|
|
Сергей Мацоцкий: Лидер – это не только тот, у кого оборот большеНа вопросы CNews отвечает Сергей Мацоцкий, генеральный директор IBS. CNews: Как вы оцениваете развитие российского ИТ рынка в последние годы? Сергей Мацоцкий: Как всегда бывает в диалектике, с одной стороны, все хорошо, а с другой стороны, — все плохо. В мировых масштабах российский ИТ-рынок демонстрирует хороший рост — по разным оценкам, 20-30% в год. Но вопреки прогнозам IDC последних лет, его структура практически не меняется, он остается «hardware driven». Основные барьеры для изменения ситуации, на мой взгляд, следующие. Во-первых, сегодня огромный объем «услуг» приходится на технический сервис, который является производным от продажи оборудования и в силу этого не двигает рынок вперед — в отличие от того же консалтинга или внедрения бизнес-приложений. Вторая проблема — это дефицит кадров. ИТ-услуги очень емкие с точки зрения человеческого ресурса, а квалифицированного персонала катастрофически не хватает. Система рекрутмента, основанная на перекупке кадров, себя исчерпала - цены взвинчены, а покупать уже некого. И, наконец, нельзя не упомянуть отсутствие надежных механизмов оценки рынка: у нас нет единой системы координат, которая бы позволила адекватно сегментировать рынок, оценивать его масштаб, рейтинговать компании и т.д. Эта проблема - производная от общей непрозрачности рынка. Согласно IDC, объем ИТ-рынка в 2006 году составляет 2,5 млрд долл. Подтвердить или опровергнуть эти оценки трудно, поскольку почти никто не публикует свою отчетность. CNews: Тем не менее, рынок растет, в том числе, и рынок ИТ-услуг. Какие его сегменты развиваются, на ваш взгляд, наиболее активно? Сергей Мацоцкий: Самым развитым на сегодняшний день является сегмент ERP-систем — все, что связано с системным управлением back office: деньги, материалы, продажи и др. Это один из немногих зрелых секторов, но и он еще не на пике — есть и пустые ниши, и пространство для ускоренного роста. К рынку ERP начинают потихоньку подтягиваться рынки других приложений — интеграционных платформ, портальных приложений, цепочки поставок, CRM. Очень быстро развивается ИТ-аутсорсинг — несмотря на то, что этот рынок еще очень мал. И, конечно же, консалтинг — не только ИТ, но и финансовый, HR. С точки зрения отраслей, самым «ИТ перспективным» является финансовый рынок. Выход в розничный сегмент и падение доходов по ряду традиционных направлений, а также значительный рост капитализации многих финансовых компаний обуславливает необходимость в принципиально новых ИТ-системах для поддержания роста и новых направлений бизнеса. Интерес к сотрудничеству с ИТ-компаниями стал проявлять промышленный сектор (металлургия, машиностроение и т.д.). Многие из них нуждаются в автоматизации производственных процессов и интеграции производственных и ERP-систем. Большую роль в ИТ-сфере продолжает играть государство, и в течение нескольких лет эта ситуация сохранится, что связано с реализацией долгосрочных системообразующих проектов: Казначейство, таможня, налоговая, статистика и др. Ускоренное развитие социального сектора (программы в области образования, здравоохранения и др.) также стимулируют рост спроса на ИТ. В эти сегменты пошли серьезные деньги, в связи с чем встает вопрос о повышении эффективности контроля и управления, в том числе, на прикладном уровне — например, как лучше посчитать зарплату персоналу или централизовать сбор статистики. CNews: Как вы оцениваете развитие рынка ИТ-аутсорсинга и его перспективы в России? Как развивается данное направление в вашей компании? Сергей Мацоцкий: Рынка аутсорсинга в России пока еще нет. Есть первые очень небольшие проекты. Но он очень перспективен, потому что рост бизнеса и кризис персонала приводят к тому, что заказчики не смогут другими способами справляться со своими проблемами. Простой пример: в конце 90-х годов для поддержки MS Exchange Server на 2000 рабочих мест достаточно было одного системного администратора. Сейчас, еще до выхода Vista, это уже большая проектная деятельность, включая back up, восстановление, организацию help desk и др. Организовывать эти процессы, подбирать квалифицированную модель эксплуатации и поддержки заказчики сами не смогут: для них это будет очень дорого и не эффективно. В нашей компании практика аутсорсинга растет очень быстро, хотя пока оборот по этому направлению небольшой. Фактически, мы, как и все аналогичные компании, находимся пока на этапе пилотирования. Мы демонстрируем клиентам наши возможности и одновременно пытаемся найти те финансовые и технологические модели, которые позволят сделать аутсорсинг эффективным. Например, если мы посмотрим на историю аутсорсинга на Западе, то увидим, что там все начиналось с больших долгосрочных проектов. Например, стратегический контракт стоимостью 100 млн долл. был заключен налоговой службой Австралии на пять лет. В России я не встречал ни одного контракта на аутсорсинг длительностью больше года. Надо понимать, что за срок контракта аутсорсер сначала должен выстроить и оптимизировать бизнес-процессы заказчика — ведь только таким путем он может заработать сам и сэкономить деньги клиента. Например, на западе первый год для аутсорсера обычно убыточен. Фактически аутсорсер вкладывает деньги, чтобы навести порядок, и уже потом зарабатывает. У нас такая модель пока не работает. CNews: Какие особенности присущи российскому рынку ИТ-консалтинга, на ваш взгляд? Насколько приоритетным является для вас это направление в настоящий момент? Сергей Мацоцкий: Наша консалтинговая практика не ограничена исключительно ИТ- консалтингом. Она включает в себя и финансовый, и HR, и другие виды консалтинга. Каждый из них быстро развивается и становится все более востребованным. В 2006 году большое количество проектов было направлено на оптимизацию структуры управления предприятий с целью сделать ее более прозрачной и понятной для акционеров. Это проекты по постановке МСФО, созданию систем внутреннего контроля и др. В связи с этим сильно вырос спрос и на финансовый, и на организационный консалтинг. Крупные компании продолжают совершенствовать свои системы финансового управления. Проекты становятся не просто сложными, а «изощренно» сложными. Заказчик хочет получить наиболее передовые инструменты управления. Например, не просто бюджетирование, а бюджетирование, сопряженное с системой управления платежным календарем и т.д. Можно отметить также развитие услуг, которые лежат «на стыке» управления ИТ и HR. Это направление становится все более актуальным в связи с увеличением бизнесов компаний, интеграционными процессами, географической экспансией, процессами слияний и поглощений, а также растущим дефицитом кадров. Увеличение штата, необходимость грамотного подхода к созданию систем карьерного роста и воспроизводства кадров требует новых инструментов в области управления человеческими ресурсами. Cерьезно растет востребованность в построении ИТ-стратегий и систем управления эксплуатацией. Потому что создано уже множество всяческих систем, и это хозяйство теперь нужно поддерживать или приводить в порядок. Большой акцент делается на обосновании инвестиций в ИТ, оценке возврата вложенных средств, оценке стоимости владения ИТ, стоимости ИТ-сервисов и т.д. Без этого проекты просто теряют смысл — бизнесу не нужна абстрактная концепция, нужны проработанные адекватные решения и их точная стоимость. Наш опыт показывает, что сегодня все более востребованными становятся комплексные консалтинговые проекты. Это объясняется тем, что грамотное управление персоналом, финансовыми ресурсами и ИТ — три важные составляющие, обеспечивающие эффективность организации в целом, а значит, решать задачи в этих трех сферах надо в комплексе. CNews: Какие сегменты рынка ИТ-услуг вы считаете наиболее перспективными и планируете развивать в ближайшие годы и почему? Сергей Мацоцкий: Все, о чем мы говорили, для нас интересно и перспективно. Будет много инноваций в области управления производством. Впереди серьезный прорыв в области более гибкого использования портальных платформ для управления крупными распределенными структурами. Недооценена роль и возможности информационных технологий в социальных сферах. Образование, здравоохранение с этой точки зрения — «чистый лист». Все будет развиваться, что-то быстрее, что-то медленнее. И мы, как всегда, будем стараться не просто принимать участие в тех трендах, которые происходят на рынке, а во многом формировать вектор их развития. CNews: Как в целом вы ощущаете себя сегодня на рынке? Сергей Мацоцкий: Роль IBS на рынке очень весома. По внедрению приложений мы чемпионы в России. Особых успехов компания достигла в продвижении решений на платформе SAP. За 2006 финансовый год мы реализовали более 40 проектов по созданию различных информационных систем на этой платформе. В ИТ-консалтинге мы тоже очень сильны, особенно с точки зрения его конвергенции с другими видами консалтинговых практик. В инфраструктурной интеграции ситуация более конкурентная. На этом рынке большое количество игроков, но мы точно в пятерке. Правда, здесь трудно выделить лидеров опять же по причинам непрозрачности рынка в целом. IBS — одна из немногих компаний, которая публикует свою отчетность. У нас общие цифры составят немногим меньше 300 млн долл., и что важно, около половины этой суммы составляют чистые услуги, то есть то, что в контракте прописано и выделено отдельной строкой как услуги. Но дело же не только в финансовых достижениях. Лидер — это не только тот, у кого оборот больше. Это тот, кто умеет выходить за рамки привычного, видеть задачу шире — за пределами традиционных шаблонов, приносит реальную пользу своим клиентам - с точки зрения их текущих потребностей и будущего развития, и главное — отвечает за результат того, что он делает. CNews: Какие меры предпринимает ваша компания для повышения своей конкурентоспособности? Собираетесь ли развивать новые для себя направления, выходить на новые рынки? Сергей Мацоцкий: Мы собираемся очень быстро расти за счет консолидации текущих ресурсов и агрессивных инвестиций практически во все области бизнеса: повышение качества работы с клиентами, людей, совершенствование бизнес-модели, продукты/технологии, новые бизнесы. Также мы не исключаем возможность неорганического роста и участия в процессе M&A. CNews: Как при таких амбициозных планах вы собираетесь решать проблему дефицита кадров? Сергей Мацоцкий: Ее решение делится на две ключевых составляющих. Одна из них — это удержание текущего персонала, другая — привлечение нового. Что касается первой: мы прагматично понимаем, что сотрудники — это наш главный стратегический ресурс, поэтому инвестируем в персонал очень много - в обучение и развитие сотрудников, создание кадрового резерва, социальные пакеты. Это занятие дорогостоящее, далеко не каждая компания готова тратить на это деньги. У нас затраты на обучение составляют 4% от годового ФОТ. Что касается привлечения новых сотрудников — темпы роста компании заставляют нас постоянно искать новые источники притока кадров, помимо рекрутмента. Мы ведем активную работу с выпускниками вузов, предоставляя им возможность стажировки и корпоративного обучения в IBS. Для уже состоявшихся специалистов в IBS действует программа перепрофилирования. Также мы начинаем активно сотрудничать с регионами — открываем производственные подразделения в городах, богатых квалифицированными кадрами. И, конечно же, очень важным фактором является корпоративная культура компании. Мы создаем такие условия, чтобы люди связывали с компанией не только свое настоящее, но и свое будущее. С точки зрения возможностей карьерного, профессионального роста, интересности, масштабности и уникальности проектов, внутренней атмосферы и командного духа, IBS, и я в этом абсолютно и искренне уверен, лучшая компания на рынке. CNews: Спасибо. СNews справка: Мацоцкий Сергей Савельевич — генеральный директор компании IBS, первый вице-президент группы компаний IBS Родился 25 февраля 1962 года. Закончил Московский Институт нефтехимической и газовой промышленности им.Губкина, курс автоматика и вычислительная техника, специальность — прикладная математика. 1990 — 1992 гг. — коммерческий директор СП "Интермикро". 1992 — 1997 гг. — исполнительный директор компании IBS. 1997 г. — по настоящее время — генеральный директор компании IBS. |