|
|
Семен Сергунин: Юридически значимый электронный документ переведет использование СЭД на новый уровеньОб изменении структуры спроса отечественных заказчиков на системы электронного документооборота, о факторах, сдерживающих развитие российского рынка СЭД в интервью CNews рассказал начальник отдела маркетинга компании ЭОС Семен Сергунин. CNews: Какие тенденции на российском рынке СЭД вы могли бы выделить в числе ключевых по итогам 2006 года? Семен Сергунин: Одна их тенденций последних лет — продолжающееся расширение рынка СЭД в регионах. Производители этих решений оценивают огромный потенциал региональных рынков, и конкурентная борьба там постепенно нарастает. Активно развиваются и партнерские сети производителей СЭД. Наша компания, например, через партнерскую сеть реализует сегодня более 70% своих проектов. Второй тренд — расширение использования СЭД внутри организаций. Как правило, заказчики, внедрив у себя несколько рабочих мест СЭД и оценив степень повышения эффективности работы, увеличивают количество АРМ, охватывая новые подразделения и включая новые бизнес-процессы. Этому способствует и постоянное расширение функциональных возможностей систем. Из новых тенденций можно выделить ориентированность заказчиков на качество СЭД и профессионализм их разработчиков. Раньше многие организации обходились «самописными» системами. И на рынке присутствовало огромное количество производителей СЭД, у которых было всего несколько клиентов. Системами электронного документооборота называли практически любую программу, работающую со структурированной и неструктурированной информацией. В настоящее время на российском рынке уже сформировался костяк основных поставщиков СЭД, имеющих сотни клиентов и проверенное качество продуктов. Однако по-прежнему открытым остается вопрос «стандартизации» СЭД. Какие функции являются обязательными для этих систем, и каким параметрам система должна удовлетворять? На Западе уже давно существуют стандарты СЭД, и производители обязаны их придерживаться при разработке своих решений. В России эта практика только зарождается. CNews: Как, на ваш взгляд, изменилась структура заказчиков СЭД в последние годы — с точки зрения размеров их бизнеса? Насколько повысился спрос небольших компаний на подобные решения? Семен Сергунин: За последний год в структуре заказчиков произошли существенные изменения. Наряду с тем, что активным потребителем систем электронного документооборота продолжает оставаться госсектор, среди заказчиков СЭД заметно выросла доля предприятий среднего и малого бизнеса. Такая ситуация связана с тем, что СМБ пришел к необходимости оптимизации своих ресурсов, и в первую очередь — за счет внедрения автоматизированных систем. Существенное увеличение расходов на информационные технологии в последний год стало одним из знаковых моментов развития таких компаний. Если еще несколько лет назад основные усилия ИТ-подразделений были направлены на закупку компьютеров, прокладывание сетей и подключение к интернету, то сейчас приоритетом стало внедрение автоматизированных систем управления бизнес-процессами. В первую очередь — это финансовые, кадровые и бухгалтерские программы, системы электронного документооборота. С точки зрения функциональности СЭД приоритетом для СМБ-компаний остаются самые простые возможности таких решений: регистрация документов, быстрый поиск, согласование. Такие заказчики используют лишь небольшую долю функциональных возможностей современных СЭД. Продолжается рост спроса на СЭД и в секторе крупного бизнеса. Эта тенденция сохраняется в течение последних пяти лет. Поскольку большинство таких заказчиков уже давно внедрили СЭД в головной компании, сегодня они активно занимаются автоматизацией своих дочерних структур и удаленных филиалов. Это отражается на требованиях к СЭД: система должна поддерживать полномасштабную работу с документами в распределенном режиме. Новые требования таких заказчиков связаны с необходимостью соответствия СЭД международным стандартам. Во многих крупных компаниях идут процессы внедрения систем менеджмента качества и процессного управления. Основная проблема при реализации таких проектов — возрастающий поток документов, необходимость оперативного управления записями. И в этой ситуации не обойтись без систем, позволяющие автоматизировать документооборот. Растет спрос крупных компаний и на специализированные решения, например, на средства автоматизации ведомственных архивов. Такая ситуация легко объясняется. За время использования СЭД в крупном бизнесе накопилось огромное количество электронных документов, появилась потребность в их архивном хранении, и в возможностях работы с архивными документами. Ручная обработка таких бумажных хранилищ становится узким местом для многих организаций. Соответственно, необходимы автоматизированные системы, которые предоставляют такие возможности. Но на сегодняшний день, как это ни парадоксально, на рынке крайне мало специализированных решений, позволяющих в полном соответствии с требованиями «Росахрива» хранить документы и работать с ними. Один из таких продуктов — наша новая система «Архивное Дело», разработанная на базе решений для автоматизации ведомственных архивов ряда крупных заказчиков. В секторе крупных компаний основными потребителями систем документооборота сегодня являются промышленные предприятия, ТЭК, торговые компании, банковские и финансовые структуры. Основной тренд в структуре наших заказчиков — это резкое увеличение проектов по внедрению системы «Дело» в промышленности. На эту категорию заказчиков приходится порядка 40% наших продаж. CNews: Какие факторы тормозят развитие рынка СЭД в России? Семен Сергунин: Очевидно, что рынок еще далек от насыщения. Но пока одним из сдерживающих фактором остается недостаточная осведомленность потенциальных пользователей о тех задачах, которые решают СЭД. Создается впечатление, что эти решения нужны только ограниченному числу крупных компаний или государственных учреждений. Организации малого и среднего бизнеса, особенно в регионах, еще в достаточной мере не оценили тех преимуществ, которые предоставляют СЭД, и не стремятся их использовать. Сказывается также разрозненность форматов данных СЭД и отсутствие единого стандарта представления документа. В настоящее время нет возможности осуществлять обмен документами между организациями, использующими различные СЭД, что существенно замедляет темпы роста рынка. Когда стандарты будут реализованы всеми производителями, появится возможность электронного документооборота между такими компаниями. И, наконец, одним из наиболее существенных сдерживающих факторов является непонятный юридический статус электронного документа. Юридически значимый электронный документ переведет использование СЭД на новый уровень и значительно расширит области применения таких систем. CNews: Как вы оцениваете соотношение отечественных и зарубежных решений СЭД на российском рынке? Каких изменений в этом показателе следует ожидать в ближайшие годы, по вашим предположениям? Семен Сергунин: Данные отчета CNews Analytics за 2006 год, согласно которым 40% рынка СЭД приходится на зарубежные системы, учитывает финансовые показатели проектов. В количественном выражении число проектов, выполненных на базе отечественных продуктов, намного выше, чем на базе зарубежных СЭД. Но поскольку стоимость российских систем значительно ниже — рыночная доля отечественных продуктов в финансовом выражении не столь значительна. Я думаю, что в дальнейшем следует ожидать расширения рыночной доли отечественных систем, поскольку они обладают целым рядом существенных преимуществ, и по своим функциональным возможностям быстро догоняют зарубежные решения. CNews: В чем вы видите основные сложности в работе с дистрибьюторами ПО? Семен Сергунин: Большинство компаний-дистрибьюторов воспринимают СЭД как простой коробочный продукт, который достаточно продать клиенту, а тот сам инсталлирует его и начнет использовать. Но, как показывает практика, даже самый простой в установке и настройке продукт требует проведения обязательных процедур, связанных с процессом его внедрения. Это анализ документопотоков в организации, создание регламентов работы, определение задач и прав каждого пользователя, и т.д. Редко заказчику удается провести всю необходимую работу самостоятельно. Эту задачу и призваны решать региональные партнеры производителей СЭД. Только знание ИТ-продуктов и опыт взаимодействия с заказчиками по решению их задач в области документооборота позволяет дистрибьюторам успешно работать на этом рынке. Те компании, которые изначально ориентировались на качественное внедрение СЭД — смогли достичь успеха. Те, кто просто продавал «коробки» — постепенно уходят с рынка. CNews: Какие проекты, реализованные в течение 2006 года, вы можете отметить в числе ключевых? Семен Сергунин: В 2006 году мы продолжали вести работы по созданию ГАС «Правосудие» и ГАС «Выборы». В рамках проекта ГАС «Правосудие» ЭОС разработала ряд основных подсистем — «Документооборот», «Обращение граждан», «Кадры». Эти подсистемы успешно прошли опытную эксплуатацию. В процессе разработки, внедрения и обучения по проекту ГАС «Правосудие» были задействованы наши региональные партнеры. В 2007 году предполагается продолжение работ по расширению функционала подсистем, их технической поддержки и обеспечению более тесной интеграции с другими подсистемами. В минувшем году продолжали расширяться масштабы внедрения системы «Дело» в Банке России (всего — 19000 АРМ), в «Татнефти» (3500 АРМ), в банке «Возрождение» (2000 АРМ), а также в «Мосэнерго» (750 рабочих мест). В 2006 году также получил активное развитие проект по созданию единой автоматизированной системы электронного документооборота и электронных архивов в органах государственной власти Московской области, в государственных и муниципальных учреждениях, в органах местного самоуправления муниципальных образований Московской области. Сотрудничество ЭОС с этим заказчиком длится с 2001 года. К концу 2006 года в министерствах, комитетах, управлениях и администрациях районов было внедрено около 600 АРМ системы «Дело». В рамках программы «Электронное Подмосковье» в 2007 году планируется перевод систем автоматизации документооборота органов власти на единую технологическую платформу (современную версию системы «Дело»), а также реализация межведомственного электронного документооборота с применением средств ЭЦП. CNews: Спасибо. |