|
|
Алексей Кравцов: На рынке ПК мы практически не конкурируем с зарубежными вендорами
Об изменении расстановки сил на российском компьютерном рынке, о различиях в потреблении ПК и серверов московскими и региональными пользователями, о своих планах в области диверсификации бизнеса рассказал CNews генеральный директор компании Kraftway Алексей Кравцов. CNews: Какие события на российском ИТ-рынке вы могли бы назвать ключевыми, по итогам прошедшего года? Алексей Кравцов: В 2006 году ИТ-рынок достаточно активно развивался, чему в немалой степени способствовало государство. Была создана венчурная компания, анонсированы планы по созданию инвестиционного фонда развития ИКТ, агентства по поддержке экспорта в сфере высоких технологий, стартовал ряд национальных ИТ-проектов в сфере здравоохранения и образования.По нашим ощущениям, в 2006 году ИТ-рынок в целом значительно нарастил объемы. Однако рост в сегменте производства компьютерного оборудования был не столь ощутимым и составил около 15%. Но за счет высокой конкуренции одни компании теряли свою рыночную долю, а другие — приобретали. На мой взгляд, нашей компании удалось неплохо поработать в прошлом году. Значительная часть наших поставок пришлась в этот период на государственный сектор. В то же время в ближайшей перспективе динамичный рост на рынке СМБ и в сегменте SOHO, думаю, приведет к некоторому снижению доли государственных и корпоративных заказчиков. Однако пока они остаются самыми крупными потребителями компьютерных технологий. CNews: Как, на ваш взгляд, был поделен в 2006 году региональный рынок между отечественными и иностранными производителями ПК и серверов? Насколько ситуация в регионах отличается в этом плане от московской? Алексей Кравцов: Основное отличие состоит в том, что московский компьютерный рынок поделен между иностранными вендорами и российскими производителями федерального масштаба, а «львиную долю» регионального рынка занимают локальные сборщики. В федеральном масштабе — это малоизвестные компании, однако, в своих регионах они вполне могут претендовать на роль «локального» бренда. Поэтому для любого крупного российского производителя движение в регионы — это хорошая возможность увеличить свою рыночную долю. Стоит также добавить, что ситуация на рынках ноутбуков и десктопов существенно различается. В «ноутбучном» сегменте доминируют иностранные производители (эта ситуация характерна как для Москвы, так и для регионов). Что касается рынка настольных ПК, то он более чем на 80% контролируется крупными российскими компаниями и локальными сборщиками. Поэтому на рынке десктопов мы практически не конкурируем с зарубежными вендорами, а отвоевываем рынок у локальных сборщиков. На серверном рынке доля местных сборщиков в регионах, по нашим данным, стремительно снижается. Мы рассчитываем, что прирост нашей доли в серверном сегменте произойдет, в первую очередь, за счет регионов. С западными производителями нам удается конкурировать в основном в сегментах серверов начального и среднего уровня. В более «тяжелых» системах делать это достаточно трудно, но, тем не менее, мы намерены в текущем году побороться и за этот сегмент. Надо отметить, что в Москве конкуренция на рынке серверов намного выше. Здесь расположены представительства большинства западных вендоров, что повышает доступность их оборудования и сервиса. Они предоставляют сервисную поддержку и в регионах, но там ее стоимость значительно выше, чем стоимость наших услуг. CNews: Отмечаете ли вы укрепление российских игроков на рынке серверов и ПК по сравнению с предыдущими годами? За счет каких факторов в дальнейшем могут увеличиваться их доли? Алексей Кравцов: Российский рынок настольных компьютеров контролируется отечественными сборщиками. В сегменте ноутбуков иностранные производители к настоящему моменту практически подавили попытки налаживать производство в России. В серверном сегменте укрепления позиций отечественных производителей не наблюдается. И вот почему: чем сложнее и дороже серверное оборудование, тем более консервативны заказчики. На мой взгляд, в 2006 году российские производители серверов не только не укрепили свои позиции, но и потеряли часть рыночной доли. Это связано с более активным вниманием иностранных вендоров к быстрорастущему российскому рынку. Маркетинговое давление зарубежных компаний оказывает значительное влияние на отечественный рынок. В свою очередь, мы надеемся противопоставить этому подходу большую гибкость, большее количество сервисов. Что касается технологического паритета нашей компании с западными производителями — то он уже достигнут. Нельзя не отметить и то, что наша компания разработала программное обеспечение для мониторинга и управления серверов. Как я уже отмечал, что одним из путей укрепления позиций на рынке серверов и ПК является расширение регионального присутствия. Мы выросли в прошлом году в регионах в сегменте ПК. Следовательно, мы не дали укрепиться в этом секторе западным вендорам. CNews: Каковы ваши планы в области диверсификации бизнеса? Достаточно ли обширным вы считаете свой продуктовый портфель в настоящее время? Алексей Кравцов: Продуктовый портфель у нас достаточно полный, в нем не хватает разве что ноутбуков. Производство этих устройств — очень дорогостоящий проект. Окупаемым он может быть только при условии обеспечения высокого уровня продаж этой продукции. «Ввязываясь» в производство ноутбуков, необходимо помнить о том, что у этого продукта короткий жизненный цикл и закрытая архитектура. В ближайшей перспективе мы планируем, скорее, не продуктовую, а «рыночную диверсификацию». В настоящее время Kraftway больше известен как поставщик компьютерной техники в корпоративный и государственный сегменты. В 2007 году мы намерены увеличить свою долю в розничном секторе — по нашим оценкам, в ближайшие годы он будет расти быстрее остальных. Востребованность компьютерной техники частными пользователями возрастает благодаря проникновению ИТ в удаленные регионы, подключению образовательных учреждений к интернету и т.д. Интересным и важным направлением для нас является рынок среднего и малого бизнеса. Недавно мы предложили таким заказчикам сервер начального уровня, в ближайшее время намерены анонсировать ряд новых решений для СМБ. У нас накоплена большая экспертиза в области создании различных программно-аппаратных комплексов, которые востребованы в корпоративном сегменте. Сегодня у предприятий возникает потребность в инфраструктурном решении, которое включает в себя различный функционал, работающий под управлением единой системы, которая должна просто управляться и обслуживаться. В этом плане мы значительно опережаем другие российские компании, которые используют зарубежное программное обеспечение, подобное нашему. По цене и качеству ПО Kraftway оказывается привлекательнее западных аналогов. CNews: Как вы оцениваете степень узнаваемости вашего бренда региональными пользователями? Какие шаги вы намерены предпринять в 2007 году для повышения узнаваемости? Алексей Кравцов: Мы не занимались целенаправленной раскруткой своего бренда — как известно, бренд сам себя рекламирует. По нашим данным степень его узнаваемости не ниже, чем у других крупных российских производителей. Учитывая наши планы по выходу на розничный рынок, мы намерены активизировать в 2007 году рекламную и маркетинговую активность. CNews: Вы объявили, что планируемая мощность завода в Обнинске — более миллиона компьютеров год. Каков штат этого предприятия? Сохранится ли производство на московском заводе после открытия обнинского? Алексей Кравцов: Миллион компьютеров — мощность завода, планируемая на долгосрочную перспективу — в ближайшие годы мы не ставим себе цели продать миллион ПК. После открытия предприятия мы собираемся задействовать около 40% производственных площадей. Даже при полной загрузке на заводе будет работать не более 400 человек. В настоящее время идет набор и обучение сотрудников. Ключевые позиции займут люди, которые в настоящее время работают на заводе Kraftway в Москве, причем, многие из них целенаправленно набирались в Обнинске и Калуге. Все внедренные на московском заводе стандарты контроля будут соблюдены и в Обнинске. Более того, мы модернизировали технологию сборки, что позволило решить задачу производства разнородной продукции. Теперь на одной линии можно одновременно собирать несколько моделей и конфигураций компьютеров с разными операционными системами, драйверами и программным обеспечением. Эта технология прошла обкатку на нашем предприятии в Москве. В ближайшие два года завод в Москве будет работать. Мы планируем производить на нем особо сложную технику и опытные образцы. CNews: Чего вы ожидаете от выхода на IPO к 2009 году, о котором объявили недавно? Алексей Кравцов: Российский ИТ-рынок растет, государство уделяет ему пристальное внимание, и компании в этой отрасли могут быть интересны для инвесторов. Перед нашей компанией в ближайшие два-три года стоят достаточно серьезные задачи, связанные с рыночной диверсификацией. C точки зрения инвестора просто сборочное производство может быть не очень интересным. Мы ведем программные разработки, реализуем проекты, то есть, накапливаем определенный интеллектуальный потенциал. Для этого необходимы инвестиции. Прибыли на нашем рынке не столь высоки, как в некоторых других отраслях. Поэтому мы должны, с одной стороны, наращивать объемы бизнеса, а с другой — увеличивать долю инфраструктурных решений, которые позволяют зарабатывать больше денег. Кроме того, мы занимаемся реструктуризацией и оптимизацией бизнес-процессов в отношении управления издержками, разрабатываем новые продукты, решения, сервисы. К 2009 году мы планируем сформировать серьезную программу развития, которая потребует больших инвестиций. Их можно получить либо на публичном рынке, разместив пакет акций, либо отыскав стратегического инвестора. Мы готовимся к выходу на IPO, понимая всю сложность этого процесса. Помимо бизнес-задач, необходимо выполнить ряд действий, связанных с повышением прозрачности компании и упорядочиванием бизнеса. По результатам нашей работы в 2007 году об IPO можно будет рассуждать с большей уверенностью. CNews: Спасибо. |