tev
Обзор "Рынок ИТ: Итоги 2006" подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Kraftway

ИТ-компании охватила жажда публичности?

ИТ-компании охватила жажда публичностиСкрытный российский рынок информационных технологий готовится открыть инвесторам свое истинное лицо: в прошлом году о намерении провести IPO заявило огромное число компаний высокотехнологичного сектора. Параллельно Мининформсвязи готовит программу по стимулированию размещения на бирже российских ИТ-компаний, а ММВБ открыла специальную секцию для торговли их бумагами. Однако бума IPO за заявлениями не последовало. Эксперты считают, что ИТ-сектор еще не созрел для шага на биржевые площадки: в структуре доходов игроков доминирует продажа "железа", а бизнес компаний был так долго скрыт от внешних глаз, что до сих пор непонятен инвесторам.

Историю IPO отечественных игроков ИТ-рынка еще в 2002 году открыл РБК. Компания разместила акции на домашних площадках РТС и ММВБ, и с тех пор ее капитализация увеличилась с 83 млн до более миллиарда долл. В ноябре 2005 года один из крупнейших интеграторов IBS разместил 33% акций IBS Group Holding в форме GDR среди частных инвесторов — два крупных акционера продали свои пакеты фондам и институциональным инвесторам за 109 млн долл. Тогда сама компания была оценена в 343 млн долл. Позже, в феврале 2007 года, группа IBS прошла процедуру листинга глобальных депозитарных расписок на Франкфуртской фондовой бирже. В середине февраля на высокотехнологичный сектор лондонской биржи AIM пришла "дочка" АФК "Система" – "Ситроникс". В ходе размещения компания привлекла меньше запланированных 500 – 550 млн долл., предложив инвесторам 17,5% от уставного капитала по цене 0,24 долл. В результате капитализация "Ситроникса" составила 2,35 млрд долл. Однако вскоре акции компании подешевели: за первый месяц обращения на бирже котировки опустились с 11,2 долл. за акцию в первый день торгов до 9,9 долл.

Все IPO после выборов

Успех первых размещений заставил другие ИТ-компании всерьез задуматься о привлечении инвестиций на бирже, а неудачи "Ситроникса" — дожидаться более благоприятной конъюнктуры фондового рынка. Потому новейшая история IPO компаний сектора информационных технологий сплошь состоит из планов на 2008-2009 годы. В частности, еще в прошлом году группа компаний "Компьюлинк" намерена была выставить свои акции на бирже. Как говорил летом 2005 года ее президент Михаил Лящ, IPO планировалось на второй квартал 2006 года. В качестве андеррайтера была выбрана ИГ "Атон", в качестве площадки рассматривались AIM и РТС, планировалось разместить 25–30% уставного капитала.

Однако по завершении второго квартала 2006 года о выходе на биржу "Компьюлинк" так и не заявила, его не оказалось и в плане IPO секции AIM Лондонской биржи на сентябрь. Для аналитиков причины переноса размещения акций оказались очевидными — лето 2006 было не самой лучшей порой для выхода на биржу российских бумаг. "Летом состоялось, пожалуй, одно из самых крупных размещений — "Роснефти". Все западные инвесторы, готовые вложить деньги в российские ценные бумаги, сделали это", — рассказали в ИК "Файненшл Бридж". Впрочем, вместо размещения в компанию в начале текущего года пришли стратегические инвесторы: американский фонд New Europe Capital Fund и российский "Ренессанс Пре-IPO Фонд", которые выкупили пакет акций управляющей компании Delta Private Equity Partners, являвшейся акционером "Компьюлинка" с 2004 года. Теперь компания и ее акционеры упорно молчат о планах и сроках проведения IPO, но не скрывают, что не оставляют надежды на размещение на открытых площадках акций "Компьюлинка".

Уже в конце этого года выйти на биржу планирует федеральный оператор спутниковой связи "Айпинэт", принадлежащий Юрию Паку, Нурлану Каппарову, Берику Каниеву, Мураду Софизаде и другим частным лицам. "Акционеры компании пока не приняли окончательного решения, но рассматривается возможность проведения IPO в четвертом квартале 2007 года или первом квартале 2008 года на LSE AIM. Пока рано говорить о размере размещения как в процентном отношении, так и по сумме, но обычно в компаниях сектора TMT (Telecom, Media, Technology) принято выставлять от 25 до 40% акций, для того чтобы поддерживался определенный уровень ликвидности бумаг", — передала пресс-служба комментарий гендиректора компании Мурада Софизаде. По его словам, "Айпинэт" уже имеет аудированную отчетность по МСФО за последние три года, и если решение об IPO будет принято, размещение может состояться достаточно быстро.

Остальные IPO российских ИТ-компаний рассчитаны на более поздние сроки. В прошлом году о намерении пойти на биржу объявил один из лидеров рынка системной интеграции "ТехноСерв А/С". Как сообщил председатель консультативного совета "ТехноСерв А/С" Алексей Ананьев, компания начала подготовку к IPO. "Пока мы не говорим о конкретных сроках: для выхода на биржу нужно подготовить финансовую отчетность по международным стандартам, провести аудит. Но такой вариант развития бизнеса пока предпочтительнее, чем, например, привлечение стратегического инвестора. Мы хотим, чтобы наши клиенты знали, что работают с открытой компанией", — уточнил исполнительный директор компании "ТехноСерв" Юрий Баев.

Один из крупнейших в России сборщиков персональных компьютеров Kraftway рассчитывает выйти на биржу в 2009 году в том случае, если компании удастся в ближайшие три года удвоить оборот. Оборот Kraftway в 2006 году увеличился на 25%, до 6 млрд 300 млн руб. Генеральный директор Kraftway Алексей Кравцов рассказал, что если запланированный рост будет реализован, то Kraftway будет готов к проведению IPO в 2009 году. Группа компаний Verysell также планирует стать публичной через два года — в 2009 году она рассчитывает провести IPO. По словам президента Verysell Михаила Краснова, компания намерена осуществить публичное размещение акций на одной из российских площадок, а пока надеется развиваться на деньги стратегических инвесторов.

Softline, занимающаяся дистрибьюцией и розничными продажами программного обеспечения, тоже называет 2008—2009 годы наиболее вероятным сроком для выхода на биржу. Уже по итогам 2007 года Softline планирует опубликовать финансовую отчетность по международным стандартам. Гендиректор компании Игорь Боровиков отметил, что предпочтение будет отдано российской бирже, в случае если появится специализированная площадка для ИТ-компаний. По мнению г-на Боровикова, на отечественной бирже Softline сможет привлечь больше средств, чем на западных площадках. Объем инвестиций, на которые рассчитывает компания, пока не определен.

Российские ИТ — на российскую биржу

После того как несколько российских ИТ-компаний объявили о грядущем IPO на западных биржах, Мининформсвязи обеспокоилось привлекательностью внутренних торговых площадок для отечественных игроков. В конце прошлого года министр информационных технологий и связи Леонид Рейман заявил, что одним из вариантов привлечения компаний на местные биржи может стать создание специальной торговой площадки, где будут размещаться акции предприятий, работающих в сфере высоких технологий. "Мы хотим сделать так, чтобы российские ИТ-компании были заинтересованы в размещении на российской бирже", — заявил Леонид Рейман.

В ответ на предложение министра Московская Межбанковская Валютная Биржа (ММВБ) открыла специальный сектор для компаний из высокотехнологичных отраслей — телекоммуникаций, интернет-бизнеса, разработки программного обеспечения, радиоэлектроники, биотехнологии и фармацевтики. Компании могут обладать относительно небольшой капитализацией — от 100 млн до 5 млрд руб., но критерием допуска эмитентов в сектор будет являться рост выручки темпами не менее 20% в год. В марте прошла аккредитация первых листинговых агентов, но пока ни одного IPO на этой площадке не состоялось.

Чего хочет инвестор

Участники рынка полагают, что бумаги ИТ-компаний должны быть успешными — инвесторы давно ищут альтернативу "голубым фишкам". "Российский рынок ценных бумаг сейчас перегрет — цены на акции высокие, и инвесторы ищут альтернативу", — считает директор службы по связям с общественностью ГК Verysell Марина Румянцева. По мнению исполнительного директора SAP в странах СНГ Бориса Вольпе, для западных инвесторов вкладывать деньги в российские компании интереснее, чем, например, в индийские. "Мы ближе к европейцам как территориально, так и по ментальности", — объясняет он.

Впрочем, энтузиазм этих участников рынка разделяют не все. Президент компании Leta IT Александр Чачава считает, что инвесторам интересен высокотехнологичный и инновационный бизнес, в то время как большинство российских компаний сектора зарабатывают на дистрибуции оборудования. "Продажи "железа" приносят 80—90% выручки большинству отечественных системных интеграторов. Дистрибуция — бизнес низкомаржинальный. Компаниям с такой структурой дохода будет довольно сложно продаться по хорошей цене", — считает г-н Чачава. А финансовый директор "Крок" Наталья Грибанова говорит, что скорого появления акций ИТ-компаний на бирже ожидать не стоит. "IPO потребует не только серьезных финансовых, но и временных затрат: компании должны предоставить отчетность по международным стандартам за три года. При этом переход на новые стандарты внесет серьезные корректировки в уже сложившиеся бизнес-процессы", — подчеркивает она.

К тому же, признается Алексей Ананьев из "ТехноСерва А/С", российский ИТ-сектор выглядит слишком закрытым. "Сейчас мы не рассматриваем возможность слияния и поглощения конкурентов: рынок настолько непрозрачный, что очень сложно оценить реальную стоимость или потенциал его участников", — объяснил он.

Александра Крекнина / CNews

Алексей Кузовкин: Темпы развития ИТ-рынка подталкивают компании к принятию решения о проведении IPO

Алексей Кузовкин

О факторах, влияющих на решение ИТ-компаний о выходе на фондовый рынок, в интервью CNews рассказывает генеральный директор компании "Армада" Алексей Кузовкин.

CNews: Как вы оцениваете развитие российского ИТ-рынка в 2006 году?

Алексей Кузовкин: Все последние годы российский ИТ-рынок растет, в 2006 году его рост составил около 30%. Можно уверенно говорить о том, что значительно повысился за это время и технологический, и качественный уровень услуг, предоставляемых российскими компаниями.

При этом нужно отметить, что в 2006 году активно росла доля таких направлений, как ИТ-услуги и обслуживание ИТ-инфраструктуры на фоне сокращения доли инвестиций в ИТ-инфраструктуру. В этом российский рынок постепенно сближается с рынками западных стран, где услуги, безусловно, превалируют.

Важной тенденцией развития ИТ-рынка стала набирающая обороты консолидация. Небольшим компаниям все труднее конкурировать с крупными, поэтому они с готовностью идут на сближение с ведущими игроками рынка. В свою очередь, крупные компании за счет консолидации обретают возможность в короткие сроки расширить список предоставляемых услуг. В настоящий момент на российском рынке нет явно выраженных лидеров, ни один из игроков не контролирует больше 10% рынка, но это не значит, что такие компании не появятся в ближайшие годы.

CNews:В 2005-2006 годах о своем желании провести IPO объявили сразу несколько российских ИТ-компаний. Тем не менее, никто так и не осуществил размещение. С чем это может быть связано, на ваш взгляд?

Алексей Кузовкин: Я думаю, что нельзя говорить о какой-то одной причине нереализованного выхода компаний на IPO. Скорее, имеет место целый комплекс причин, каждая из которых в той или иной степени присуща игрокам российского ИТ-рынка.

Во-первых, многие компании откладывают проведение IPO вопреки обещаниям, ожидая, что их стоимость возрастет вместе с общим ростом рынка. Во-вторых, на их решения об отсрочке влияет внутренняя неуверенность в своих силах, поскольку у менеджмента, как правило, отсутствует опыт привлечения инвестиций, тем более — посредством процедуры IPO. В-третьих, многих ИТ-игроков сдерживает собственная финансовая закрытость — а проведение IPO, как известно, предполагает высокую прозрачность компании для потенциальных инвесторов. В-четвертых, есть компании, имеющие достаточные средства для развития и без привлечения сторонних инвестиций, при этом в структуре продуктов и услуг многих игроков велика составляющая дистрибуции и продаж «железа», что само по себе не является привлекательным объектом для инвестиций. И последний аспект: некоторые компании не имеют четкой долговременной стратегии развития, что отражается на их возможностях и инвестиционной привлекательности. Но, несмотря на все сложности, ИТ-рынок своим развитием подталкивает компании к принятию решения о выходе на IPO. Поскольку те игроки, которые раньше других получат доступ к финансовым ресурсам, будут иметь возможность консолидации наиболее привлекательных активов.

CNews: Насколько российские ИТ-компании вообще заинтересованы в выходе на фондовый рынок, на ваш взгляд? Что может стимулировать их к этому шагу?

Алексей Кузовкин: Каждая компания развивается по собственному сценарию, и в ходе этого развития проходит множество этапов и перебирает массу возможностей. Кто-то способен постоянно развиваться и обладает достаточными для этого ресурсами, кто-то — нет. Выход на фондовый рынок — это одна из возможностей, очень перспективная, но отнюдь не единственная. Интерес к IPO существует, но главное — это наличие возможностей для роста, уверенность компании в завтрашнем дне и умение принимать верные стратегические решения.

Сильным стимулом к выходу на биржу должна служить идея активизации развития своей компании. Если она присутствует, если есть воля к воплощению этой идеи, то компания, как правило, добивается поставленных целей. Кроме того, всегда перед глазами пример других игроков, чей успех также может подтолкнуть многих к принятию такого решения.

CNews: Каковы ваши планы и ожидания в связи с процедурой IPO? Какие изменения претерпевает компания по мере подготовки к выходу на фондовый рынок?

Алексей Кузовкин: В феврале текущего года совет директоров "РБК Информационные Системы" принял решение о выделении ИТ-бизнеса в отдельную компанию, получившую название "Армада". Мы с уверенностью говорим о проведении IPO ОАО "Армада" в 2007 году. Безусловно, мы надеемся, что эта процедура пройдет успешно.

В ходе подготовки к выходу на фондовый рынок любая компания неизбежно и довольно значительно меняется. Для "Армады" этот этап во многом пройден, так как мы уже были частью публичной компании "РБК Информационные Системы" и вместе пережили необходимые для процедуры IPO перемены еще в 2002 году.

Но для компании, начинающей выход на фондовый рынок с нуля, изменения будут существенными и затронут все внутренние и внешние процессы. В компании появятся новые, непривычные, но обязательные для исполнения процедуры.Придется привыкнуть к довольно продолжительному внешнему аудиту и научиться общению с инвесторами.

Читать полный текст интервью

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати