|
|
Гарри Кондаков: Рост ИБ-сегмента опережает динамику ИТ-рынка в целомНа вопросы CNews отвечают Гарри Кондаков, управляющий директор «Лаборатории Касперского» в России, странах СНГ и Балтии, Даниил Капцан, директор по маркетингу, и Виталий Безродных, директор по развитию бизнеса «Лаборатории Касперского». CNews: Какие тенденции вы наблюдаете сегодня на российском рынке ИТ? Гарри Кондаков: Рынок устойчиво растет. По моим оценкам — не менее, чем на 25-30%. В отдельных сегментах, в частности, в ИБ-секторе, рост превышает 30%. Основные тенденции: заметное «обеление» рынка в сегменте SOHO, опережающий рост в области сервиса, включая ИТ-аутсорсинг, в среде среднего и крупного бизнеса. CNews: Насколько в общем тренде развивается сектор ИБ, на ваш взгляд? Какие факторы определяют его рост? Гарри Кондаков: Как я отмечал выше, ИБ-сектор растет опережающими темпами по отношению к ИТ-индустрии в целом. Чем это вызвано? За последние несколько лет коренным образом изменилось отношение всех групп пользователей к самому понятию «информационная безопасность». Резко возросшее количество и диверсификация всевозможных угроз, усиление целенаправленных точечных атак, изменение характера атак в сторону вымогательства «конкретных» денег серьезно повлияли на отношение как частных пользователей, так и бизнес-сегмента к защите собственных компьютеров и информационных систем. Хотелось бы отметить заметно возросший уровень понимания всеми группами пользователей того факта, что для построения эффективной защиты от всевозможных угроз необходимо использовать исключительно лицензионное ПО. Покупка легального ПО позволяет клиентам пользоваться широким спектром услуг и поддержки со стороны вендоров. В среде не только крупных, но и средних по размерам бизнес-пользователей начал преобладать комплексный подход к созданию систем информационной безопасности, укрепилось понимание того, что только технологический не является панацеей от вредоносного кода. Крайне необходима и организационная составляющая, позволяющая сделать защиту максимально эффективной и не допустить возможности проникновения в систему той или иной угрозы. Все большее количество руководителей компаний начинает понимать, что задача информационной безопасности качественно отличается от ряда других задач по построению информационной системы, в частности, закупки тех или иных периферийных устройств, и уходит от закупки узлов систем информационной безопасности по остаточному принципу, выделяя отдельные бюджеты на «организационную» составляющую. Говоря о руководителях, нельзя не упомянуть закон, принятый в 2006 году, возлагающий личную ответственность на топ-менеджеров компаний за утечку персональных данных. Данный закон заставил задуматься руководителей о системах безопасности своих предприятий, способствовал изменению отношения к проблемам ИБ со стороны менеджеров высшего звена. В среде частных пользователей также наметился существенный рост числа легальных пользователей, и в частности, пользователей антивирусного ПО. CNews: Насколько сложно российскому разработчику развивать бизнес на Западе, из вашей практики? На какие рынки проще всего выходить на старте? Виталий Безродных: Начнем с того, что международная экспансия для разработчика программных продуктов — абсолютная необходимость. Во-первых, практически в любой продуктовой категории емкость даже отдельно взятого рынка одной из развитых зарубежных стран (Германии, Франции, Англии, Японии, не говоря уже об Америке) почти на порядок больше всего рынка России и СНГ. Таким образом, захват даже небольшой доли зарубежных рынков ведет к существенному росту продаж и дает разработчику средства для дальнейшего развития. Вопрос выбора первоочередных рынков для международной экспансии имеет много аспектов. Этот выбор зависит в первую очередь от особенностей спроса (где наиболее емкие рынки, где наиболее перспективные потребители вашего продукта, где лучше всего играют ваши уникальные продуктовые характеристики или маркетинговые отстройки) и конкурентной ситуации (на каких рынках основные конкуренты не присутствуют или слабы). Вопрос российского происхождения и отношения к российским разработчикам в этом выборе играет, как правило, далеко не первую роль — даже если речь идет о такой деликатной области, как ИТ безопасность. Безусловно, есть страны и рыночные сегменты, для выхода на которые российское происхождение является серьезным препятствием — например, весьма емкий госсектор США, или закупки организаций типа НАТО. В то же время, есть и такие страны, правительства и бизнес-сообщества которых ведут целенаправленную политику по диверсификации поставщиков технологических решений, в противовес доминированию американских технологических продуктов. А в большинстве случаев, на ИT-рынке мало геополитики — побеждает тот, кто имеет лучший продукт и реализует правильную стратегию на международном и локальном рынке. В общем и целом, в настоящее время российское происхождение ПО скорее помогает, чем препятствует продвижению на международных рынках — уже многие за рубежом оценили качество российских программистов (в том числе тех из них, кто уехал на Запад), и Россия постепенно становится брендом в сфере разработки ПО. CNews: Как вы оцениваете результаты своей экспансии? Где бизнес развивался наиболее динамично в 2006 г.? Виталий Безродных: 2006-ой стал для ЛК годом прорыва в массовые сегменты рынков крупнейших европейских стран — Германии (где мы захватили первое место в пользовательском сегменте), Франции, Испании. Мы основательно вошли на розничные рынки других европейских стран, а также США, Японии и Китая, которые станут мотором нашего дальнейшего роста. Удалось выйти на новый качественный уровень развития нашей международной дистрибуционной сети, которая теперь обеспечивает глобальное покрытие и доступность бизнес-продуктов ЛК во всех странах мира. В плане бизнеса наша компания стала по-настоящему международной — 80% прибыли компании пришлись на западные продажи, динамика развития компании составила при этом 77%. CNews: Каковы ваши технологические итоги года? Какие из ваших новых решений вызвали наибольший интерес рынка? Даниил Капцан: В 2006 году мы представили новую версию решений наших продуктов для домашних пользователей - Антивирус Касперского 6.0 и Kaspersky Internet Security 6.0. Оба продукта по достоинству оценили и российские, и зарубежные пользователи. Сегодня новую версию используют более 14 млн человек. Всего же в 2006 году «Лаборатория Касперского» выпустила более 20 коммерческих продуктов. CNews: Как продвигается ваша новая концепция Kaspersky Open Space Security? Даниил Капцан: Тема защиты нового информационного пространства широко обсуждается специалистами в области безопасности и необходимость нового подхода назрела. Многие отмечают своевременность ее появление и отсутствие подобных предложений на рынке, которые позволят сохранить безопасность корпоративных пользователей, не ограничивая свободу их перемещений. Именно поэтому наша концепция была принята позитивно на совершенно различных территориях — в России, США, странах Латинской Америки, Европы, Азии. CNews: Спасибо. |