|
|
Обзор
Рынок ИТ: итоги 2007Обзор подготовлен
При поддержке
Относится ли Россия к развитым или развивающимся рынкам сотовой связи? Этот вопрос ставит в тупик многих западных аналитиков. Проникновение мобильной связи, казалось бы, вполне соответствует показателям ведущих стран, однако низкий ARPU и фактическое отсутствие сетей третьего поколения откатывает страну в аутсайдеры.
По предварительным оценкам Informa Telecoms & Media Россия по итогам 2007 года откатилась по количеству чистых подключений с 3-го на 6-е место. Этот результат оказался даже хуже, чем прогнозировалось годом ранее. Напомним, что тогда в рейтинге стран по этому показателю Россия должна была занять 5-е место. Индонезии удалось ускориться раньше, чем прогнозировали аналитики, что позволило ей занять 4-ую позицию, оттеснив США.
По прогнозам Informa лидирующие с большим отрывом Индия и Китай (они, как и ожидалось, поменялись местами в рейтинге) сохранят свои позиции и в 2008 году. А вот Индонезия займет место Пакистана и попадет в тройку самых быстрорастущих. Россия, как ожидается, сохранит 6-е место, однако ее отрыв от ближайшего конкурента — Бразилии — будет сокращен. Вполне вероятно, что в более долгосрочной перспективе наша страна будет сползать в рейтинге все ниже и ниже, и потеряет статус быстроразвивающегося рынка.
ТОП 15 стран по числу чистых подключений, млн
2007* | 2008** | ||
Индия | 81,20 | Индия | 89,83 |
Китай | 75,43 | Китай | 56,08 |
Пакистан | 29,09 | Индонезия | 24,53 |
Индонезия | 27,41 | Пакистан | 23,86 |
США | 21,38 | США | 16,63 |
Россия | 18,69 | Россия | 12,56 |
Бразилия | 14,38 | Бразилия | 11,68 |
Таиланд | 11,5 | Нигерия | 10,24 |
Нигерия | 11,22 | Филиппины | 8,9 |
Филиппины | 11,01 | Турция | 7,59 |
Мексика | 10,05 | Украина | 6,77 |
Египет | 9,38 | Мексика | 6,73 |
Турция | 8,90 | Таиланд | 6,23 |
Украина | 8,64 | Египет | 5,49 |
Германия | 8,32 | Германия | 4,23 |
Источник: Informa Telecoms & Media, 2008
Впрочем, многие западные аналитики уже сейчас теряются, к какой категории — развитых или развивающихся рынков — следует относить Россию с ее более чем 100-процентным проникновением по числу активных SIM-карт. Очевидно одно — по уровню развития мобильного бродбэнда и величине ARPU наша страна на статус развитого мобильного рынка никак не тянет.
По данным AC&M Consulting число пользователей сотовой связи в России к концу 2007 года составило 172,87 млн. абонентов против 151,92 млн. годом ранее. Абсолютный прирост абонентов сотовой связи в России составил, таким образом, 20,95 млн. Показатель проникновения услуг сотовой связи (количество SIM-карт на 100 жителей) вырос со 104,6% до 119,1%. Похожие данные приводит J'son & Partners — 173 млн зарегистрированных в России SIM-карт и уровень проникновения в целом по России — 121%.
Однако, как считают в «Евросети», реальная абонентская база в 2007 году была почти в два раза меньше, чем декларируют сотовые операторы и аналитические агентства. По данным компании действительное проникновение сотовой связи в России по итогам года составило 61,2%, а число пользователей — 87 млн.
Сотовая связь в России: число абонентов и число SIM-карт, млн
Источник: Евросеть, 2008
Непрекращающееся падение ARPU заставило МТС и «ВымпелКом» изменить методику расчета этого показателя. Начиная со 2 квартала 2006 года, МТС стала включать в расчеты плату за интерконнект. «ВымпелКом», начиная с 1 квартала 2007 года, стал учитывать при расчете абонентской базы, которая служит основой для расчета ARPU и MOU, только активных абонентов. То есть только тех, которые совершили хотя бы одну транзакцию за 3 месяца, принесшую доход компании. Изменение методики принесло ожидаемый эффект. Так, у МТС российский ARPU за 2006 год увеличился после перерасчета с $7,2 до $7,9, а у «ВымпелКома» — с $7,9 до $9,6. Несмотря на это «большой двойке» не удалось догнать «МегаФон», у которого ARPU за 2006 год составил $11,8. Однако ARPU рос и по объективным причинам — увеличение активности пользователей, установление платы за соединение и пр.
ARPU «большой тройки», 2002-2007 гг.
Источники: CNews Analytics, данные компаний, 2008
Несмотря на тенденцию к росту, российский ARPU остается крайне низким по сравнению с развитыми рынками. Например, у американского оператора AT&T Mobility, который сейчас лидирует в США, ARPU по итогам 2007 года равен более $50, у NTT DoCoMo (Япония) этот показатель равен 6700 йен (около $65), а у британского О2 — 23,5 фунта (около $46).
Другим показателем, который характеризует серьезное отставание российского рынка мобильной связи, является фактическое отсутствие сетей третьего поколения (3G). Между тем распространение стандарта W-CDMA, который российские операторы «большой тройки» только-только собираются запускать, в мире идет довольно активно. Так, проникновение технологии W-CDMA в Ирландии, которая замыкает десятку лидеров по этому показателю, составило по данным на конец 3-го квартала 2007 года 18,48%. А в Японии, которая первой запустила сеть 3G, проникновение W-CDMA составляет впечатляющие 71,62%. Сети HSDPA, которые являются следующей технологической надстройкой над W-CDMA, уже запущены более чем в 200 странах, включая 6 африканских стран, 4 государства Южной Америки, 11 стран Восточной Европы.
Проникновение стандарта W-CDMA (3G): TOP10 стран
Источники: CNews Analytics, Informa Telecoms & Media, 2008
Из всего этого напрашивается простой вывод: российскому рынку сотовой связи, который по числу абонентов близок к насыщению, требуется пройти немало шагов для того, чтобы стать действительно развитым. Впрочем, и тот «дутый» размер абонентской базы, которым так гордятся сотовые операторы, на деле оказывается в полтора-два раза ниже.
Виталий Солонин / CNews Analytics