|
|
Шамиль Шакиров: В России продолжается формирование профессионального рынка ИТ-услугОб основной проблеме, тормозящей развитие российского рынка ИТ, о том, как сохранить управляемость ИТ-компании при темпах ее роста «выше рыночных», о наиболее «инновационном» из реализуемых проектов в интервью CNews рассказывает президент «Ай-Теко» Шамиль Шакиров. CNews: Как изменился отечественный ИТ-рынок за последний год, по вашим наблюдениям? Шамиль Шакиров: В минувшем году российский рынок ИТ продолжал расти, становясь при этом все более консолидированным и зрелым. На протяжении последних лет, на мой взгляд, наблюдается формирование профессионального рынка ИТ-услуг, где ценятся ключевые компетенции и навыки, опыт и квалификация, высокий уровень интеллекта сотрудников. Не случайно большинство компаний применительно к персоналу предпочитают сегодня использовать термин не Human Resources (человеческие ресурсы), а Human Capital (человеческий капитал), признавая тем самым ценность и значимость такого нематериального актива, как интеллектуальный капитал предприятия. Коллективный опыт компании неразрывно связан с опытом конкретных сотрудников. К сожалению, пока мы испытываем определенный кадровый голод и наблюдаем отставание темпов прироста числа компетентных ИТ-специалистов от темпов общего развития рынка. В итоге всех в настоящее время в значительной степени волнует даже не столько стоимость профессиональных сервисов, сколько их качество. С другой стороны, ИТ-решения во многом приблизились к бизнес-функциям заказчика. То есть, пройдя период количественного насыщения средствами автоматизации, мы подошли вплотную к процессу реализации через ИТ определенного набора бизнес-функций. И от нас, как от интеграторов и сервис-провайдеров в области ИТ, сегодняшний рынок требует гораздо большей компетенции в сфере бизнеса заказчиков. Это напрямую связано и с отраслевой компетенцией. CNews: С какими сложностями пришлось столкнуться ИТ-компаниям в 2006 году? Шамиль Шакиров: Сложность только одна, и я уже о ней упомянул. Рынок развивался бы более динамично, будь на нем больше подготовленных ИТ-специалистов. Тех профессионалов экстра-класса, которые могли бы работать в равной степени эффективно и на стороне интеграторов, и у конечных заказчиков. Причем, работать в самых разных областях, в том числе — и в сфере управления проектами. Пока же нехватка квалифицированных кадров является наиболее существенным тормозом для развития российского ИТ-рынка. Решение этой проблемы требует нового подхода к вопросу подготовки кадров, к инвестициям в собственный персонал. Скажем, мы, как и многие компании, пошли по пути создания своего рода инкубаторов, для «выращивания» специалистов. Речь идет о нашем учебном центре, ведущем подготовку и тренинг молодых специалистов, что дает им возможность в дальнейшем «инвестировать» собственные профессионализм и интеллект в те проекты, в которых они предполагают преуспеть. CNews: В последние годы в России отмечается рост конкуренции между интеграторами. Как известно, этот фактор приводит к постепенному снижению прибыльности рынка. Можно ли говорить о существовании угрозы рентабельности этого бизнеса, на ваш взгляд? Шамиль Шакиров: Заказчика сейчас в большей степени беспокоят не проблемы цены, а вопросы надежности и качества поставляемых решений и услуг. За отсутствие или снижение рисков заказчики готовы платить адекватные деньги. Для многих потери в бизнесе, связанные с рисками ИТ-проекта, несоизмеримы с финансовой экономией. Поэтому при росте масштабов и сложности реализуемых проектов заказчики испытывают все большую потребность в гарантированном качестве предоставляемых услуг. Конечно, грань между качественным и некачественным сервисом не всегда может быть точно проведена и обозначена на этапе выбора. Нет четких критериев, по которым можно было бы однозначно определить, на какой уровень сервиса заказчик может изначально рассчитывать. Условные «качественные» ожидания заказчика могут базироваться лишь на оценке результатов предыдущей деятельности данной проектной команды и количестве успешно завершенных ею проектов. Поэтому для себя мы считаем приоритетной не только задачу сохранения рентабельности, но и обеспечения гарантированного «знака качества» наших услуг. Если вчера мы работали над одним крупным проектом, то сегодня реализуем одновременно пять, а завтра их будет еще больше. Мы понимаем, что часть людей наверняка будет задействована в этих проектах впервые. Поэтому наша задача — создать такие проектные команды профессионалов и так подготовить специалистов, чтобы они могли реализовать подобные решения с одинаково высоким уровнем качества, разработав свою методологию, свой регламент и требования по качеству работ. У нас уже есть признанные эксперты в данных технологиях, на авторитет которых в первую очередь ориентируются заказчики. CNews: Являясь одним из самых быстрорастущих отечественных ИТ-игроков, как вы решаете проблему управляемости бизнеса? Шамиль Шакиров: Сохранение на принципиально высоком уровне управляемости организации — пожалуй, самая сложная задача для всех компаний. Мировой опыт менеджмента и управленческие методики больше ориентированы на компании, растущие ежегодно в среднем на 5-10%. У нас же отрасль сегодня растет на 20-30% в год, а ведущие компании — и того больше. Например, мы «подрастаем» за год на 50% и по финансовым показателям, и по численности персонала. В этом году наш доход составит более $300 млн, что на 50% выше прошлогодних показателей. При столь внушительных темпах роста в условиях расширения бизнеса самой острой проблемой становится обеспечение эффективности управления компанией. В поисках оптимального решения мы рассматриваем лучшие международные практики рационального ведения бизнеса, учитываем особенности отечественного рынка и специфику менталитета, разрабатываем свои подходы к эффективному управлению. Наш менеджмент будет успешным и результативным, если мы найдем верные ответы на ряд ключевых вопросов. Как сделать параллельными векторы движения компании и конкретного специалиста? Как обеспечить развитие компании через развитие и самореализацию каждого члена коллектива? Как стратегические задачи компании увязать с целями и задачами отдельных сотрудников организации? CNews: В 2006 году в вашей компании были выделены два новых центра компетенции: по банковским решениям и по интеграции ERP с промышленными системами. С какой целью были проведены эти изменения? Как вы оцениваете их первые результаты? Шамиль Шакиров: Для нас вопрос отраслевой экспертизы является стратегически важным. Мы осознаем, что дальнейшее развитие ИТ-решений будет напрямую связано с бизнесом компаний и станет гораздо более специфичным для каждой из отраслей, будь то финансовый, телекоммуникационный, государственный или нефтедобывающий секторы. Мы выбрали стратегию создания центров компетенции, в которых аккумулируется и агрегируется вся практика работы компании в той или иной отрасли, формулируются и описываются решения задач, связанных с реализацией определенных ИТ-проектов. В качестве приоритета мы выбрали те сегменты, где компания «Ай-Теко» представлена наиболее активно. Во-первых, это центр компетенции по банковским решениям (в этом сегменте у нас стартовал ряд проектов). Речь идет о внедрении ERP в банках, о решениях, связанных со специфическими задачами финансовых организаций, с обеспечением информационной безопасности. В частности, мы создали продукт по мониторингу и управлению банкоматами на базе технологии HP Open View. В целом мы его рассматриваем как один из элементов реализованной нами централизованной системы управления ИТ-инфраструктурой финансовой организации для решения специализированных задач по обеспечению бесперебойности работы ряда критических для банка приложений. То же самое — и с индустриальным сектором. Создавая центр компетенции по интеграции промышленных систем, мы ставили своей целью объединение в проектную команду ведущих экспертов компании. Специалисты по различным производственным системам, таким как SCADA, MES, ERP, разрабатывают идеологию интеграции технологических, производственных и бизнес-процессов без привязки к оборудованию или программному обеспечению какого-либо конкретного вендора. Мы видим, что существует некий разрыв между нижним уровнем автоматизации и уровнем ERP. Сейчас мы пытаемся этот разрыв устранить путем создания единого информационного пространства. О первых результатах говорить пока преждевременно: центр компетенции по интеграции промышленных систем создан всего несколько месяцев назад, и все это время специалисты в основном разбирались с межсистемными интерфейсами и аналитическими возможностями. Впрочем, данные разработки уже помогли нам в кратчайшие сроки выполнить проект по созданию автоматизированной системы оперативного диспетчерского управления нефтедобывающего территориального производственного предприятия. Система без потерь объединила информацию десяти локальных подсистем автоматики различных производителей, поскольку проблем с получением и передачей данных из различных автоматизированных систем у наших инженеров уже не было. Кроме того, в данном проекте удалось реализовать расчет основных показателей эффективности работы территориального производственного предприятия в режиме реального времени. CNews: Один из наиболее крупных проектов «Ай-Теко», реализуемых в настоящее время, — это проект в Росгидромете. На какой стадии находится внедрение? Каковы ближайшие планы сотрудничества с этим заказчиком? Шамиль Шакиров: Проект модернизации и технического перевооружения Росгидромета можно отнести к числу наиболее масштабных с точки зрения широты спектра решаемых технических и организационных задач. Особенность проекта — необходимость формирования нового облика сложнейшей технической системы уникального ведомства на основе передового мирового опыта и в сжатые сроки (заданные, в том числе, условиями финансирования проекта Всемирным банком). В международном конкурсе участвовало порядка 20 компаний, включая крупные консорциумы, и у нас были определенные сомнения в том, что выиграть его сможем именно мы. Я считаю, что к моменту подачи предложения нам удалось сформировать сильную команду, в состав которой вошли и зарубежные специалисты в ряде специфических областей, где нам не хватало собственных знаний и международного опыта. Кроме того, мы очень серьезно подошли к управлению данным проектом. Когда год назад этот проект стартовал, перед нами стояла задача завершить подготовительные работы в течение восьми месяцев. Работа, надо сказать, была очень сложной. Проект заключался во внедрении и интеграции целого ряда подсистем, имеющих отношение к гидрологии, метеорологии, аэрологии, наблюдательной сети, системе обработки и хранения данных и др. Все это должно было быть увязано в оперативный единый контур, отвечать потребностям многочисленных потребителей информации Росгидромета и требованиям к России как участнику мирового метеорологического сообщества. Фактически итогом работы должна стать наблюдательная сеть нового поколения. В процессе реализации проекта мы изучали опыт других стран — США, Мексики и Канады. Встречались со специалистами Всемирной метеорологической организации. Но самое главное, что уже на старте проекта удалось объединить наши опыт и знания в области современных универсальных ИТ с опытом и знаниями специалистов Росгидромета в предметной деятельности и возможностях целого ряда специализированных систем. По истечении десяти месяцев был подготовлен комплексный проект по развитию, одобренный Росгидрометом и Мировым банком. В результате контракт с нами был пролонгирован еще на четыре года — уже непосредственно на фазу реализации проекта. CNews Какие направления бизнеса в 2007 году определены компанией в качестве ключевых? Шамиль Шакиров: На наш взгляд, наряду с решением традиционных ИТ-задач у предприятий всех отраслей назрела потребность в автоматизации узких специфических процессов и их последующее объединение в единое информационное пространство с целью совершенствования общей модели управления. В этой связи активно растет спрос именно на отраслевые решения. К слову, такие крупнейшие зарубежные производители, как SAP и Oracle, добившись в свое время значительных успехов на рынке универсальных систем класса ERP, впоследствии направили свои усилия в сторону отраслевых решений. Мы также намерены сделать акцент на отраслевой специализации. Кроме того, мы будем и далее развивать направление ИТ-услуг, в первую очередь аутсорсинга. Существует целый ряд проектов, где заказчика интересует, может быть, не само законченное коробочное решение, а лишь привлечение со стороны квалифицированных ИТ-специалистов. При этом заказчик готов брать на себя управление этими проектами и соответствующие риски. Вот мы и будем готовить таких людей с уникальными компетенциями, востребованными на рынке ИТ. Помимо этого, мы продолжим развитие и расширение нашего консалтингового направления, прежде всего за счет предоставления новых сервисов, а также, вероятно, укрепим и расширим региональное присутствие «Ай-Теко», в том числе — в ряде стран СНГ. CNews: Спасибо. СNews справка: Шакиров Шамиль Хайдярович — президент компании «Ай-Теко» Родился в 1969 году. В 1991 году с красным дипломом закончил технический факультет Московского института криптографии, связи и информатики по специальности «Прикладная математика». 1993 — 1997 гг. — руководящие должности в ЗАО «НТЦ КАМИ». С 1997 г. — президент ЗАО «Ай-Теко» (до 2000 года — ЦИТ КАМИ). Участвует в разработке стратегических направлений развития компании, а также непосредственно курирует ряд инновационных проектов и работу с ключевыми заказчиками. |