|
|
Рынок ИБ в России начинает расти за счет СМБИнформационная безопасность продолжает оставаться одним из самых быстро растущих сегментов российского рынка ИТ. Две основные силы — осознание компаниями ценности имеющейся в их распоряжении информации, и ужесточение государственного регулирования вопросов, связанных с охраной национальных секретов, коммерческой тайны и неприкосновенностью персональных данных граждан — стимулируют столь впечатляющую динамику. Новой тенденцией последних двух лет стал взрывной рост потребления продуктов ИБ частными лицами и малым бизнесом. По оценкам самих игроков российского рынка ИБ в 2006 году его объем составил $250-$260 млн (данные компаний Leta и «Информзащита» cсоответственно), при темпах роста 24%-29%. Ожидается, что в 2007 году его объем достигнет примерно $320 миллионов. Предполагается, что в ближайшие несколько лет этот сектор будет расти как минимум на 10% быстрее ИТ-рынка в целом (прогноз компании «Информзащита»). В то же время темпы роста по отношению к показателям прошлых лет несколько снижаются. А в связи с сильным влиянием государственных заказов на обороты вендоров в 2007 и 2008 гг. (когда намечены выборы в Государственную Думу, а также выборы Президента России) ожидается стабилизация темпов роста рынка ИБ примерно на уровне 30% в год. Далее ожидается прирост к этому значению примерно на 2% в год.
На отечественном рынке ИБ все более явно намечается смещение рыночных фокусов вендоров в сторону малого и среднего бизнеса, а также частных лиц,. В 2003 году доля представителей этих сегментов не превышала 26% в общей выручке, в 2006 г. этот показатель достиг 31%, а в 2010 году его значение прогнозируется на уровне 38%. Связано это во многом с распространением широкополосного интернета, ростом доходов населения и пониманием величины рисков потери информации при небрежном отношении к вопросам ее защиты. Что касается продуктового наполнения, то оно свидетельствует о взрослении рынка ИБ в стране. Времена закупок средств «индивидуальной защиты» проходят. На повестке дня — аудит систем безопасности, интеграционные проекты и внедренческий консалтинг, обусловленные необходимостью построения комплексных систем защиты. Набирает обороты и аутсорсинг элементов инфраструктуры ИБ. По мнению экспертов, нынешнее состояние рынка характеризуется переходом из «болота точечной безопасности» к комплексным системам защиты, построенным на основе всесторонней оценки соотношения информационных рисков и стоимости владения подобным решением. Во главе этого процесса находятся крупнейшие компании (прежде всего финансового, телекоммуникационного, транспортного и сырьевых секторов), а так же органы государственной власти. Это совершенно не означает, что предприятия иных индустрий, например, страхования, предоставления деловых услуг или розничная торговля, не испытывают потребности в защите информации. Вовсе нет! В своем большинстве этот бизнес начал развиваться относительно недавно и просто не успел догнать лидеров. Другие сектора экономики, например, электроэнергетика, машиностроение и здравоохранение, находятся в стадии реформ, и можно ожидать их рывка в недалеком будущем. Куда и как пойдет рынок ИБ в России? В 2006 году правительство взялось за создание и совершенствование законодательства в сфере ИТ и ИБ. Наряду с повышенным вниманием, уделяемым вопросам национальной безопасности, наблюдается тенденция сближения с Западом путем наполнения правового пространства, регулирующего рынок ИБ, и обеспечения совместимости на уровне международных стандартов. Это и новая редакция закона «О рекламе», отчасти затронувшего вопрос спама. В ближайшей перспективе — пополнение информационного права РФ новыми законами «Об электронной подписи», «Об электронном документе», «О доступе к информации» и т.д. Это и закон «О персональных данных». Таким образом, Россия продолжает движение в сторону мирового сообщества, кульминацией которого должно стать вступление в ВТО. Этим не замедлили воспользоваться иностранные производители продуктов ИБ. Целый ряд вендоров открыли в стране представительства. Зарубежные компании медленно, но уверенно оттесняют местных производителей и сервис–провайдеров на периферию рынка, оставляя пока одну единственную спокойную гавань — рынок государственных закупок. Главным конкурентным преимуществом иностранцев является то, что кроме неоспоримого преимущества в опыте, они способны работать в целом ряде продуктовых сегментов в условиях низкой маржи, компенсируя убытки на этом направлении доходами от сервисов, имеющих максимальную на сегодняшний день среди ИТ-продуктов прибыльность. Кроме того, волна слияний и поглощений придает западным продуктам многофункциональность, они покрывают смежные с ИБ сегменты и, будучи изначально созданы в соответствии с международными стандартами, легко интегрируются как между собой, так и с продуктами конкурентов. Вот здесь и находится главная уязвимость локальных производителей. За редчайшими исключениями, их продукты не востребованы за пределами страны, невзирая на применение отдельных уникальных технологий. Другая проблема россиян заключается в ориентированности на крупный бизнес и государственный сегмент. Большинство местных вендоров не могут работать с СМБ и частными лицами из-за недостаточной адаптации своих продуктов для нужд этих пользователей, а также по причине несоответствия товаропроводящих и сервисных структур требованиям этого рынка. И, наконец, третье уязвимое место — отток менеджеров в западные компании при серьезных недостатках в подготовке кадров нашей системой образования. Работа в массовых сегментах требует наличия, кроме инженерной составляющей, так называемой рыночной части — например, бренд-менеджеров, маркетологов и логистиков. Важно и наличие в растущих компаниях специалистов, способных привлекать деньги инвесторов для развития бизнеса. Главный вывод здесь в том, что время тепличных условий изолированного рынка заканчивается. По мнению руководства компании «Информзащита» у российских участников этого рынка осталось два–три года для внутренней перестройки и наращивания своей конкурентоспособности. Экспертами рынка не раз обсуждались различные предложения на эту тему. Издание CNews не исключение. На одном из круглых столов, например, предлагалось изменить свое негативное отношение к практике OEM соглашений. Многие западные компании, широко известные сегодня (лучшим примером здесь будет антивирусная отрасль), используют чужие движки, внося, может быть, лишь незначительные изменения. На Западе широко распространена кооперация компаний, различные альянсы производителей, тогда как ничего этого в России почти нет. Еще одним трудным, но вполне реальным путем развития российских компаний является выход на рынки стран, у которых непростые взаимоотношения с Западной Европой и США. Вадим Ференец / CNews Analytics |