|
|
Антон Даниленко: Рынок решений по информационной безопасности растет быстрее рынка ПО в целомО тенденции усиления перехода корпоративного сектора к использованию лицензионного ПО, о функциональных возможностях новых решений, обеспечивающих информационную безопасность компаний различных масштабов, в интервью CNews рассказал генеральный директор компании «Сфера Бизнес Системы» Антон Даниленко. CNews: Насколько динамично, на ваш взгляд, развивался в 2006 году российский рынок дистрибуции ПО? Какие тенденции здесь доминировали? Антон Даниленко: Рынок программного обеспечения в прошлом году развивался достаточно активно. Наибольший рост пришелся на последний квартал 2006 года, что объясняется как общими тенденциями ИТ-рынка, так и активностью правоохранительных органов в борьбе с пиратством, а также ростом понимания бизнес-структур необходимости использования лицензионного ПО. Так, в прошлом году был заметен процесс легализации госсектора в вопросах использования ПО. В целом, каналы дистрибуции ПО не подвержены сильным изменениям и держатся на нескольких крупных игроках. Причины вполне понятны. На этом рынке важными факторами является «история» компании, ее авторитет, который формируется годами. Достаточно жестки требования к получению статусов. При этом дистрибуторская маржа мала по сравнению с прибылью, получаемой компаниями, работающими с конечными заказчиками. Поэтому сейчас немногие молодые компании ступают на этот путь, и только единицам удается укрепить свои позиции в данной нише и развиваться. Большинство компаний-дистрибьюторов ПО пока по-прежнему занимается «перемещением коробок», то есть непосредственно логистикой и продажей продуктов. В то время как во многих странах (и Россия — не исключение), активно идет переход дистрибьюторских компаний от роли «продавца» в разряд «value-added distributor». Такие компании всячески помогают партнерам в реализации проектов. В нашей компании изначально работа строилась именно на этих принципах, благодаря чему нам удалось войти в ряды дистрибуторов и динамично развивать бизнес в данном сегменте. CNews: Как вы оцениваете успешность мер по борьбе с пиратством, принимаемых российскими правоохранительными органами в 2006 году? Насколько, по вашим наблюдениям, снизилась рыночная доля пиратского ПО в этот период? Антон Даниленко: Статус аутсайдера рынка легального софта препятствует присоединению нашей страны к ВТО, так как напрямую свидетельствует о массовом несоблюдении авторских прав. И все же Россия пока является одной из лидирующих стран по пиратству в интеллектуальной сфере: доля нелегальной продукции на отечественном рынке составляет сегодня около 70%. Поэтому приятно отметить, что в прошлом году активизировалась работа правоохранительных органов в борьбе с производителями контрафакта. Причем внимание было уделено не только Москве и крупным городам — проверки прошли повсеместно. Помимо контроля со стороны правоохранительных органов есть и другой, не менее важный фактор, влияющий на легализацию ПО — это осознание самими потребителями необходимости в использовании лицензионных продуктов. Руководители предприятий (особенно крупных бизнес-структур) в последнее время подходят к вопросу лицензионного ПО иначе, чем несколько лет назад. Покупка легального софта обеспечивает им надежность работы предприятия и поддержку производителя. Особенно высоки требования к ПО в случаях, когда речь идет об информационной безопасности компании. Но, в то же время, компании зачастую необходимо подтолкнуть к этому пониманию, и здесь важную роль играют как правоохранительные органы, так и сами производители программных продуктов. Так, можно отметить, что многие западные вендоры (например, Microsoft, Autodesk, Adobe), стали проявлять большую активность в антипиратской деятельности на отечественном рынке и теснее сотрудничать с правоохранительными органами. Сразу оговорюсь, что речь идет, в первую очередь, о корпоративном секторе. С сегментом домашних пользователей ситуация гораздо сложнее: здесь доля нелицензионного ПО составляет до 90% и контролировать этот сектор практически невозможно. CNews: Дистрибуция каких программных продуктов в 2006 году принесла наибольшую прибыль отечественным игрокам этого рынка, по вашему мнению? Антон Даниленко: В данном случае о прибыли говорить очень сложно. Этот показатель зависит от двух составляющих: оборота и маржи по продукту. При этом наблюдается следующая закономерность: продукты, хорошо известные и востребованные рынком, дают сегодня дистрибьюторам меньшую маржинальную прибыль, нежели продукты новых вендоров, заинтересованных в мотивации своих партнеров всех уровней. И все же лидером рынка дистрибуции, на мой взгляд, является сегмент информационной безопасности. В первую очередь — благодаря тому, что рост этого рынка опережает рынок ПО в целом. CNews: Какую долю занимали в прошлом году в структуре вашего оборота различные продуктовые направления? На каком из них ваша компания делала основной акцент? Антон Даниленко: Изначально «Сфера Бизнес Системы» позиционировала себя как мультивендорный дистрибьютор сетевого, платформенного, офисного и другого ПО. Но в начале 2006 года было принято решение выделить в качестве основного направление информационной безопасности. Причина этого шага, как уже отмечалось — в динамичности сегмента ИБ и, соответственно, перспективности данного бизнеса. В ходе анализа рынка информационной безопасности и формирования портфеля антивирусных средств мы познакомились с продуктами фирмы F-Secure, которые хорошо известны в мире, но ранее не были представлены в нашей стране, и решили заключить с этим вендором соглашение. Сегодня продукты, связанные с направлением информационной безопасности, составляют порядка 60% оборота нашей компании. Треть из них — это антивирусные средства, причем в структуре наших продаж присутствуют продукты большинства вендоров. Несмотря на приоритет в продвижении решений F-Secure мы не планируем отказываться от других продуктов, которые позволяют нам иметь сбалансированный портфель антивирусных решений. Определенную долю в нашем обороте занимают инфраструктурные решения, в том числе платформа Ardence, которая позволяет компаниям совместить управление информационной безопасностью, операционными системами и приложениями, повышая при этом надежность и гибкость информационной системы. Большое внимание мы также уделяем продуктам Acronis, предназначенным для резервного копирования и восстановления данных. Немалую часть нашего оборота составляют продукты крупнейших вендоров платформенного и офисного ПО — Microsoft, Oracle, Adobe, Corel и др. CNews: Какие продукты компании F-Secure вы предлагаете отечественному потребителю, в чем главные отличия разработок этой компании от аналогичных решений, представленных на рынке? Антон Даниленко: Линейка продуктов F-Secure покрывает практически все сегменты рынка. В корпоративном секторе — это решения по защите рабочих станций, серверов и шлюзов. При этом каждый продукт F-Secure имеет свои особенности. Задача компании — предложить рынку продукт, способный максимально полно защитить пользователя от всех возможных угроз. Важная особенность всех корпоративных продуктов F-Secure — наличие бесплатной консоли централизованного управления, которая может работать как под Windows, так и под Linux. Это довольно редкое предложение на рынке. Есть у производителя и другие уникальные продукты. Так, F-Secure — единственный вендор, у которого есть специализированные полноценные решения для защиты серверов Citrix. В зависимости от масштабов бизнеса компании могут выбрать один из трех комплектов ПО этого производителя. Каждый пакет содержит все необходимые элементы для комплексной защиты, при этом обходится дешевле по сравнению с набором входящих в него программ, приобретаемых по отдельности. Все комплекты включают в себя флагманский продукт — F-Secure Client Security, который помимо антивируса имеет в своем составе несколько дополнительных модулей — интегрированный адаптивный брэндмауэр, защиту от шпионских программ и руткитов, а также технологию адаптивной защиты F-Secure DeepGuard. В портфеле F-Secure также есть мощное программно-аппаратное решение для защиты от спама. Аппаратная часть построена на базе серверов Dell, на которых установлена специальная версия Linux. В программную часть комплекса входит модуль для обнаружения нежелательной корреспонденции американской компании Proofpoint и собственный антивирус F-Secure. Существуют решения и для домашних пользователей, в том числе — с интегрированными брандмауэрами и защитой от спама. Основной продукт в этом сегменте — Internet Security 2007. Кроме того, компания F-Secure известна своими решениями для смартфонов: она первой разработала антивирус для мобильных пользователей, и в ее продуктовой линейке также — уникальное решение для корпоративных пользователей — консоль централизованного управления защитой мобильных сотрудников. CNews: Какой вертикальный сегмент является для вас целевым? Антон Даниленко: У нас есть интересные предложения для каждого сегмента, и мы не хотим смещать фокус в сторону какой-либо одной вертикали. Сегодня наиболее крупным нашим потребителем (в количественном отношении) является сектор СМБ. Наши решения для малого и среднего бизнеса находятся в среднем ценовом диапазоне. При этом за те же деньги F-Secure может предложить клиентам больше, чем другие вендоры. В корпоративном секторе цены не всегда являются определяющим фактором. Но и здесь F-Secure предлагает специальный подход к лицензированию — по количеству узлов. Обычно стоимость серверных лицензий гораздо выше лицензий для рабочих станций. В случае с F-Secure цена лицензий будет единой вне зависимости от того, хочет заказчик защитить сервер или рабочую станцию. Если посмотреть на структуру продаж 2006 года, то около 40% дохода от продаж F-Secure принес крупный корпоративный сектор, а доли сегмента СМБ и конечных пользователей составили по 30%. Среди важных направлений, которые мы планируем развивать в текущем году — работа с интернет-провайдерами и мобильными операторами. CNews: Какие задачи ставит ваша компания на этот год? Каких показателей хотелось бы достичь? Антон Даниленко: В 2007 году мы намерены активно развивать региональную дилерскую сеть, в первую очередь — благодаря наличию эксклюзивных продуктов. Мы также ведем переговоры о сотрудничестве с несколькими новыми вендорами, чьи продукты были бы интересны отечественному рынку, но пока не представленными в России. Пока могу сказать только то, что это будут не антивирусные решения — здесь мы свой выбор уже сделали. Наша основная стратегия сфокусирована на продвижении F-Secure. В ближайшие два года мы рассчитываем занять с этими продуктами до 10% отечественного рынка антивирусных решений. В работе с решениями этого вендора мы планируем развивать и новое направление. Помимо продаж обычных лицензий, наши партнеры смогут самостоятельно предлагать корпоративным пользователям продукты F-Secure в качестве сервиса с ежемесячной оплатой и управлением через интернет-портал. То есть, они смогут перейти от продажи лицензий к предоставлению сервиса. На наш взгляд, такое решение будет востребовано рынком, особенно — в секторе СМБ. CNews: Спасибо. |