвитости бизнес-культуры у наших компаний в целом, управление слиянием-поглощением становится очень рискованным.
Здесь также необходимо упомянуть различия в системах отчетности, которые тоже затрудняют процессы слияния. В нашей компании ситуация с организацией внутренних бизнес-процессов относительно благополучная. В 2001 году волею судеб у нас появились иностранные акционеры, требования которых вынудили работать «на опережение» над тем, чтобы внутренние бизнес-процессы и «прозрачность» компании соответствовали западным стандартам. Насколько мне известно, примерно то же самое в 1997 году сделала компания IBS. Вместе с тем, наши переговоры о возможном слиянии с различными компаниями, в том числе очень успешными и уважаемыми на рынке, показали, что большинство наших контрагентов даже не имеют стандартной системы отчетности. Это тоже осложняющий фактор при слиянии компаний.
Я думаю, что в ближайшее время не следует ожидать большого количества таких сделок. Скорее, это вначале будут некие объединения, консорциумы компаний-партнеров.
CNews: Как скоро TopS BI может скорректировать свои стратегические планы в сторону проведения публичной или закрытой эмиссии? Что может здесь выступить катализатором процесса?
Феликс Гликман: Нет, эмиссий мы не планируем, поскольку, честно говоря, не видим в них особой необходимости. Конечно, как и для любого предприятия, нам для нормальной работы и развития требуется привлечение дополнительных средств. В нашем бизнесе очень высока доля постоянных затрат, большая часть которых связана с оплатой труда сотрудников. Если продажа проектов, на которые уже выделены специалисты, «пробуксовывает» и затягивается, у сервис-провайдера начинается превышение бюджета затрат над бюджетом доходов, поскольку зарплату сотрудникам надо платить в любом случае, работают они над проектом или простаивают в ожидании подписания контракта. В этом смысле наш бизнес — сложный с точки зрения финансового управления, и кредит на нормальных условиях для нас сегодня удобнее, чем эмиссия. Что касается формата IPO, — это, безусловно, инструмент повышения ликвидности компании, но масштаб нашей компании пока недостаточен для его продуктивного использования.
CNews: Согласны ли вы с тем, что западным игрокам до сих пор не удавалось и вряд ли удастся в ближайшей перспективе заметно потеснить российские компании на рынке системной интеграции?
Феликс Гликман: Здесь мы опять сталкиваемся с проблемой бизнес-культуры, которая в данном случае не совпадает у исполнителя и клиента. Наши клиенты — российские компании, и работать со своими подрядчиками как западные компании они не умеют. Соответственно, с исполнителями — западными ИТ-компаниями наши предприятия также не умеют работать. Поэтому услуги зарубежных сервис-провайдеров для наших заказчиков пока очень дороги. В результате получается, что у российских компаний есть в этом смысле приоритет.
Вторая причина, сдерживающая экспансию западных компаний, состоит в том, что у нас долгое время не было платежеспособного рынка. Только сейчас ситуация начала улучшаться. Кроме того, сегодня мировые ИТ-компании тоже переживают не самые лучшие времена. Высока конкуренция, и не так много существует компаний, способных предоставлять широкий спектр услуг и периодически их менять в соответствии с требованиями заказчика.
CNews: Как в целом вы оценили бы результаты прошедшего года для компании? Чем вы недовольны по его итогам?
Феликс Гликман: Итогами 2005 года я доволен. Хотя, конечно, денег никогда не бывает много. Хотелось бы расти быстрей и зарабатывать больше. Но я доволен тем, что в 2005 году проявились результаты стратегии, которой мы придерживаемся уже пять лет: сделать из компании сервис-провайдера. По итогам 2005 года в валовом доходе TopSBI 60-65 % составляют услуги. К услугам мы относим, в первую очередь, внедрение бизнес-приложений, спектр которых у нас постоянно расширяется. Например, в 2005 году мы начали предлагать услуги по созданию систем SRM (SupplyingRelationshipManagement, управление взаимоотношениями с поставщиками), интерес к которым у российских предприятий растет.
Мы занимаемся и заказной разработкой, но не программированием «с нуля», а разработкой приложений на основе ведущих мировых технологий. Это порталы, электронные торговые площадки, системы автоматизации, например, проект разработки системы автоматизации основных бизнес-процессов оперативной деятельности, выполненный для компании «Росгосстрах».
Наконец, мы предоставляем услуги поддержки и аутсорсинга. Я осознанно не называю аутсорсинг в числе ключевых тенденций современного российского ИТ-рынка, поскольку реальных достижений в этой области в России пока немного. У крупных российских корпораций существует, например, тенденция выделения своих ИТ-подразделений в отдельную ИТ-компанию, которая обслуживает все предприятия холдинга. Мы знаем, как минимум, два крупных финансовых холдинга, применяющих подобный принцип, и аутсорсинг они использовать не хотят. Мы занимаемся аутсорсингом поддержки компонентов ИТ-инфраструктуры, в том числе, предоставляем специалистов для работы «на территории» заказчика. В целом, на сегодняшний день услуги поддержки и сопровождения информационных систем и ИТ-инфраструктуры составляют уже около 8 % оборота TopSBI — величина не маленькая.
В прошлом году мы провели очень тяжелую работу по реструктуризации компании, приведению ее организационной структуры в соответствие с задачами компании. Объединили все консалтинговые службы в один большой департамент. Внутри департамента службы бюджетируются раздельно, по своим методикам, но теперь все они объединены общими системой управления и системой менеджмента качества. Это важно, поскольку нашей основной задачей остается выполнение проектов на должном уровне качества и в срок.
Также в 2005 г. мы завершили внедрение у себя в компании интегрированной информационной системы управления. Ядром системы стало решение SAP, которое интегрировано с CRM-системой (на базе Siebel) и системой управления проектами, разработанной на основе Microsoft EPM. Бюджетирование ведется в системе на основе Oracle.
В 2005 г. мы создали единую службу продаж компании, нацеленную на продажу приоритетных услуг. Это оказалось задачей достаточно сложной. Не могу сказать, что мы все вопросы решили. Тем не менее, реорганизацию к концу прошлого года мы завершили.
Итоги прошлого года я оцениваю как положительные для компании. Не без проблем, но в нашей стране без проблем и не бывает.
CNews: Какие задачи стоят перед TopS BI на 2006 г?
Феликс Гликман: В этом году мы нацелены на повышение эффективности бизнеса в целом. То есть повышение производительности труда консультантов, получение важных знаковых проектов. Иначе говоря — наращивание общей массы и отлаживание всех систем управления, масштабирование бизнеса. Сервисный бизнес становится эффективным только при больших объемах.
В целом, изменения, которые мы вносим в нашу деятельность, направлены на то, чтобы бизнес нашей компании был отлаженным и «прозрачным», с понятными бизнес-процессами, управляемостью, организационной структурой компании. Когда бизнес компании выстроен «по правилам», она готова к дальнейшему активному развитию, в том числе путем объединений, слияний.
CNews: Спасибо.
|
|