|
|
Пример решения: Создание КИСУ для Федерального дорожного агентстваТрехлетний комплексный проект «Крок» по созданию корпоративной информационной системы управления (КИСУ) для Федерального дорожного агентства. Система, протяженностью от Санкт-Петербурга до Магадана, призвана способствовать переходу ведомства на новую ступень информатизации и улучшению качества автомобильных федеральных дорог. О Федеральном дорожном агентстве Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, в том числе федеральными автомобильными дорогами. К сфере компетенции Росавтодора относится выполнение функций государственного заказчика федеральных целевых, научно-технических и инновационных программ и проектов. Управление федеральными автомобильными дорогами осуществляется Росавтодором как непосредственно, так и через систему федеральных государственных учреждений и их филиалов, которые оперативно управляют федеральными автомобильными дорогами и являются государственными заказчиками работ по их строительству, реконструкции, ремонту и содержанию. В эту систему входят:
В ведении Росавтодора находятся 47,1 тыс. км федеральных автомобильных дорог, 5687 мостов и путепроводов, имущество, необходимое для обеспечения бесперебойного круглогодичного функционирования федеральных дорог, а также 195 федеральных государственных унитарных предприятий, выполняющих работы по ремонту и содержанию сети федеральных автомобильных дорог. Цели и задачи проекта Проект выполнялся в рамках федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)». Программа направлена на:
Победителем в конкурсе на создание КИСУ стала компания «Крок». Проект предусматривал проектирование и внедрение 3 прикладных и 6 обеспечивающих систем. Прикладные системы предназначены для автоматизации процессов документооборота, проведения конкурсных торгов и контроля договорных отношений. Обеспечивающие системы, являющиеся кроме прочего платформой для работы прикладных систем, обслуживают текущую деятельность сотрудников Росавтодора. Перед специалистами «Крок» были поставлены задачи:
Решение Предпроектное обследование всех объектов автоматизации Росавтодора, проведенное специалистами «Крок», определило последовательность реализации всех запланированных систем и их развитие. Первоначальный этап проекта включил создание систем СКС для 36 объектов Росавтодора. Далее была создана телекоммуникационная инфраструктура на базе оборудования Cisco и Nortel для обеспечения взаимодействия между всеми элементами КИСУ, а также реализована система многоточечной видеоконференцсвязи. Специалисты «Крок» поставили и настроили серверное оборудование IBM и HP, предназначенное для работы прикладных систем, почтовых систем и файловых серверов. Система резервирования, функционирующая ранее, накладывала определенные ограничения на дальнейшее развитие ИТ-инфраструктуры. Увеличение объемов хранимой информации и внедрение новых корпоративных приложений могло привести к значительному снижению надежности хранения и восстановления архивной информации. Специалисты «Крок» проанализировали существующую систему резервного копирования и восстановления данных, а также сеть SAN в базовом сегменте распределенной сети Росавтодора, определили объем данных, подлежащий резервному копированию, и объемы прироста. В соответствии с результатами была построена новая система резервирования хранения и обработки данных. В 2005 году вышел закон №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», регламентирующий обязательное проведение аудиозаписи конкурсов. В связи с этим, в прикладную систему «Конкурсные торги» КИСУ был добавлен модуль звукозаписи, поставлено необходимое для его работы оборудование на всех объектах автоматизации. С 2006 года «Крок» осуществляет централизованную техническую поддержку и сопровождение прикладных и обеспечивающих систем КИСУ. Параллельно с внедрением систем проводилось обучение пользователей, организованное компанией «Крок». Обучение пользователей производилось как очно (более 100 человек одновременно проходили курс обучения в Москве), так и дистанционно, с использованием системы ВКС в интерактивном режиме. Компоненты решения
Результат и перспективы КИСУ Росавтодора стала основой для дальнейшей информатизации деятельности организации. Созданная телекоммуникационная инфраструктура обеспечила гарантированные соединения и предоставила требуемую полосу пропускания для потоков данных и мультимедиа (голос, видео). Использование передовых технологий позволило снизить совокупную стоимость владения КИСУ и сократить расходы на ее администрирование. Сотрудники Росавтодора используют в своей работе систему видеоконференцсвязи, в сеансах которой могут одновременно участвовать 50 человек. Реализованная служебная телефонная связь интегрирована с системой обработки голосовых и факсимильных сообщений, а также сообщений электронной почты в единый пакет, позволяющий сотрудникам оперативно решать рабочие вопросы. Росавтодор получил масштабируемую систему резервирования, хранения и обработки архивной информации, позволяющую с минимальными затратами увеличивать объем памяти для хранения данных. Система электронного документооборота и делопроизводства автоматизирует работу с организационно-распорядительной документацией — регистрацию и учет документов, выдачу поручений исполнителям, контроль исполнительской дисциплины. С помощью системы «Контроль исполнения договоров» сотрудники Росавтодора ведут учет заключенных государственных контрактов, контролируют выполнение подрядчиками своих обязательств, отслеживают сроки и объемы выполняемых работ, учитывают претензионно-исковую деятельность по контрактам. В настоящее время, в рамках выигранного конкурса на создание КИСУ, «Крок» работает над новым проектом для Росавтодора — созданием Автоматизированной системы управления (АСУ). В 2005 году было разработано техническое задание для реализации АСУ на платформе КИСУ. Система управления объединит все процессы деятельности Росавтодора благодаря новым 34 прикладным системам. Две из них — «Управление госзаказом» и «Управление бюджетом и финансами», будут введены в эксплуатацию уже в конце 2007 года. Кроме того, планируется разработка прикладных систем для архива и инноваций, систем для сбора и обработки информации, выполняющих аналитические отчеты и взаимодействующие с другими ведомствами. Ввод всех подсистем АСУ в эксплуатацию позволит охватить полный спектр управленческих и производственно-технологических процессов Росавтодора. Создание и развитие АСУ планируется закончить до 2010 года. Виктор Володькин, начальник Управления организации научно-технических исследований и конкурсов: «Информатизация управленческих и производственных процессов — одна из важнейших задач, стоящих перед Федеральным дорожным агентством в условиях реформирования отрасли. КИСУ Росавтодора — это успешное начало информатизации, однако мы не останавливаемся на достигнутом. Запланированное на 2006-2008 гг. создание автоматизированной системы управления Федерального дорожного агентства, полностью охватывающей все сферы деятельности дорожной отрасли, позволит нам работать более эффективно, согласованно и дисциплинированно. Наша задача в этом проекте – формализовать и автоматизировать все обязательные для исполнения технологические и управленческие процессы дорожной отрасли. Это, в свою очередь, приведет к росту качества автодорожного сообщения в нашей стране. Мы также надеемся, что использование современных высокотехнологичных инструментов работы поможет привлечь в отрасль молодых специалистов». |