|
|
Веб 2.0 указывает путь к «Предприятию 2.0»Проникновение в корпоративную среду блогов, социальных сетей, wiki, программ для коллективного редактирования документов в онлайне и других сервисов Веб 2.0 — в какой-то степени новое явление, отчасти связанное с довольно известной концепцией «ПО как сервис». Однако если рынок корпоративного ПО практически застыл в своем развитии, то потребительский софт постоянно совершенствуется. В итоге обычное ПО с массового рынка сейчас оказывается лучше приспособлено для корпоративных нужд, чем специализированные системы. Концепция «ПО как сервис» (Software as a Service, SaaS) сама по себе отнюдь не нова, тем более для корпоративных приложений. Более полумиллиона западных компаний успешно используют онлайновую платформу AppExchange от Salesforce.com, что позволяет подписаться на любое из нескольких сотен бизнес-приложений, доступных для подписки (CRM-системы, бухгалтерские программы и др.). Это дешево и удобно. Не нужно покупать дорогие лицензии, устанавливать и настраивать сложный софт. Программы работают через интернет, а компания ежемесячно оплачивает услуги сервис-провайдера. В данный момент SaaS значительно уступает по популярности традиционным моделям использования ПО, но в будущем ситуация должна измениться. Gartner прогнозирует, что к 2011 г. доля SaaS в общем объеме рынка программного обеспечения вырастет до 25%, то есть в пять раз по сравнению с 2005 г. Одновременно с распространением концепции SaaS на рынке корпоративного ПО наблюдается еще одна важная тенденция — внедрение в корпоративные сети пользовательского программного обеспечения, взятого с массового рынка. Оно приходит на смену специализированному корпоративному ПО. Например, набор Google Apps for Your Domain включает корпоративную электронную почту, текстовый редактор, электронные таблицы, календарь-планировщик, IM-пейджер и сервис для создания веб-страниц. Все службы сначала прошли «обкатку» на массовом рынке, а после публичного тестирования в интернете были собраны в пакет для корпоративного использования. Еще на этапе тестирования этот пакет внедрили у себя десятки тысяч коммерческих компаний, а после официального релиза их количество значительно увеличилось. Потребительский софт становится более продвинутым, чем корпоративный Обычный потребительский софт с массового рынка (зачастую даже бесплатный и с открытым исходным кодом) сейчас оказывается лучше приспособлен для корпоративных нужд, чем специализированные корпоративные системы. Причин тому несколько и главная из них в том, что именно на потребительском рынке интернета появились и начали развиваться социально-ориентированные сервисы нового поколения, которые принято называть Веб 2.0. Прогресс в этой области происходил так быстро, что разработчики корпоративных систем банально за ним не успевали. Впервые этот феномен проявился на рынке программ для мгновенного обмена сообщениями. Программа ICQ и ей подобные сначала были забавой тинейджеров и только спустя несколько лет начали внедряться в корпоративные системы. То же самое сейчас происходит с программами для совместного редактирования документов, wiki, Ajax-порталами, блогами и другими средствами. Еще одна причина того, что потребительский софт стал более продвинутым, чем корпоративный, заключается в том, что объем потребительского рынка многократно вырос за последние годы. Если десять-пятнадцать основными покупателями персональных компьютеров были корпорации, средний и малый бизнес, то теперь на первый план вышли частные пользователи, количество которых уже превысило миллиард человек. Естественно, с точки зрения разработчиков ПО, стало гораздо выгоднее создавать продукты для массовой публики на глобальном рынке интернета. Даже бесплатная программа принесет прибыль своим создателям, если у нее будут миллионы пользователей. Вот почему потребительский софт совершенствуется быстрее, чем корпоративный. Рынок корпоративного ПО практически застыл в своем развитии. Здесь работают, в основном, те же самые разработчики, что и десять лет назад, да и уровень создаваемых ими систем остался практически прежним, тогда как в интернете произошла настоящая революция, кардинальная смена платформ, появились сотни инновационных стартапов и технологий: телефонная связь через интернет, подкастинг, wiki-платформы для коллективного редактирования документов и многое другое. К настоящему времени технологический разрыв между потребительскими и корпоративными программами достиг такой величины, что стандартный пользовательский софт выглядит для корпоративного заказчика, как подарок от продвинутой цивилизации. Потребительский софт выглядит для корпоративного заказчика как подарок от продвинутой цивилизации Еще одно важное преимущество массового потребительского софта перед корпоративным заключается в том, что новым сотрудникам компании не нужно переучиваться. Они прекрасно знакомы со стандартными IM-пейджерами или, например, с интерфейсом Gmail. На пути к «Предприятию 2.0» Вот уже много лет создается и внедряется корпоративный софт с функциями групповой работы, обмена документами и интеллектуального управления контентом. Однако за долгие годы персонал так и не начал использовать на сто процентов всю мощь группового ПО. Сейчас, когда блоги, wiki и RSS стали привычными для массового пользователя, ситуация начинает меняться. Социально ориентированные сервисы нового поколения (так называемые Веб 2.0) отлично подходят для коллективного труда: они просты и эффективны. Эти сервисы изначально созданы для совместной деятельности людей. Вряд ли они вытеснят с рынка стандартные системы управления документами и софт для групповой работы, но они определенно могут его дополнить и стать неотъемлемой частью Lotus Notes и других корпоративных систем. Собственно, такая интеграция происходит уже сейчас. Какие инструменты Веб 2.0 наиболее полезны в бизнесе Респонденты оценивали полезность инструментов по шкале от 1 до 5. Тенденция внедрения блогов, wiki и RSS-фидов, социально-ориентированных сервисов в корпоративные системы позволила некоторым западным аналитикам говорить о появлении нового понятия «Предприятие 2.0» (Enterprise 2.0), то есть предприятия, в котором совместная работа осуществляется с помощью технологий Веб 2.0, а также с интенсивным использованием других современных технологий: VoIP, мгновенных сообщений, индикаторов присутствия, видеоконференций, унифицированных коммуникаций (это когда звонок со стационарного телефона может перенаправляться на мобильный, а голосовая почта с мобильного приходит по электронной почте, или когда позвонить человеку можно через интернет простым щелчком по его имени в документе, по ссылке click-to-call). Препятствия для Веба 2.0 в бизнесе Исследования продемонстрировали, что технологии Веб 2.0 пока очень редко применяются в коммерческих компаниях. Три четверти американских фирм, принявших участие в опросе InformationWeek Research, используют три или меньше из 13 технологий, перечисленных на первой диаграмме. Больше половины американских компаний вообще не используют блоги, а 41% не используют wiki. Главной преградой на пути к «Предприятию 2.0» являются проблемы безопасности. Поскольку в системах SaaS и сервисах Веб 2.0 пользовательские файлы хранятся на удаленном сервере (или на выделенном сервере в корпоративной сети), то повышается риск утечки данных. Несмотря на все угрозы, социально-ориентированные сервисы постепенно начинают внедрять в крупных корпорациях. Например, сотрудники американской компании Motorola ведут 3900 активных блогов, 3300 отдельных wiki, 3600 онлайновых проектов и ежедневно пересылают друг другу 12 млн мгновенных сообщений. Вся эта информация циркулирует в корпоративной системе управления знаниями OpenText, где уже сейчас хранится около 16 млн документов, а база растет на 100 Гбайт в день. Информация доступна в том числе с мобильных устройств, а кое-что даже экспортируется в открытый доступ через интернет. Лучшие в интернете платформы для публикации блогов и wiki разрабатываются преимущественно небольшими фирмами, такими как Socialtext и Six Apart. В то же время крупные вендоры внедряют эту функциональность в свои корпоративные системы: речь идет о мощных корпоративных системах по совместной работе с контентом, таких как Microsoft SharePoint или IBM Quickr. Разработчики интегрируют Веб 2.0 в офисную работу Системы Microsoft SharePoint и IBM Quickr имеют интегрированный движок для публикации коллективных блогов и совместного редактирования wiki-документов (поддержка блогов и wiki появилась в версии SharePoint Server 2007). Обе эти системы полностью основаны на принципах Веб 2.0 и пытаются приспособить эту концепцию для корпоративного использования, интегрируя различные сервисы в единое целое и добавляя специфические корпоративные модули, такие как ведение проектов и социальные сети для коллег по отделам и подразделениям фирмы. В сервере SharePoint Server 2007 реализован ряд новых компонентов для улучшения совместной работы: среди них встроенные возможности управления документами и системы оповещений, а также блоги, wiki-страницы, веб-часть для публикации и получения RSS-каналов. При работе с Outlook 2007 можно выполнять двунаправленную синхронизацию между Outlook и сервером Microsoft SharePoint таких совместно используемых данных, как календарь, задачи и контакты. Если необходимо изменить контакт или переместить встречу, это можно сделать в Outlook или на сервере SharePoint, и изменения появятся в другой программе. Основное усовершенствование в SharePoint Server 2007 — это повышение персонализации работы с порталом. Пользователи теперь могут создавать личные веб-страницы (аналог профилей MySpace) с теми же возможностями, что и у веб-узла SharePoint: списки, библиотеки документов и дочерние узлы в рамках своего личного веб-узла, настройка как для личного просмотра, так и для рабочих групп. Еще дальше на пути интеграции принципов Веб 2.0 в офисной работе пошла компания IBM. Несколько месяцев назад она представила программу под названием Lotus Connections, которая позволяет офисным сотрудникам создавать виртуальные миры, где они общаются с коллегами, обмениваются идеями и помогают друг другу в совместных проектах. Программа разработана специальным отделом социального ПО, который сформирован в компании IBM. У Lotus Connections пять компонентов: события (activities), сообщества, социальные закладки (dogear), профили и блоги. Структура Lotus Connections практически полностью копирует структуру MySpace и других социальных сетей. Каждый блог, сообщение или другое событие пользователи могут помечать тегами, которые облегчают поиск интересных тем. Пользователь может легко открыть свой блог или опубликовать какой-то документ в коллективном блоге. Главная идея Lotus Connections — стимулировать общение сотрудников между собой. Предполагается, что с помощью корпоративной социальной сети они будут находить коллег со схожими интересами, общаться друг с другом на деловые темы, обмениваться знаниями и тем самым повышать совокупную производительность труда на фирме. Кроме Lotus Connections, компания IBM представила программу Lotus Quickr: это социальный контент-менеджер, интегрированный с Lotus Notes, программой мгновенного обмена сообщениями SameTime и офисным пакетом Microsoft Office. Российский Веб 2.0 пока буксует В России внедрение в корпоративные системы блогов, wiki и социальных сетей идет несколько медленнее, чем на Западе. Причины заключаются в худшем состоянии технической инфраструктуры. Широкополосный интернет, который является главным условием для развития публичных сервисов Веб 2.0, распространен только в Москве. По этой причине блоги, подкастинг, wiki и прочие современные технологии еще не стали достаточно популярными среди пользователей. Корпоративная культура только начинает приспосабливаться к использованию социально-ориентированных сервисов в бизнесе. Среди поставщиков корпоративного ПО нового поколения в России наибольшую активность демонстрирует Microsoft, которая вместе с российскими партнерами активно продвигает свою систему SharePoint 2007 для корпоративных заказчиков. Эта система уже установлена, например, в «Аэрофлоте», Таможенной службе РФ, Высшей школе экономики, во многих коммерческих банках, пивоваренной компании «Балтика» и других крупных организациях. Крупные российские компании стараются внедрять у себя самые современные корпоративные системы. Но эти продукты могут эффективно использоваться персоналом только в том случае, если сами сотрудники уже привыкли к использованию сервисов Веб 2.0 в интернете и давно ведут собственные блоги. На деле же это не так: по указанным выше причинам российские пользователи несколько отстают в этом отношении. Пожалуй, наиболее эффективно система SharePoint работает только в одной компании — в самой Microsoft. Только здесь все сотрудники обладают достаточными навыками и общей компьютерной грамотностью, чтобы устраивать интернет-конференции, вебкасты и ежедневно обновлять свой блог с мультимедийным контентом. Анатолий Ализар |