|
|
Обзор
Рынок ИТ: итоги 2007Обзор подготовлен
При поддержке
Перспективный российский рынок пока не может оставить равнодушной любую зарубежную антивирусную компанию. Сюда уже пришли такие игроки как Eset, Sophos, BitDefender; планирует открыть свое представительство McAfee. Однако нет никаких гарантий, что им удастся отвоевать заметную долю рынка и найти свою нишу.
Лет пять назад картина российского антивирусного рынка представляла собой образец стабильности и предсказуемости. Главным образом здесь присутствовали четыре игрока: два российских — "Лаборатория Касперского" и "Доктор Веб", а также два зарубежных — американская Symantec и японская Trend Micro. При этом усилия последних двух компаний были направлены исключительно на освоение сегмента крупного бизнеса. В целом же наблюдался достаточно вялотекущий рост, который не превышал общемировые показатели.
Однако чуть позже ряд антивирусных компаний пришли к выводу, что российский рынок достаточно перспективен и для них. В октябре 2001 г. было заключено эксклюзивное соглашение Panda Software (ныне Panda Security) с екатеринбургской компанией "Парагон" о представлении интересов Panda в России. Надо отметить, что это один из первых случаев у нас в стране, когда иностранный вендор заключил соглашение с региональной фирмой в сфере ИТ. Через некоторое время Panda Software заняла на российском рынке около 5-6%, но массовой экспансией действия компании трудно назвать.
За последние два года ситуация на рынке кардинально изменилась. Участники демонстрируют очень высокие темпы роста: по оценкам независимого информационно аналитического портала Anti-Malware.ru, антивирусный рынок России вырос в 2006 г. на рекордные 49% и составил около 67 млн долларов. В 2007 году рост был еще более впечатляющим — по предварительным оценкам компании IDC, рынок Security Software в России вырос как минимум на 65-70%, некоторые эксперты говорят о росте в 80-90%. Хотя если рассуждать логически и непредвзято, то ничего удивительного в подобной ситуации нет. Страна переживает бурный рост, происходит активная компьютеризация всех сфер деятельности и т.д. По данным Мининформсвязи, в 2007 г. количество ПК в России увеличилось на 35% — до 31 млн штук.
Немалый вклад в ускорение темпов роста антивирусного рынка также вносит "обеление" программного обеспечения, установленного в организациях и на компьютерах домашних пользователей. Напомним, что, согласно данным совместного исследования BSA и IDC, Россия демонстрирует высокие темпы снижения уровня использования нелицензионного ПО. Так, за три года (2004-2006 гг.) уровень пиратства снизился с почти ста процентов до 80%. Исследователи прогнозируют и стабильное дальнейшее снижение. В сумме эти факторы положительно влияют на все сегменты ИТ-отрасли, и антивирусная индустрия не является исключением.
Естественно, что перспективный российский рынок не мог оставить равнодушным зарубежные антивирусные компании. На него пришли такие игроки, как Eset, Sophos, BitDefender и др. Планирует открыть в начале 2008 г. свое представительство McAfee. Вообще с McAfee сложилась достаточно интересная ситуация: компания является вторым по величине антивирусным игроком в мире и при этом до недавнего времени практически не обращала внимания на Россию. По словам Штефана Ноймайера, регионального менеджера McAfee в СНГ, в корпорации понимают, что потеряли несколько лет. Всерьез заняться рынками России и других стран СНГ стоило немного раньше.
Если оценивать, насколько успешно новые игроки выходят на российский рынок, то, пожалуй, наиболее активной и добившейся максимальных успехов можно назвать компанию Eset. Эта фирма выбрала агрессивную политику продвижения своих продуктов на российский рынок, а также успешно действует в регионах. В итоге Eset удалось отвоевать часть позиций у ряда "старых" игроков.
Заслуживающим внимания игроком стала Microsoft, в арсенале которой находятся как персональные продукты Microsoft Windows Live OneCare, так и корпоративные: Forefront Client Security и Microsoft Forefront Security для Exchange Server. С корпоративными продуктами линейки Forefront сложилась достаточно любопытная история. Microsoft Forefront Security для Exchange Server был создан на основе решений приобретенной Microsoft компании Sybari. А эксклюзивный договор на распространение продукции Sybari в России был заключен с "ДиалогНаукой", что затормозило продвижение линейки Forefront через партнерскую сеть Microsoft.
Тем не менее, в 2007г. действие эксклюзива закончилось, и началось планомерное продвижение этих продуктов на рынке. В интернете была запущена кампания "Проще простого", которая являлась клоном аналогичной общемировой кампании Microsoft. Но основными драйверами поставок линейки Forefront конечно же являются не скупленные по тематическим интернет-ресурсам рекламные места, а специальная политика стимуляции партнеров. В ее рамках партнеры, продающие наряду с другими продуктами компании еще и Forefront, получают различные бонусы.
Кроме всего прочего, несмотря на то, что представители Microsoft неоднократно заявляли о том, что их ИБ-продукты не будут бесплатным приложением к их платформенным решениям, на деле это не совсем так. Например, Microsoft включает Forefront Security for Exchange Server в комплект поставки Exchange 2007, не требуя дополнительной оплаты от тех клиентов, которые приобрели лицензию Enterprise Client Access License (CAL) и заключили с Microsoft соглашение на использование большого числа экземпляров системы. Все эти усилия позволили американской корпорации заключить несколько крупных корпоративных контрактов на поставку решений Forefront. Но пока говорить о том, что компания заняла значимую долю на рынке, нельзя. Что же касается персонального продукта Microsoft Windows Live OneCare, то компания в 2007г. так и не вывела его на российский рынок.
В 2007 г. заявила о себе как об игроке антивирусного рынка компания Agnitum. Этот вендор широко известен на рынке как разработчик персонального сетевого Outpost Firewall. Компанией был лицензирован венгерский антивирусный движок VirusBuster и выпущен новый продукт Outpost Security Suite. За такой короткий срок достаточно сложно сделать вывод о перспективах антивирусных решений Agnitum на российском рынке. Но, учитывая популярность Outpost Firewall и нестандартные маркетинговые ходы, применяемые Agnitum, можно предположить, что ее новые продукты займут своё место под солнцем. Хотелось бы надеется также и на то, что компания со временем сменит поставщика антивирусного движка или разработает свой собственный, поскольку уровень обнаружения вредоносных программ, который показывает VirusBuster, не выдерживает никакой критики.
Достаточно популярны на российском рынке, особенно среди домашних пользователей, бесплатные продукты: Avira, Avast!, AVG. Так, например, по данным Ромир, тот же Avast! установлен на компьютерах 10% всех российских домашних пользователей. Для определенной категории потребителей эти антивирусы являются бесплатной лицензионной альтернативой пиратским копиям коммерческих продуктов.
Но проблема заключается в том, что в них, как правило, отсутствует достаточно важный функционал, который есть в их коммерческих аналогах: обнаружение шпионских программ, скриптов, проверка почтового и web-трафика "на лету", защита от руткитов и т.д. Собственно поэтому эти бесплатные антивирусы так до сих пор и не вытеснили ни в умах, ни на компьютерах любителей бесплатного ПО пиратские версии коммерческих продуктов. Кроме того, использование бесплатных версий Avira, Avast! и AVG возможно только на домашних компьютерах, установка их в организациях запрещена лицензионным соглашением. Естественно, в ряде случаев правило нарушается небольшими российскими компаниями, но по сути это незаконно!
Отдельного внимания заслуживает ситуация с выводом на рынок программного обеспечения, выпускаемого под маркой BitDefender. В начале 2007 г. было открыто российское представительство BitDefender — компания "Битдеф". Интересен то факт, что одним из учредителей этой компании, также как и представительства Eset в России, является Александр Чачава — президент LETA IT-company.
Учитывая активные совместные усилия российского представительства Eset и LETA IT-company по продвижению NOD 32 в России, участники рынка предполагали, что подобную активность следует ожидать и на ниве продуктов BiTdefender. И действительно, старт был дан, руководителем представительства был назначен Александр Жмурко, одним из первых шагов которого было заключение дистрибьюторского соглашения с компанией 1C. Летом директором представительства стал Дмитрий Кондаков. Тем не менее, фактически за год работы представительства в России BitDefender так и не достиг каких-либо серьезных результатов: не было каких-либо активных мероприятий по продвижению продуктов, новые версии ПО так и не были локализованы на русский язык и поставлены на полки. Как итог — относительно скромный результат в 2007 году. По собственному заявлению представителей компании — всего 570 тыс. долл. в ценах конечных пользователей. Для сравнения пользователи потратили на продукцию "Лаборатории Касперского" в 2007 году около 62 млн долл., на ПО Eset - около 22 млн долл. Относительно других игроков, планы на 2008 году BitDefender так же скромные — около 2 млн долл., что составит около 1 % рынка.
В сентябре 2007 г. на выставке "InfoSecurity Russia 2007" агентство "Маркет" провело опрос представителей различных организаций и компаний. В нем приняли участие специалисты в области ИБ, руководители ИТ-подразделений, системные администраторы, а также руководящий состав компаний. Выяснилось, что все респонденты принимают участие в выборе продуктов ИТ-безопасности — либо на рекомендательном уровне, либо на уровне принятия решений. Респондентов спрашивали, какое антивирусное ПО уже установлено у них в компании. Результаты позволяют наглядно оценить существующую на данный момент ситуацию на корпоративном сегменте рынка.
Доля вендоров по количеству инсталлированного антивирусного ПО в корпоративном секторе России
на сентябрь 2007 г.
Источник: "Маркет", 2007
Оценивая полученные результаты, необходимо понимать, что примерно в 40% компаний используются несколько антивирусных средств защиты от различных вендоров. Путем приведения результатов к 100% можно грубо оценить и процент компьютеров в организациях, защищенных антивирусным ПО того или иного производителя. Сравнение же результатов 2006 и 2007 гг. показывает, насколько изменилась расстановка сил на антивирусном рынке за год.
Доля вендоров по количеству инсталлированного антивирусного ПО в корпоративном секторе России (приведенная к 100%)
Источники: Ромир, "Маркет", 2006 — 2007 гг.
Из результатов исследований видно, что Symantec и "Доктор Веб" несколько уступили свою долю в этом сегменте рынка, сократила ее и Panda Software. Улучшили же позиции Eset, Trend Micro, McAfee, стал заметен BitDefender. К сожадению, данная грубая оценка не дает возможности определить доли антивирусных компаний и их динамику в денежном выражении, поскольку в портфеле таких поставщиков, как "Лаборатория Касперского" и Symantec, например, крупных заказчиков с большим объемом закупаемых лицензий существенно больше, чем в портфеле других поставщиков. Кроме того именно в крупных и средних компаниях в 2007 году наблюдался наиболее значительный прирост компьютерного парка, что послужило дополнительным источником дохода для антивирусных вендоров, активно работающих в этом сегменте рынка.
В сегменте антивирусных продуктов для домашних пользователей доля нелицензионного ПО существенно выше, чем в организациях. Это потребовало дополнительной коррекции в методиках оценки. По данным исследования "Ромир", здесь те же лидеры, что и в сегменте продуктов для бизнеса, но изменение долей рынка по сравнению с 2006 г. несколько иное. Видно значительное сокращение доли компаний, из категории "Другое" — в пользу лидеров рынка. Исключение, пожалуй, составляет Symantec, доля которого несколько сократилась.
Купленное лицензионное ПО
Источник: Ромир, 2007
Любопытно в этой связи отдельно рассмотреть тех, кто получил антивирус по OEM-каналу, то есть вместе с компьютером, ноутбуком или различными комплектующими. Как правило, покупая товары этой категории, пользователь получает диск с пробной версией антивирусного ПО с лицензией на 3-6 месяцев. Здесь лидирует Symantec, поскольку диск с его программами прилагается к большинству поставляемых в Россию комплектующих. Тем не менее, судя по доле Symantec среди купленного лицензионного антивирусного ПО, продлевает такие OEM-версии продуктов пока лишь небольшое число пользователей.
Антивирусное ПО, полученное по ОЕМ-каналу
Источник: Ромир, 2007
Итак, антивирусный рынок в России весьма и весьма динамичный. Приходят новые игроки, некоторые остаются и потихоньку завоевывают свое место под солнцем, некоторые не выдерживают и отступают, так и не получив значительной доли рынка. "Старики" также по-разному реагируют на приход новичков, кто-то отступает в недоумении, кто-то собирает силы и противостоит попыткам покуситься на их "законную" территорию. Кроме того, у участников рынка существует масса вопросов о том, как правильно посчитать его реальный объем даже в рамках одной методики. Сложности здесь кроются в комплексности продуктов ИБ и разном подходе к учету ОЕМ и т.п. Но есть надежда, что у игроков данного сектора существует желание регулярно возвращаться к этой теме с тем, чтобы понять и обсудить — что изменилось, какие есть общие проблемы, да и просто подвести итоги.
Олег Гудилин