|
|
Игорь Торгов: Рост российского ИТ-рынка стимулирует повышение зрелости и образованности менеджмента заказчика в сфере ИТО тенденциях развития отечественного ИТ-рынка, о факторах роста российского ИТ-сегмента, об итогах деятельности компании в 2006 году в интервью CNews рассказал генеральный директор Columbus IT Russia Игорь Торгов. CNews: Как изменился отечественный рынок ИТ за последний год, по вашим наблюдениям? Игорь Торгов: На мой взгляд, на российском ИТ-рынке произошли позитивные перемены: он стал более стабильным и зрелым. Тенденция консолидации, характерная для всех развитых рынков, стала доминировать и в российском ИТ-сегменте. Рынок ИТ-консалтинга, на котором, собственно, и работает наша компания, также стал более сбалансированным. С него за последнее время ушла масса небольших игроков, которые подходили к этому бизнесу не очень профессионально. Например, существовал большой разброс ставок на консалтинг. Клиента всегда смущало наличие на рынке предложений, различающихся по стоимости в 2-2,5 раза. В 2006 году, когда заметным стал уход неквалифицированных игроков с рынка, мы обнаружили, что консалтинговые ставки начали стабилизироваться. Рынок стал более понятным — как для игроков, так и для заказчиков. На рынке аутсорсинга спрос идет впереди предложения. Это связано с тем, что сейчас запросы клиентов либо не удовлетворяются, либо удовлетворяются с ненадлежащим качеством. Устойчивый спрос наблюдается как на аутсорсинг различных услуг, так и на аутсорсинг ИТ-инфраструктуры. Появляются компании, которые аутсорсят поддержку корпоративных приложений, предоставляют специалистов на аутсорсинг. В целом, развитие рынка и появление стабильного спроса — это признак того, что скоро появятся и достойные предложения. CNews: Что все еще является драйвером роста для отечественного ИТ-бизнеса? Как долго сохранится его влияние, на ваш взгляд? Игорь Торгов: Основных драйверов два. Первый — это высокие цены на нефть и приток денежных средств в страну. Второй фактор — это политическая и экономическая стабильность, которая позволяет компаниям инвестировать в новые продукты и услуги. Многие компании сейчас активно расширяют свое региональное присутствие, и им необходима информационная система, которая будет поддерживать сколь угодно динамичное развитие бизнеса. Это, безусловно, стимулирует спрос на ИТ-услуги, на аутсорсинг различных ИТ-сервисов. Еще один фактор в большей степени относится к консалтинговому рынку. Это повышение зрелости и образованности менеджмента заказчика в ИТ-сфере. Сегодня большинство российских предпринимателей четко понимает, зачем необходима информатизация, и как она может повысить эффективность бизнеса. Многих руководителей это подвигает переходить от доморощенных систем на промышленное коммерческое программное обеспечение. И если раньше нам приходилось тратить много усилий на то, чтобы объяснить, чем отличается «самописная» система на базе локальной российской разработки от полномасштабной ERP-системы западных производителей, то теперь чаще всего заказчик сам это осознает и понимает, к чему, в конце концов, приведет дальнейшее использование доморощенной системы. Думаю, этот драйвер роста ИТ-рынка в ближайшие год-два наверняка сохранится. CNews: Насколько сложнее становится работать на российском рынке иностранной ИТ-компании? Игорь Торгов: Те западные компании, которые только приходят сегодня на российский рынок, по моим наблюдениям, никакого дискомфорта здесь не испытывают. Они развиваются очень бурно, и, несмотря на то, что начинают практически с нуля, ведут себя очень уверенно. Когда говорят о том, что западной компании трудно адаптироваться на российском рынке, это, как правило, означает, что у нее мало связей с российскими клиентами, и для нее этот рынок нов. Если говорить о нас, то российский офис находится под контролем штаб-квартиры. Но, тем не менее, Columbus IT Russia формировался как отечественная команда с российским менеджментом. Поэтому мы не ощущаем отличий от других игроков ИТ-рынка, за одним лишь исключением: у нас есть существенная методологическая и коммерческая поддержка со стороны штаб-квартиры, и в этом смысле мы только выигрываем. CNews: Некоторые аналитики считают, что еще год-два, и российский ИТ-рынок захватят зарубежные интеграторы и консультанты, вытеснив отечественные компании. Насколько, на ваш взгляд, велика вероятность такого поворота событий? Игорь Торгов: Если это и произойдет, то в очень отдаленной перспективе. Конечно, если действительно кто-то из крупных интеграторов, поставляющих железо и внедряющих бизнес-приложения, всерьез захочет прийти на российский рынок — то он может привлечь внимание заказчиков конкурентными ценами, методологией, экспертизой по комплексным системам. Тогда «захват», о котором говорят аналитики, действительно станет возможен. Но пока большинство компаний, которые планировали выход на российский рынок, так и не дошли до него. Пришла компания Accenture, предоставляющая консалтинговые услуги по очень высоким ставкам. Тем не менее — потребители на их услуги есть. Понятно, насколько сложно им эти услуги обеспечить: у них нет ресурсной базы, позволяющей в момент выхода на российский рынок вытеснить с него всех остальных консультантов. Поэтому они устанавливают на свои услуги такие цены, которые позволят при наличии минимума консультантов заработать максимальные деньги. По мере наращивания ресурсных возможностей их ставки будут корректироваться в сторону уменьшения. С другой стороны — и рынок дозреет до уровня их предложений. Что удивляет — некоторые иностранные компании умудряются продавать свои услуги на вообще непонятных условиях: не имея консультантов и представительства в России. У них нет ничего — и, тем не менее, им удается продавать проекты по очень высоким ставкам. Поэтому и складывается такое ощущение, что иностранным компаниям не очень сложно работать в России. Рынок сейчас достаточно велик. Думаю, что это позволит развиваться и нашим, и зарубежным компаниям — всем найдется место. CNews: Как изменилась за последнее время структура спроса на ИТ со стороны российского корпоративного сектора? Каковы нынешние приоритеты, по вашим наблюдениям? Игорь Торгов: За последние годы выросла доля услуг и ПО в ИТ-затратах, но и спрос на аппаратное обеспечение не снижается. Наши заказчики покупают примерно столько же техники, сколько раньше. Но постепенно снижается стоимость оборудования. Был какой-то аномальный период, когда все заказчики пошли в регионы и стали покупать огромное количество телекоммуникационного оборудования. Тогда люди выстраивались в очередь. Сейчас ситуация стабилизировалась: всплеск прошел, и уровень спроса нормализовался. На нашем примере могу отметить увеличение интереса заказчиков к решениям класса CPM. В 2006 году у нас серьезно изменилось соотношение по выручке между ERP и CPM: доля CPM возросла настолько, что сейчас даже наблюдается кадровый дефицит по этому направлению. В идеале наша практика по решениям CPM на платформе Cognos будет вполне сопоставима с практикой по Microsoft Business Solutions. CNews: Насколько «привередливее» по мере «взросления» становится отечественный заказчик? Какие новые требования предъявляются сегодня к интегратору? Игорь Торгов: Заказчики со временем становятся гораздо менее привередливыми – если речь идет именно о «взрослении», о приобретении мудрости, а не о «старении», не о превращении в «брюзгу». Сегодня заказчики отчетливо понимают, что нужно и чего не стоит ждать от консультанта. Нам становится легче общаться с менеджментом заказчика, который стал гораздо лучше понимать суть консалтингового бизнеса и не пытаться требовать от нас невозможного. Требования заказчиков по-прежнему остаются на высоком уровне, но меняется их характер: теперь заказчик требует прозрачной документации, объяснения наших методологических принципов, инструментов и механизмов, которые позволяют контролировать риски. Он просит, чтобы мы подробно рассказали о структуре взаимодействия наших проектных команд. Заказчик по-прежнему рассчитывает получить максимальную функциональность решения за минимальные сроки. К сожалению, все так же часто люди приходят к нам в марте и говорят, что 1 июля они хотят пробить первый чек в новом магазине, и им необходимо выбрать информационную систему. Или через три месяца запускается склад класса А, а они еще не решили, какое им решение внедрить. Хотя надо ожидать, что со временем люди начнут правильно оценивать не только функциональные возможности ИТ-систем, но еще и то, сколько времени, сил и денег затрачивается на подобный проект. В большинстве таких случаев мы стараемся все-таки управлять требованиями заказчика: например, запускаем склад в срок, но на первых порах — с неполным функционалом. CNews: Продвигая управленческие решения, насколько сами российские интеграторы развивают у себя культуру управления инфраструктурой и бизнесом? Насколько структурирована и прозрачна их деятельность? Игорь Торгов: Понятно, что, отвечая на этот вопрос, мы можем говорить только о своей компании. У нас внедрена вся функциональность Microsoft Dynamics AX. включая CRM, и мы используем аналитические инструменты из системы Cognos. Помимо этого, у нас достаточно «продвинутая» ИТ-инфраструктура. Я считаю, что практически все области нашей деятельности так или иначе описаны и автоматизированы. Поэтому в этом смысле мы обеспечиваем достаточно высокую прозрачность. Мы считаем, что наше дело — оказывать консультационные услуги, а не заниматься собственными ИТ, поэтому по возможности стараемся свои ИТ-сервисы аутсорсить. Например, наша корпоративная почта хостится у датского провайдера. Сейчас в компании идет проект по модернизации управленческого учета. Мы переделываем внутреннюю систему как с точки зрения методологии и учетной политики, так и с точки зрения информационного обеспечения. CNews: Какие наиболее масштабные проекты были реализованы Columbus IT в России в 2006 году? Какие новые вертикальные рынки или ниши были охвачены? Игорь Торгов: В нашем бизнесе по-прежнему лидирует дистрибуция и розничная торговля, второе место занимают сервисные компании. Следом за ними идут производственные предприятия. Новые направления пока занимают незначительную долю в бизнесе. Одно из них — это финансовые институты — «Ренессанс», «Ренова» и ряд других заказчиков из этой области бизнеса. Два крупных проекта были сделаны нами в нефтяной отрасли, в Казахстане. Рынок сегодня очень интересуется системами управления временем — Time Management Systems. Еще одна ниша наших заказчиков — это консалтинговые компании, например, Ernst & Young, Delloite. В компании «АйТи» сейчас завершается наш проект по внедрению CRM на платформе Microsoft Dynamics AX. По-прежнему наша гордость — проект по автоматизации российского подразделения Toyota, отмеченный наградой Microsoft в регионе EMEA как самое инновационное решение. В прошлом году завершилась очередная волна проектов на Toyota, и сейчас общее число реализованных у этого заказчика проектов приближается к 50. CNews: Каковы ваши планы по дальнейшему развитию бизнеса в России? Чего вы ждете от 2007 года? Игорь Торгов: Прослеживается тенденция к увеличению доли регионов России и СНГ в нашем бизнесе, поэтому в наших планах — расширение существующих офисов в регионах РФ: на Северо-Западе, Урале, в Сибири, а также в странах СНГ: в Казахстане и на Украине. У нас есть финансовый план — вырасти примерно на 20%. Есть план по укреплению своих позиций в таких вертикальных сегментах, как финансовые институты и нефтегазовый сектор. В целом, наша стратегия не поменяется: Мы по-прежнему будем ориентироваться на внутреннюю эффективность своих проектов, и продолжать расти сообразно темпам роста тех сегментов рынка, в которых присутствуем. CNews: Спасибо. |