|
|
Оценки рынка КПК расходятся из-за путаницы в терминологииСразу две крупных аналитических компании — Gartner и IDC — практически одновременно подвели итоги исследования общемирового рынка КПК в 2006 году. К немалому удивлению специалистов обеих компаний, выяснилось, что результаты отчетов существенно отличаются. И дело здесь не столько в разных методиках исследования рынка, сколько в существенной путанице в терминологии и классификации, которая в 2006 году сильно усугубилась, в связи с выходом множества высокотехнологических устройств, обладающих функциональностью как КПК, так и устройств мобильной связи. В профессиональных кругах пока не могут придти к окончательному выводу, что понимать под термином КПК, и какие именно устройства включать в это обширное понятие. Классификация от Gatner и IDC Согласно определению Gartner, КПК — это карманный компьютер весом менее одного фунта, работа с которым ведется с помощью обеих рук. КПК могут использоваться и в качестве мобильного телефона, но в первую очередь это устройство для хранения данных, а запись голоса и переговоры — лишь вспомогательная функция. Что касается конвергентных устройств (смартфонов), то они разработаны для операций, которые могут выполняться одной рукой, обладают всеми характеристиками КПК, но, прежде всего, ориентированы на работу с голосом, а доступ к данным — дополнительная возможность. В качестве примеров конвергентных устройств приводятся такие модели, как Palm Treo 750v, RIM BlackBerry Pearl, Orange SPV C700, Nokia E60 и Sony Ericsson P990i, чья функциональность далеко не исчерпывается мобильной связью. Классификация Gartner, по мнению многих игроков рынка, а также пользователей КПК и смартфонов, весьма туманна. В связи с наличием огромного количества промежуточных вариантов она вносит ещё большую путаницу в точное определение того, что же есть КПК, а что есть устройство другого класса. По мнению же IDС, КПК или устройства класса handheld, как они именуются в отчете компании, имеют карманный размер и поддерживают синхронизацию с настольным ПК или ноутбуком. КПК разработаны для доступа и управления данными. Такие устройства не могут использоваться в качестве мобильных телефонов, но могут оснащаться беспроводными возможностями для обеспечения доступа в интернет и отправки текстовых сообщений. Устройства же с функцией мобильной связи не могут называться КПК. Как видим, термин КПК аналитики этих компаний понимают по-разному. Таким образом, существенные расхождения в цифрах финансовых отчетов вызваны отсутствием единой классификации. Спад продолжается Говоря об итогах 2006 года, аналитики IDC подчеркивают, что рынок устройств класса handheld демонстрирует устойчивую отрицательную динамику. Это связано, прежде всего, с активной конкуренцией со стороны подключаемых к сети мобильных устройств. Возможности, имеющиеся в КПК, такие как управление личной информацией (PIM), мультимедиа, а также поддержка Bluetooth, сегодня в большом количестве представлены в и в смартфонах. Быстрый рост количества ноутбуков со встроенной беспроводной Wi-Fi, обеспечивающей пользователям возможности мобильного интернета, тоже снижает спрос на устройства класса handheld. Третьим фактором, негативно влияющим на продажи КПК, являются устройства GPS. Как сообщается в представленном IDC отчете, несмотря на то, что ряд крупнейших вендоров периодически сообщали о сезонном росте продаж, по итогам всего 2006 года падение поставок на рынке КПК продолжилось. Всего в 2006 году было продано 5,5 млн единиц КПК, что на 28,5% ниже, чем в 2005 году, когда объемы продаж равнялись 7,6 млн штук. Показательным стал 4 квартал 2006 года, когда объемы рынка упали на 35,9% — с 2,3 до 1,5 млн штук. По мнению же Gartner, мобильный доступ к данным и, в особенности, беспроводная электронная почта «подтянули» рынок КПК до уровня поставок в 17,7 млн единиц, что на 18,4 % выше, чем объем годом ранее. Лидеры рынка Согласно отчетам обеих компаний, лидерство на рынке КПК сохранила Palm, с явным отрывом от других игроков как по итогам последнего квартала, так и всего 2006 года. Однако и этот вендор оказался подвержен общерыночной тенденции к снижению поставок — и в квартальном, и в годовом исчислении. Показательно, что Palm не представила в 2006 году новые модели КПК, продолжив поставки устройств Z22 и TX, вышедших еще в 3 квартале 2005 года. Также в линейке пока присутствуют более старые модели — Tungsten E2 и Palm Life Drive. Аналитики подчеркивают, что в 2006 году Palm сделала ставку на рынок смартфонов, поэтому вполне закономерно, что поставки КПК упали в 2006 году на 29%. В меньшей, но также достаточно большой степени (на 24,1 %) уменьшились продажи КПК в прошедшем году и у Hewlett-Packard. Тем не менее, наиболее популярные модели iPAQ 68xx и 69xx составляли около трети от всех рыночных продаж. HP уверенно занимала второе место на этом рынке в мире, как по итогам 4 квартала, так и за год. Несмотря на то, что поставки НР снизились, она повысила свою долю почти на 5% по сравнению с годом ранее из-за уменьшения размера рынка в целом. Во многом своему успеху HP обязана выходу в 2006 году новинок: iPAQ rx 5915 Travel Companion, оптимизированным для работы с GPS, и iPAQ hx2795 Mobile Media Companion, позиционируемым для мультимедийного использования. Среди крупнейших вендоров только Mio увеличила объем поставок в квартальном и в годовом исчислении, благодаря чему вплотную приблизилась к Dell в рейтинге ведущих мировых поставщиков по итогам года. Большинство устройств компании было направлено на Европу и Азию. Присутствие Mio в Северной и в Южной Америке по-прежнему снижалось. Dell завершила последнюю четверть года с небольшим отставанием от Mio, но по общегодовым обьемам поставок все еще находится на третьем месте. При этом продажи Dell упали заметнее, чем в среднем по отрасли. В то время как ситуация с первыми четырьмя вендорами достаточно ясна, ряд поставщиков, в первую очередь ETEN и Sharp, вплотную подошли к пятой строчке рейтинга. В 4 квартале Acer оставалась в числе пяти основных вендоров, хотя ее продажи в годовом исчислении и снизились больше, чем у других компаний. По итогам всего 2006 года Acer не смогла войти в Топ5, и пятое место перешло Sharp. Последняя продала в итоге примерно 1,4 млн КПК. Большая часть продаж (1,1 млн) пришлась на серию Sidekick. Данный смартфон рассчитан на работу в сотовых сетях стандарта GSM/GPRS, с возможностью доступа в интернет со скоростью до 144Кбит/сек. Сложившая на рынке КПК расстановка, по мнению экспертов, явилась следствием не только умелой маркетинговой политикой руководства компаний-лидеров, но и умением внедрять новые технологические решения, правильно предугадывая основные тенденции развития в мировом масштабе. Основные тенденции развития рынка Исследователи обеих компаний обращают внимание не то, что основные поставщики КПК расширили свои модельные ряды за счет устройств, подключаемых к сетям. В отчете Gartner сообщается, что 60% от общего числа поставленных в прошлом году КПК, оснащались возможностью подключения к сотовым сетям, в то время как годом ранее этот показатель равнялся 47%. Все больше ресурсов в 2006 году выделялось вендорами на разработку конвергентных мобильных устройств, в то время как линейка КПК почти не претерпела изменений. В качестве примера можно привести Research In Motion, чей модельный ряд стремительно смещается в сторону смартфонов. С сентября в продажу поступила модель, пользующаяся неизменным спросом — BlackBerry Pearl. В общей сложности RIM поставила в последней четверти прошлого года более 1,8 млн устройств BlackBerry, причем по оценкам Gartner, 915 тыс. из них относились к КПК (семейство 87xx), а остальные являлись смартфонами. Рост поставок КПК компанией RIM снизился до 10%, а итоговый объем реализации был равен чуть более 3,5 млн КПК. 48% продаж КПК, а это почти половина рынка, приходилась в 2006 году на корпоративный сектор. Это практически столько же, сколько было и в 2005 году, что объясняется высокими объемами реализации, а также поставками таких устройств как Sidekick 3, устройств GPS от Mio Technology и Motorola Q. При этом устройства под управлением Microsoft Windows Mobile чаще других платформ (за исключением RIM BlackBerry) становились выбором для корпоративных устройств. В то же время в традиционно ориентированном на обычных потребителей 4 квартале Windows Mobile добилась рекордного уровня продаж КПК на базе этой ОС — 3,5 млн единиц. Для сравнения, годом ранее их объем составлял 2,2 млн штук. Последняя четверть 2006 года помогла Windows Mobile упрочить итоговый результат по итогам года — 56,1 %. Всего же в ушедшем году на рынок было поставлено чуть менее 10 млн КПК под управлением Windows Mobile, что означает рост по сравнению с 2005 годом на 38,8 %. Исследователи IDC считают, что тенденция к снижению продаж КПК в 2007 год сохранится. Прогнозы Gartner более оптимистичны, оперируя иной классификацией и включая в понятие КПК целый ряд устройств так называемого переходного класса. Как будет развиваться ситуация на рынке, покажет 2007 год. Также есть надежда, что по мере технологического развития многофункциональных устройств класса handheld аналитики придут к единой классификации, и в отчетах 2008 года мы сможем увидеть более ясную картину общемирового рынка КПК. Андрей Егоров |