|
|
Рынок бизнес-приложений: пути к интеграцииДля мирового рынка бизнес-приложений минувший год стал периодом драматического прорыва давно назревавших событий. Они были обусловлены всем ходом развития этой сферы ИТ: идеологией разработки продуктов, которой в последнее время придерживались ИТ-производители, и особенностями отношений между ИТ-поставщиками и корпоративными заказчиками. Практика внедрений указывает на то, что, несмотря на активное продвижение полнофункциональных пакетов бизнес-приложений от одного вендора, предприятия больше заинтересованы во внедрении и интеграции систем best-of-breed. Первый сигнал намечающихся в отрасли перемен прозвучал еще в 2005 году: ERP-рынок, традиционно один из самых динамичных сегментов ИТ-бизнеса, после 14-процентного всплеска резко упал до 3% роста в год. Согласно отчетам IDC, западноевропейский рынок ERP в 2005 г. составил 7,5 млрд долл., что всего лишь на 2,5% выше показателя 2004 г. На период с 2006 по 2010гг. IDC прогнозирует увеличение среднегодового роста до 5% — в любом случае, не слишком впечатляющие показатели. Общемировые данные других аналитиков выглядели чуть более оптимистично: по данным AMR Research в 2005 г. мировой объем продаж ERP составил 25,4 млрд долл., а на 2006 г. компания прогнозировала общемировой доход от продаж ERP-систем на уровне 29 млрд долл. и обещала, что в ближайшие пять лет этот сектор будет расти на 10% ежегодно. Корпоративные заказчики, однако, не спешили поддержать эти радужные прогнозы твердой валютой корпоративных ИТ-инвестиций: проведя опрос североамериканских ИТ-директоров относительно планируемого на 2006г. распределения бюджетов, Forrester Research обнаружила, что главным приоритетом будет сокращение затрат на ПО (36% респондентов) и совершенствование интеграции приложений (28%). Конечно, у приведенных выше цифр есть несколько объяснений: это и массовые сделки по обновлению ERP-систем, закрытые в 2004 г., и последовавшее перераспределение бюджетов в пользу систем безопасности и соблюдения нормативов, и экономический спад в ряде стран. Но остается и самая важная, пусть и менее заметная причина — это неудовлетворенность заказчиков результатами внедрения бизнес-приложений, несоответствие ожиданий и заявленных показателей реальным возможностям систем. Позиционируя ERP-системы как универсальное средство для решения всех бизнес-задач предприятия, многие ИТ-поставщики вольно или невольно вводили заказчиков в заблуждение. В действительности ERP, выросшие из средств автоматизации финансово-бухгалтерских и учетных функций, до сих пор не достигли такого уровня развития, при котором им можно было бы доверить поддержку абсолютно всех направлений деятельности предприятия. На прошедшей весной 2006г. конференции «Корпоративные ИТ-стратегии в России» было отмечено, что охват ERP-системами бизнес-процессов крупных компаний не превышает 60%. Более того, в некоторых отраслях, в частности, в промышленности, полная автоматизация на базе ERP, скорее всего, принципиально невозможна в силу специфики деятельности этих предприятий. Подход best-of-breed и тесная интеграция бизнес-приложений от разных поставщиков в рамках корпоративной информационной среды — вот требования заказчиков, которые они высказывали на протяжении последних двух лет и которое большинство ИТ-поставщиков пытались игнорировать. Если бы разработчики корпоративных бизнес-приложений более внимательно прислушивались к той обратной связи, которую дают заказчики в опросах, подобных проведенному Forrester, то момент истины для игроков ИТ-рынка наступил бы гораздо раньше и не был бы столь болезненным. Помимо упущенной выгоды, в 2006 г. многие даже крупные поставщики бизнес-приложений оказались перед лицом возможных поглощений, направленных на решение именно этой задачи — предоставить заказчикам помимо инфраструктурной платформы и ERP-ядра специализированные продукты, наилучшим образом автоматизирующие те или иные участки деятельности. По пути консолидации Одним из недавних громких слияний стала сделка Infor и SSA Global, в результате которой на рынке появился игрок, сопоставимый по мощи с SAP и Oracle. После поглощения SSA годовой оборот Infor превысил 1,6 млрд. долл., и этот поставщик ERP и SCM-решений для фармацевтов, автопрома и FMCG/CPG смог усилить свои позиции и на рынке вертикальных решений для производственных предприятий. Вскоре после этого Infor начал активное продвижение на новые рынки, в частности, в конце 2006г. было открыто представительство этой корпорации в России. Укрупнение Infor во многом было ответом на проводимую Oracle агрессивную политику поглощений, которая стала движущей силой консолидации рынка бизнес-приложений и ИТ-отрасли в целом. Только в 2006 г. корпорация Ларри Эллисона осуществила 11 приобретений, из них четыре — в сфере бизнес-приложений: Siebel (ERP и CRM системы), 360Commerce (управление розницей), Portal Software (биллинг и управление доходами) и Demantra (управление продажами). К этому списку можно добавить и первое приобретение 2007г. — популярного в России производителя BI-систем Hyperion. Поглощая компании, специализирующиеся на решениях best-of-breed или имеющие хорошую клиентскую базу в тех или иных отраслях, Oracle достаточно чутко выбирает наиболее перспективные с точки зрения ИТ-инвестиций направления. Так, рынок полнофункциональных CRM-систем, вокруг которых была сконцентрирована значительная часть сделанных Oracle приобретений, только в Европе вырос по итогам 2005 года на 6%, после чего IDC повысила прогнозы прибыльности этого сектора ИТ-бизнеса. В августе 2006 г. Gartner также опубликовала отчет по рынку CRM-приложений, указав, что объем продаж этих систем в Европе достиг 1,9 млрд долл. — на 10% выше прошлогоднего показателя. В некоторых странах с благополучной экономикой, в частности, в Великобритании и Скандинавии рост CRM-рынка составил 27%. Согласно проведенному компанией Accenture опросу руководителей различных организаций, в ближайшие два года 35% компаний планируют внедрение CRM и 28% респондентов намерены инвестировать в системы управления взаимоотношениями с поставщиками (supplier relationship management, SRM). Динамика рынка CRM и «лучших в классе» бизнес-приложений для автоматизации различных функций продаж и маркетинга подтверждает правильность первой ставки, сделанной Oracle в борьбе за рынок корпоративных бизнес-систем в целом. Но соответствует ли выбранная корпорацией стратегия интеграции бизнес-приложений требованиям заказчиков? Насколько успешно Oracle развивает приобретенные продукты? Если взглянуть на обзор технологий Oracle в «Business Software Platform Vendor Profile», подготовленный Forrester Research в октябре 2006 г., можно заметить, что к лидирующим (по объему продаж и функциональности имеющихся на данный момент предложений) бизнес-приложениям можно отнести только модули управления кадровыми ресурсами (PeopleSoft и EBS). Пакеты CRM, системы электронных закупок, управления деятельности торгового персонала и POS-решения, технологически достаточно продвинутые, занимают, тем не менее, относительно небольшие доли рынка. Остальные бизнес-приложения Oracle попадают в раздел «хорошистов», понижаясь от весьма качественных корпоративных маркетинговых систем Siebel до платформ автоматизации коммерческих операций, которым еще только предстоит продемонстрировать свой стратегический потенциал. Технологии Oracle Аутсайдерами на этом фоне выглядят предлагаемые Oracle системы автоматизации складской деятельности (Warehouse Management Systems, WMS), в том числе и вертикальное WMS-решение для розничных сетей — наименее проработанные на данный момент продукты в портфеле решений Oracle. Между тем, направление WMS, как и уже упоминавшиеся решения для управления взаимоотношениями с поставщиками, является частью наиболее перспективного на сегодня сегмента бизнес-приложений, а именно систем управления цепочками поставок (Supply Chain Management, SCM). Приоритет цепочек поставок В 2005 г. объем мирового рынка SCM составил 5,6 млрд долл. и, по оценкам ARC Advisory Group, в течение ближайших пяти лет он будет расти на 8,6% ежегодно. Автоматизация управления складами и SCM в целом — наиболее востребованная на сегодня задача во многих отраслях, традиционно активных в применении ИТ, в частности, в розничных торговых сетях. По данным IDC (декабрь 2006), в среднем 27% европейских компаний, занимающихся оптовой и розничной торговлей, в 2007г. намерены инвестировать средства в управление цепочками поставок. При разбиении данных исследования по сегментам этот показатель для розницы оказывается особенно высок: 48% голосуют за SCM как приоритет на 2007 г., и более 30% отмечают необходимость внедрения систем управления складской деятельностью. На этом рынке Oracle, WMS-решения которой еще не достигли должной зрелости, будет трудно добиться преимущества путем нового поглощения, так как лучшее в этом классе решение — EXceed WMS от SSA Global — уже приобретено компанией Infor, и продвигается на рынок через ее партнеров. В частности, в России Infor Warehouse Management внедряет компания i2 СНГ, специализирующаяся на оптимизации цепочек поставок. Динамика российского рынка в этом сегменте уже сегодня отражает общемировую тенденцию роста: в 2006г. только по направлению WMS компания i2 СНГ объявила о десятках выполненных проектов, причем среди заказчиков есть как бренды национального масштаба — торговая сеть «Мир», «Лукойл-Пермнефтеоргсинтез», концерн «Калина», «Пятерочка», так и ведущие логистические компании, в частности, крупный 3PL-оператор Tablogix. Как уже было отмечено, спектр SCM решений включает не только автоматизацию процессов хранения и движения готовой продукции, но и оптимизацию сложных логистических процессов, что особенно важно в российских географических условиях и ввиду слияния российских предприятий с международными холдингами и глобализации процессов поставок, а также системы прогнозирования спроса, планирования и организации взаимоотношений с поставщиками и клиентами. По данным AMR Research и Forrester, внедрение SCM сокращает стоимость и время обработки заказа на 20-40%, на столько же оптимизирует складские запасы, снижает закупочные издержки и производственные затраты в среднем на 10% и увеличивает прибыль на 15%. Неудивительно, что WMS и SCM-решения рассматриваются предприятиями как следующий после CRM виток расширения функциональности корпоративных бизнес-систем. Тон на рынке SCM сегодня задают i2 Technologies и SAP, представляющие два разных подхода к решению специализированных бизнес-задач. SAP как поставщик систем масштаба предприятия наращивает вокруг ERP-ядра модули CRM, HR, SCM и другие, в значительной степени привязанные к использованию заказчиком учетной системы этого вендора. В противоположность этому, i2 предлагает решения best-of-breed, охватывающие все аспекты управления цепями поставок, учитывающие отраслевую специфику и интегрирующиеся практически со всеми ERP-системами. Успех реализации такого подхода был отмечен Gartner в выпущенном летом «Магическом квадранте» по Transport Management Systems, где i2 и ее решения семейства Transportation and Distribution Management занимают позицию лидера. Решения по управлению логистикой Практика внедрений также указывает на то, что, несмотря на активное продвижение полнофункциональных пакетов бизнес-приложений от единственного вендора, предприятия по-прежнему, и даже более, чем раньше, заинтересованы во внедрении систем best-of-breed. По данным i2 СНГ, примерно 70% проектов i2 в мире осуществляется с интеграцией с mySAP ERP или другими продуктами SAP, что говорит не только о хорошей совместимости систем, но и о предпочтениях заказчиков, которые отходят от моновендорной стратегии. В России SCM-решения i2 интегрируются с системами 1C, Oracle, J.D.Edwards и другими ERP, традиционно распространенными на отечественных предприятиях. Опрос ИТ-директоров российских торговых сетей, проведенный журналом Intelligent Enterprise, показал, что 37,5% предприятий этой наиболее динамичной с точки зрения автоматизации отрасли исповедуют принцип ориентации на лучшие в своем классе системы автоматизации по каждому направлению бизнес-задач с последующей их интеграцией. Очевидно, что подход best-of-breed подразумевает наличие развитых средств интеграции систем разных поставщиков на уровне архитектуры решений. Движение к SOA неизбежно и для традиционных вендоров ERP, и для поставщиков best-of-breed, поскольку это требование рынка, и давление со стороны заказчиков будет только усиливаться. Но полнота реализации SOA, условно говоря, «истинность» SOA фактически определяется общей бизнес-стратегией поставщика. Гигантам индустрии, продвигающим обширные наборы бизнес-приложений, на деле оказывается невыгодно обеспечивать действительно легкую интеграцию своих систем с решениями сторонних поставщиков, в то время как для производителей специализированных систем best-of-breed интеграция их предложений с максимальным числом ИТ-продуктов, безболезненное включение в разнородную ИТ-среду предприятия — вопрос выживания и успеха на рынке. Именно поэтому разработчики «лучших в своем классе» решений, такие как i2, возможно, продемонстрируют в ближайшем будущем и лучшие образцы реализации сервисно-ориентированного подхода, на которые будет равняться весь рынок. Лариса Артамонова |