|
|
Рунет лидирует по росту интернет-рекламыВ 2006 году Россия вновь оказалась в числе мировых лидеров по нескольким ключевым направлениям развития интернета. В частности, по росту числа широкополосных каналов связи, а также по росту интернет-рекламы. Интернет-инфраструктура в России развивается быстрыми темпами, но при этом сохраняется «цифровой раздел» между Москвой и регионами. Если в столице уже произошел переход на широкополосную связь и беспроводной доступ, то в регионах по-прежнему актуален диал-ап, а трафик стоит на порядок дороже. В 2005 году 67% всех широкополосных подключений по России приходилось на Москву (оценка J&P). В 2006 году картина начинает меняться: на Москву приходится всего лишь около четверти новых подключений (iKS-Consulting). По итогам 2006 года, лидером на рынке столицы являются компании «Комстар-ОТС» (бренд «Стрим») с 359,8 тыс. абонентов, «Корбина Телеком» со 100 тыс. абонентов, «Комкор-ТВ» («Акадо») с 98 тыс., «Центральный телеграф» (QWERTY) с 75 тыс. Совокупность базы четырех провайдеров покрывает более 60% рынка «быстрого интернета» в Москве (статистика iKS-Consulting). Общее количество скоростных линий в столице превысило миллион. Что характерно, в прошлом году темпы прироста абонентской базы «Стрима» составили всего лишь 20%: самый известный широкополосный оператор «снял сливки» в столице и пошел в регионы. Если в Москве уровень проникновения широкополосной связи вырос за год с 18% до примерно 26%, то в целом по России он не превышал 3,5%, а за пределами Москвы и области — менее 2%. Московский оператор «Стрим» надеется исправить эту ситуацию: за 2006 год количество абонентов высокоскоростного интернета в провинции выросло в 2,3 раза до 71,8 тыс. С появлением «Стрима» в 2006 году заметно активизировались региональные операторы широкополосной связи. Кабельные сети — не единственный способ широкополосного подключения к интернету. Начиная с марта 2006 г. и до конца года шла работа по созданию в Москве общегородской беспроводной WiFi-сети, крупнейшей в Европе и второй в мире. Проект компании Golden Telecom предусматривал установку шести тысяч точек доступа. Нужно отметить, что Golden Telecom — это бывший лидер на московском рынке услуг доступа в интернет, который теряет свои позиции из-за огромной популярности «Стрима» от «Комстар-ОТС». С ноября до конца года продолжалось бесплатное тестирование сервиса Golden Telecom для всех желающих. В начале 2007 года началась коммерческая эксплуатация, причем целевой аудиторией были выбраны домашние пользователи, которые покупают постоянный абонемент на услуги WiFi. С низкими ценами (безлимитный интернет за 500 руб. в месяц) этот сервис обещает значительно повлиять на московский рынок доступа в интернет. Главный конкурент «Комстар-ОТС» в ответ начал оборудовать точками WiFi московское метро. Первыми подключили крупные пересадочные пункты «Театральная», «Охотный ряд» и «Площадь Революции» (в общей сложности 22 хот-спота). Всего в Москве WiFi-доступом пользуются сегодня 15-20% интернетчиков. На рынке доменных регистраций главным событием стало то, что регистратор Ru-Center ввел новую услугу: аукцион освобождающихся доменов. Компания ежедневно обновляет список доменов, которые освобождаются в ближайшие пять дней. Все желающие могут заранее подать заявку на покупку освобождающегося домена, а потом среди них проводится закрытый аукцион. Доменные аукционы стали весьма популярными в 2006 году. Оборот контекстной рекламы вырос почти в 2,5 раза Количество пользователей интернета в России продолжает увеличиваться на несколько миллионов человек в год. В 2006 году оно достигло 26,3 млн человек, что составляет 23% населения (статистика ФОМ). Суточная аудитория выросла до 9,5 млн человек. Основным индикатором развития интернета является объем рынка интернет-рекламы. По данным «Бегуна», «Рамблера» и «Яндекса» (три крупнейшие рекламные площадки в Рунете), оборот рынка контекстной рекламы в 2006 году составил $110 млн. Здесь зарегистрирован годовой прирост в 2,45 раза, поскольку в 2005 году рынок контекстной рекламы оценивался всего лишь в $45 млн. По информации Ассоциации Коммуникационных Агентств России (АКАР), оборот медийной интернет-рекламы (без учета контекстной) составил в 2006 году $100 млн, что на 67% больше прошлогоднего. Таким образом, в 2006 году общий приток рекламных денег в Рунет вырос примерно в два раза: со $105 млн до $210 млн. Это весьма существенный рост, который свидетельствует об очень бурных темпах развития российской интернет-индустрии. Львиную долю рынка контекстной рекламы в России контролирует «Яндекс». Прибыль растет так быстро, что компания чувствует себя вполне уверенно, даже несмотря на активизацию Google в России. Мировой лидер в области интернет-поиска в прошлом году открыл центр разработок в Москве, произвел русификацию нескольких сервисов, в том числе открыл поисковик по новостям, а также начал принимать платежи банковским переводом. Все это пока что не сильно угрожает российским конкурентам, тем более что доля Google в поисковом трафике на российские сайты остается небольшой. В декабре 2006 года Google стал поисковой системой номер два в Рунете, а в начале 2007 году поисковик преодолел отметку 20% и еще больше сократил отрыв от «Яндекса» (статистика Liveinternet). На рынке же контекстной рекламы российские компании в 2006 году сделали больше, чем Google. Так, «Яндекс.Директ» начал принимать к участию в программе даже самые маленькие сайты с посещаемостью 300 чел в сутки, а «Бегун» (собственность «Рамблера») еще больше расширил свою рекламную платформу, в том числе на блоги. Венчуры идут в интернет за стартапами Одновременно с развитием рекламного рынка, совершенствованием инфраструктуры и увеличением абонентской базы существенно растет поток венчурных инвестиций в российский интернет-бизнес. Подтверждение тому — покупка медиахолдингом «Проф-Медиа», принадлежащего металлургическому олигарху Владимиру Потанину, доли в интернет-холдинге «Рамблер», которую эксперты оценили в $260 млн. Еще одна крупная сделка прошлого года — покупка прав на сервисное обслуживание кириллической части Livejournal бизнесменом Александром Мамутом. Всего, по оценке компании «Финам», в 2006 году в российском интернет-бизнесе было оформлено более 500 сделок на сумму $1,5 млрд. Эта цифра вполне сравнима с инвестициями в американские и европейские интернет-стартапы. Со своей стороны, РБК в начале 2007 года объявила, что намерена инвестировать $120 млн в новые проекты «неделового сегмента» (онлайн-гейминг, развлекательные порталы, сайты знакомств и блоги), которыми займется ее вновь созданная дочерняя компания «Медиамир». Помимо этого, планируются и новые приобретения. Около $10 млн компания намерена потратить на развитие новых технологий для онлайн-медиа. К 2010 году РБК надеется довести выручку от «неделовых» интернет-проектов до $70–100 млн. Полтора миллиарда долларов, которые пришли в Рунет в 2006 году, стимулировали предпринимателей на создание новых и новых интернет-стартапов, коих в прошлом году было очень много. Мимо российского сегмента не прошла общемировая мода на сервисы Веб 2.0 с элементами социальных сетей, использованием пользовательского контента и ориентацией на широкополосные каналы связи. Целый ряд сервисов Веб 2.0 представили крупные российские порталы, среди которых наиболее активным был Mail.Ru. Например, за первый год работы сервиса «Блоги@Mail.Ru» (запущен в ноябре 2005 г.) было создано почти 800 тыс. дневников, 20 тыс. сообществ, опубликовано 3,5 млн записей и 14,5 млн комментариев. В августе 2006 г. открылся инновационный сервис «Ответы@Mail.Ru» (социальная поисковая система, где можно задать любой вопрос и получить ответы от десятков других пользователей), созданный по образцу Yahoo Answers. В начале октября 2006 г. был запущен еще один современный веб-сервис «Видео@Mail.Ru», в середине декабря его ежедневная аудитория выросла до 150 тыс. человек, а ежемесячная — до 2,1 млн. Одновременно с Mail.Ru сервисы Веб 2.0 внедрял и портал «Рамблер». В конце 2006 года была запущена вторая версия видеохостинга Rambler Vision, который существует с 2004 года, но не очень развивался до настоящего времени. Среди независимых российских стартапов самыми инновационными являются клоны западных проектов Веб 2.0. В 2006 году была представлена новая версия социальной сети MoiKrug.Ru (клон проекта LinkedIn.com) и еще одна социальная сеть такого же типа Webby.ru от хедхантерской компании HeadHunter. Список социальных сетей пополняет разработка Comby.ru, созданная по образцу MySpace. Кроме них, в российском интернете в 2006 году появились десятки сервисов, скопированных с YouTube, Flickr и Digg — символов Веб 2.0 в западном интернете. Из новых поисковых технологий можно отметить «Персональный поиск» от «Новотеки» (personal.novoteka.ru), который дает каждому пользователю выбрать сайты для индексации и создать свой собственный маленький поисковик, а также визуальный поисковик Quintura с применением семантических сетей и кластеризации. Этот проект был замечен за рубежом и даже попал в список лучших интернет-стартапов по версии американского журнала Business 2.0. Блогобум Одной из самых заметных тенденций в поведении российских интернетчиков в 2006 году можно назвать блоггерский бум. Опрос ROMIR Monitoring показал, что с сентября 2005 г. по июнь 2006 г. аудитория интернетчиков, знающих о сетевых дневниках, выросла вдвое. Так, в сентябре 2005 года только треть опрошенных знали о том, что такое блоги, а в мае текущего года аналогичный ответ дали почти две трети респондентов (61%). Причин тому несколько, в том числе появление блоггерских платформ на Mail.Ru и «Рамблере», а также появление новых блоггерских сервисов на «Яндексе» (поиск по блогам, рейтинг, блоголовка и др.) и их интеграция с основными поисковыми службами. Самыми популярными в России блоггерскими сайтами в 2006 году были Livejournal, Liveinternet, Diary.ru и «Блоги@Mail.Ru». В феврале 2006 года начал работу первый рейтинг русскоязычных блогов, созданный на основе статистики Technorati. Позднее проект переименуется в Blogus, а эту идею на более высоком уровне реализует «Яндекс». Скандалы онлайн Самым громким скандалом в российском интернете стала шумиха вокруг AllofMP3.com. Как известно, этот интернет-магазин пользуется дырами в российском законодательстве об авторском праве и торгует цифровой музыкой без согласия правообладателей, что позволяет максимально снизить цены (примерно в десять раз, по сравнению в западными магазинами). В 2006 году AllofMP3.com вышел на второе место в мире в списке самых популярных интернет-магазинов музыки (такой опрос проводился в Великобритании, но его результаты вполне могут быть справедливы и для других стран), уступая только Apple iTunes. Конечно же, это не могло пройти незамеченным для американских медиакорпораций, которые теряют таким образом десятки миллионов долларов. Они приступили к активному давлению на российских партнеров с целью закрыть AllofMP3.com и другие такие же российские сайты, а также изменить российское законодательство о защите авторских и смежных прав. В феврале 2006 года Международная ассоциация производителей фонограмм (IFPI) подала иск против AllofMP3.com в прокуратуру Юго-Западного административного округа Москвы. Судебное преследование российского интернет-магазина началось в США и Великобритании. В июне 2006 г. стало известно, что закрытие магазина AllofMP3.com и изменение законодательства является необходимым условием для принятия России во Всемирную торговую ассоциацию — такое решение было в результате российско-американских переговоров о вступлении в ВТО. С 1 сентября в России вступил в силу новая версия закона «Об авторском праве и смежных правах», регулирующего продажу и распространение аудио- и видеопродукции в интернете. Предполагалось, что с 1 сентября 2006 г. прежняя схема функционирования российских музыкальных интернет-магазинов станет незаконной, но на самом деле AllofMP3.com и другие аналогичные сайты продолжили работать в прежнем режиме. В октябре 2006 г. западные медиакорпорации нанесли последний удар: с их подачи крупнейшие платежные системы Visa и MasterCard запретили своим партнерам проводить платежи в пользу сайта Allofmp3.com. Для типичного западного пользователя покупка музыки у российских «пиратов» стала практически невозможной. Еще один «юридический конфликт» возник вокруг интернет-казино и букмекерских контор. В конце 2006 года было решено запретить деятельность этих заведений на большей части территории России, а также в интернете. 29 декабря 2006 г. был принят Федеральный закон Российской Федерации № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», в котором и был закреплен этот запрет, так что интернет-казино стали в России нелегальными. С букмекерскими конторами и тотализиторами произошла небольшая путаница. В первом чтении закона они тоже были запрещены, но в итоге им все-таки разрешили работу по всей России, и сайты этих компаний продолжили работать в прежнем режиме. Однако в тексте закона все-таки осталась фраза о запрете любых азартных игр в интернете. Не разобравшись в юридических тонкостях, некоторые российские платежные системы, в том числе «Яндекс.Деньги», запретили с 1 января любые платежи в пользу букмекерских контор. Несмотря на юридические споры, финансовые сделки, инновации в интернет-технологиях, самым ярким событием года у многих в памяти осталась пресс-конференция Путина в интернете, которая состоялась в июле 2006 года. Компания «Яндекс» организовала голосование в интернете, и самые популярные вопросы были заданы президенту. Cам факт его общения с народом онлайн говорит о том, что Сеть уже стала частью повседневной жизни россиян. Анатолий Ализар |