|
|
Мировой рынок ПК растет за счет ЮВАО и ЕМЕАПрогнозы аналитиков о влиянии неблагоприятной экономической ситуации на уменьшение поставок ПК постепенно начинают сбываться. Первой страной, где по итогам 2006 года заметно упали поставки, стала Япония. В США при незначительном годовом приросте, наблюдается уменьшение потребления ПК во втором полугодии. Динамика по рынку в целом оказывается положительной лишь благодаря растущим потребностям в ПК Юго-Восточной Азии, Латинской Америки и региона EMEA. Япония — первый «звонок» стагнации Прогнозируемый Gartner в начале 2006 года рост продаж мирового рынка ПК на 10,7% совпал с результатом по итогам периода — 9%. Напомним, годом ранее этот показатель составил 15,3%. Причиной уменьшения темпов роста эксперты называют замедление мировой экономики и пройденный пик замены устаревшего парка ПК. Данные IDC по количеству поставленных ПК и динамике немного отличаются от данных Gartner — 227,7 млн ед. и 9,5%, соответственно. Объем в денежном эквиваленте составляет 231,9 млрд долл., что на 6,1% больше, чем по итогам 2005 года. По оценкам IDC поставки настольных ПК выросли лишь на 2% и составили 138,3 млн единиц, в то же время рынок ноутбуков продемонстрировал рост 26,3%, увеличившись до 82,4 млн единиц. Мировые поставки ПК, 2006 (предварительные данные, млн ед.)
Примечание: данные по поставкам десктопов, ноутбуков и x86 серверов По данным аналитических агентств объем поставок в США вырос на минимальное значение: 1,2% по Gartner, и 2,5% по IDC. Причем, по данным Gartner, во втором полугодии 2006 года наблюдалось снижение поставок по сравнению с тем же периодом 2005 г. В целом положительный рост был достигнут благодаря продажам ноутбуков. Уменьшение спроса на настольные ПК эксперты объясняют высокими ценами на энергоносители, ожиданием очередных президентских выборов и связанных с этим изменений внутренней и внешней политики. Вместе с тем, на ближайшие годы у аналитиков IDC достаточно оптимистичные прогнозы относительно потребления ПК в США — по их мнению, темпы роста продаж превысят показатели 2006 года. Регион EMEA по итогам 2006 г. продолжает оставаться лидером по потреблению ПК, демонстрируя объем рынка в 80,3 млн единиц и рост — 10,8%. Значительный вклад в общую картину года внес четвертый квартал — поставки выросли на 11,9% относительно 2005 года и составили 25,7 млн единиц. В четвертом квартале рынок ПК ощутил некоторый спад в Германии и Скандинавских странах. Ожидание Vist’ы, по мнению аналитиков, имело лишь незначительный эффект на снижение спроса в регионе EMEA, повлияв, возможно, только на снижение цен на ПК. В Юго-Восточной Азии поставки ПК по итогам года составили 59,9 млн единиц, что на 17,2% больше, чем годом ранее. В четвертом квартале рост составил лишь 13,3%. В отличие от региона EMEA, считают аналитики, здесь покупатели готовы были подождать выхода Vist’ы. Еще одной из причин некоторого снижения спроса называют высокие цены на LCD. Латинская Америка, единственная из всех регионов, продолжает показывать впечатляющие темпы роста — 24,7% (в 2005 г. — 26%), объем поставок составил 18,6 млн шт. Итогом четвертого квартала стали поставки 5,4 млн ПК и рост 22% относительно аналогичного периода 2005 года. На результаты четвертого квартала, по мнению аналитиков Gartner, повлияли сезонные праздники и ликвидация остатков бюджетных средств в крупных коммерческих и правительственных учреждениях. Рост поставок ПО по регионам, 2005/2006 Япония стала первой страной, где по итогам года, было зафиксировано снижение поставок. Объем рынка в 14,2 млн ПК на 3,3% ниже показателя 2005 г. В четвертом квартале негативную тенденцию снижения объемов продемонстрировал здесь как корпоративный, так и потребительский сектор, что вылилось в отрицательном показателе — 12,6% относительно четвертого квартала 2005 г. Динамика поставок ПК в США и во всем мире, 2005-2009
* Прогноз «Трон» Dell пошатнулся По итогам 2006 года одни аналитические агентства по-прежнему ставят на первое место Dell, другие же спешат объявить, что после нескольких лет лидер поменялся, и им стала компания Hewlett-Packard. В любом случае, разница в долях между первым и вторым местами становится все менее заметной. По данным Gartner, Dell сохранил лидерство по количеству проданных десктопов, ноутбуков и серверов x86 архитектуры. При всем этом год сложился для Dell неудачно, что и стало причиной смены генерального директора и всей управляющей команды. На фоне 9% роста отрасли и двузначных показателей остальных крупных игроков Dell умудрился показать скромные 3,5% роста в поставках за год и снижение поставок в четвертом квартале 2006 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 8,7%. Компании HP, со своей стороны, удалось воспользоваться неудачами Dell. По итогам третьего и четвертого квартала она сумела занять первое место по поставкам. Причем в четвертом квартале разница между долями этих двух вендоров была 3,5% в пользу HP (17,4 и 13,9%, соответственно). Поставки ПК в мире, 2006 (тыс. ед.)
Китайской компании Lenovo, наследнице IBM, удалось не только не растерять долю рынка, но и постепенно увеличивать ее, пусть и очень слабыми темпами. В 2004 году доля ПК IBM в мире была 5,5%, теперь у Lenovo — 7%. Четвертое место, как и год назад, занимает компания Acer, которой удается поддерживать фантастический уровень роста (37,1% в 2006 году и 58,1% в 2005). Вендору, за счет продаж мобильных систем, удалось за два года увеличить свою долю на глобальном рынке ПК с 3,4% в 2004 году до 5,8 в 2006. Единственное изменение, произошедшее в Top5 по данным Gartner, — изменение пятого призера. Компании Toshiba, благодаря значительному росту продаж, удалось вытеснить с этой позиции Fujitsu-Siemens . В США лидер прежний Несмотря на потерю лидерства в мире в течение третьего и четвертого кварталов 2006 года, в США компании Dell удается оставаться на первом месте. Правда, и здесь дела у вендора не слишком хороши — в четвертом квартале поставки снизились на 17,3%, а доля составила 29,1%, это почти на 5% меньше чем год назад. Разница между Dell и преследующей ее HP постепенно сокращается: если во 2 квартале 2005 года она составляла почти 15% (32% и 17,4%, соответственно), то в 4 квартале 2006 года — уже лишь 4% (29,1% и 25,3%, соответственно). На фоне скромных показателей роста Dell, HP демонстрирует увеличение продаж, характеризуемое двузначной цифрой, а это значит, что смена лидера может скоро произойти и на рынке США. Кроме Dell и HP, в Топ5 поставщиков ПК в США вошли также Gateway (6-7%), Apple (около 5%) и вытеснившая компанию Lenovo Toshiba. Последней в течение второго полугодия удавалось удерживать в США рост продаж ПК на уровне 22,3%. Большие темпы роста удалось продемонстрировать только компании Apple — 30,8% во втором полугодии. Стоит отметить, что по сравнению с другими регионами, в США доля «большой пятерки» составляет около 70% от всего рынка. Для сравнения, в регионе EMEA на нее приходится чуть менее 50%, а в России — около 30. HP «ведет» в EMEA В целом в 4 квартале продажи персональных компьютеров в Европе, Африке и на Ближнем Востоке составили 24,6 млн штук, увеличившись по сравнению с тем же периодом годом ранее на 10,4%. За весь ушедший год поставки таких устройств превысили 75 млн единиц, что означает рост в годовом исчислении на 11%. Ключевыми факторами, оказавшими благоприятное влияние на объем продаж, аналитики называют спрос на портативные компьютеры, а также поставки конечным пользователям. При этом, если в сегменте ноутбуков объем реализованных продуктов вырос в 2006 году на 28% против итогов 2005 года, то в сегменте десктопов результаты были не столь позитивны. Слабый спрос со стороны корпоративного сектора отрицательно сказался на Dell, Fujitsu Siemens и Lenovo. Между тем, HP и Acer увеличили свою долю на рынке на фоне стабильного потребительского спроса и продаж на рынке СМБ. По итогам заключительных трех месяцев года Acer даже отодвинула Dell со второй позиции в рейтинге крупнейших вендоров ЕМЕА. Ноутбуки все больше влияют на общий рост на рынке ПК во всем регионе. По итогам 4 квартала рост в сегменте портативных компьютеров Западной Европе сохранил высокий уровень в 20%. В Центральной и Восточной Европе показатель даже превышал 60%. Спрос объясняется, прежде всего, привлекательной стоимостью таких устройств в самом популярном сегменте 15,4-дюймовых широкоэкранных ноутбуков, снижением стоимости на 17-дюймовые портативные ПК, а также началом поставок двухъядерных процессоров и активными маркетинговыми кампаниями вендоров. В десятку крупнейших, по данным IDC, вендоров ПК в регионе ЕМЕА по итогам как 4 квартала, так и всего года вошли HP, Acer, Dell, Fujitsu Siemens, Toshiba, Lenovo, Apple и Sony. По данным IDC, в регионе EMEA первое место по поставкам ПК по итогам года прочно занимает HP с долей 17,6%. Вендору удалось увеличить свою долю рынка на 1,4% процента, благодаря росту продаж на 20,9%. Аналитики также представили некоторые прогнозы касательно развития рынка ПК в дальнейшем. По мнению исследователей IDC и Gartner основным двигателем роста в первой половине 2007 года будет спрос со стороны потребителей. Что касается сегмента корпоративных продаж, то обновление парка настольных компьютеров начнется с середины 2007 года, а его пик придется на 2008 год. Немаловажным фактором положительного роста рынка, прежде всего в секторе малого и среднего бизнеса, останутся мобильные персональные компьютеры. В то же время, успехи сегмента потребительских ноутбуков в 2007 году будет во многом зависеть от способности вендоров продвигать следующее поколение домашних ПК. Поставки ПК в EMEA, 2006 (млн ед.)
Изменений в расстановке лидирующей тройки в EMEA не произошло. Однако снижение поставок Dell и увеличение поставок Acer стали причиной уменьшения разницы долей между этими вендорами с 2,9 до 0,9%. Для компании Fujitsu-Siemens 2006 год оказался не очень удачным — поставки вендора снизились на 0,8%. Единственное изменение в Топ5 EMEA — появление компании Toshiba, вытеснившей с пятого места Nec. Тагир Мустафин / CNews Analytics |