|
|
Российский рынок ПК продолжает расти за счет ноутбуковВ России в 2006 году было продано, по данным Gartner, 6,9 млн персональных компьютеров. На фоне других стран это капля в море (по тем же данным в США только за 4-й квартал было реализовано 16 млн ПК), зато темпы роста более чем вдвое превышают общемировые — 21% против 9,5%. Как и во всем мире, главным драйвером рынка ПК в России являются все еще быстро растущие продажи ноутбуков. Поставки ноутбуков в России за 2006 г., по данным Gartner, увеличились примерно на 60%. Это в 5 с лишним раз превышает показатели в сегменте настольных ПК. В последнее время все чаще слышны разговоры о вытеснении десктопов ноутбуками. В первую очередь со стороны самих поставщиков мобильных систем. Аналитики же пока более осторожны, комментируя тенденцию «замещения». Чтобы однозначно утверждать, необходимо знать, с какой целью покупался мобильный ПК, стоял ли при этом вопрос выбора — «десктоп или ноутбук?», покупался ли он «вместо» или «в дополнение» к настольному ПК и т.д. Пожалуй, найдется не так много примеров, когда в качестве персонального рабочего компьютера в офис приобретался только мобильный. Скорее всего, в этих случаях либо требовался именно ноутбук для работы в дороге, в командировках, либо была необходимость поддерживать имидж компании — к примеру, в случае производителя лэптопов. Активный рост продаж ноутбуков эксперты объясняют тем фактом, что они перешли в категорию товаров массового потребления, как в свое время сотовые телефоны. Однако пока речи о вытеснении стационарных телефонов мобильными все же не идет. Лидерство азиатских компаний непоколебимо Лидеры по поставкам ноутбуков в России в 2006 г. остались прежними: на первом месте Acer (27% рынка по оценкам Gartner), на втором Asus (18,1%). Причем азиатские компании контролируют в настоящий момент почти половину российского сектора мобильных систем. Оба вендора продемонстрировали одинаковые показатели роста — 92% — относительно 2005. Успех азиатских компаний, как в России, так и в регионе ЕМЕА, объясняют тем, что при высоком качестве и отлаженной логистике им удается предлагать широчайший спектр ноутбуков для бизнеса и потребительского сектора. Продажи ноутбуков в России 2006 (тыс. ед.)
Компании Rover в течение первых трех кварталов 2006 года удавалось показывать рост от 150 до 200% по сравнению с аналогичными периодами предыдущего. Однако ее замедлением в 4 квартале не преминула воспользовалась Toshiba, которой по итогам этого квартала удалось переместиться на третье место. Закрепить его за собой японский поставщик рассчитывает уже в ближайшее время. Судя по всему, для таких планов есть основания — рост продаж за год превысил 200%, а в 4 квартале поставки увеличились в 5 раз. У Rover, кроме того, что она единственная в большой тройке представляет Россию, есть еще одно отличие от других лидеров рынка ноутбуков. Средняя цена ноутбуков вендора составляет 800-900 долл при том, что у остальных игроков колеблется в пределах 1200-1400 долл. Однако этот значимый в прошлом козырь — низкая цена — похоже, становится все менее важным преимуществом в противостоянии демпинговой экспансии иностранных производителей. Поставки ноутбуков в Россию (тыс. единиц) Не слишком удачно 2006 год сложился для Samsung. Ноутбуков этого вендора было продано меньше чем, годом ранее (-14%), из-за этого компания потеряла 4-е место. Следом идет НР, показывая рост на уровне общерыночного. Gartner закрепляет за НР по итогам 4-го квартала 2006 года пятое место, с долей рынка 7,5% и ростом относительно предыдущего года — 58%. Sony и Lenovo замыкают десятку компаний, лидирующих по поставкам ноутбуков в России. Sony в 4 квартале показала неплохие темпы роста — 132%, однако ее рыночная доля пока невелика — 2-3%. Причину небольшого спроса на эти устройства видят в достаточно высокой — имиджевой — цене. Помимо этого, официально ноутбуки Sony ввозятся в Россию только с апреля 2005 года, и, можно сказать, что только начинают набирать популярность. Поставки ноутбуков в Россию, 2006 Доля компаний, не входящих в Топ10, постепенно снижается. Если, по данным Gartner, в 4 квартале 2005 года на них приходилось 10,3%, то за аналогичный период 2006 года этот показатель сократился до 5,7%. Скромные результаты Dell и HP — лидеров мирового и крупнейшего регионального (США) рынка — являются прямым следствием попытки адаптировать в России уже сложившиеся стратегии успеха. Обе компании фокусируются на бизнес-сегменте, ноутбуков, который в нашей стране пока недостаточно развит. Кроме того, модель прямых продаж Dell в России не работает по причине слабо развитой транспортно-коммуникационной инфраструктуре. Постепенно американские вендоры решают свои проблемы: Dell находит партнеров и начинает работать через них, HP выпускает линейку для пользовательского сегмента. К тому же, стоит отметить, что при впечатляющих показателях роста рынок ПК (и мобильных, и в целом) в России пока еще очень мал. К примеру, на территории США в 2006 году было продано почти в 10 раз больше ПК, чем у нас. Вполне возможно, что при достижении рынком определенного объема результаты конкурентной борьбы будут меняться, и неоднократно. Тагир Мустафин / CNews Analytics |