|
|
Обзор
Рынок ИТ: итоги 2007Обзор подготовлен
При поддержке
Российский рынок дальней связи находится на самой ранней стадии демонополизации. Несмотря на появление нескольких игроков, реальной конкуренции в массовом сегменте еще нет. Снижение цен для конечных пользователей будет происходить плавно, и резкого обвала тарифов, скорее всего, не будет.
Несмотря на успехи сотовой телефонии, рынок фиксированной связи, генерирующий не менее половины всех доходов на российском рынке электросвязи, по-прежнему привлекателен для инвесторов. Как следует из данных Мининформсвязи России, за 9 месяцев 2007 года на стационарную телефонию пришлось более четверти всех доходов, а сам рынок оценивается примерно в $7,3 млрд. При этом темпы роста в сегменте дальней связи (23,5%) почти в два раза превышали аналогичный показатель в секторе местной связи (12,3%).
Структура российского рынка электросвязи, 9 мес. 2007 г.
* — с учетом внутризоновой связи
Источники: CNews Analytics, Мининформсвязи РФ, 2008
Российский рынок местной связи фактически монополизирован. Доля традиционных операторов в городской местности составила по итогам 9 месяцев 2007 года 72,6%, в сельской — 97,2%. Мининформсвязи в 2008 году планирует начать демонополизацию, которая предполагает, что все операторы получат равный доступ к «последней миле», а абонент сможет выбирать поставщика услуги.
Тем временем, продолжается демонополизация рынка дальней связи. Услуги междугородней и международной связи помимо «Ростелекома» оказывают МТТ, «Голден Телеком» и «ТрансТелеКом»; позже к их числу добавились Orange Business Services («Эквант»), «Арктел» и «Синтерра». Всего лицензии на дальнюю связь имеют порядка 30 компаний.
Объем рынка дальней связи (включая зоновую) по итогам 9 месяцев 2007 года составил, по данным Мининформсвязи, 84,2 млрд руб. (около $3,37 млрд), а исходящий трафик — 23,5 млрд минут (рост на 10,5%). По оценкам «Голден Телеком» совокупный объем рынка междугородней и международной связи связи в России составит в 2007 году примерно 29 млрд. платных минут.
«Ростелеком», по различным оценкам, занимал в конце 2007 года 56-60% российского рынка дальней связи, при этом его доля постепенно снижается. По оценке руководства компании, в настоящее время доля МТТ составляет 6,8% (в Москве — 17%). Во втором и третьем квартале 2007 года через сеть «Голден Телеком» было пропущено соответственно 1,5 млрд и 1,8 млрд платных минут МГ/МН трафика. По оценкам компании, данные за 3-й квартал соответствуют доле рынка около 25%. По итогам года доля «Голден Телеком» оценивается в районе 17-19%. На другие компании, включая «ТрансТелеКом» и операторов IP-телефонии, приходится 15-20% рынка.
Российский рынок дальней связи: доли операторов, 2007 г.
Источник: CNews Analytics, 2008
Планы новых игроков дальней связи достаточно амбициозны. Так, МТТ планирует к 2010-2012 годам занять 20% российского рынка междугородной и международной связи в денежном выражении. На такой же показатель нацеливался к 2010 году «Голден Телеком», а ТТК, в свою очередь — на 8% к 2011 году. «Арктел», который в конце февраля 2008 года вышел на рынок дальней связи, в течение 2 лет претендует не менее чем на 4% рынка. Такую же долю может захватить «Синтерра», а «Эквант» претендует на 10%. Если эти планы сбудутся, «Ростелекому» останется примерно треть рынка.
Рынок дальней связи: планы операторов
Оператор | Запланированная доля рынка | Год |
МТТ | 20% | 2010-2012 |
Голден Телеком | 20% | 2010 |
ТТК | 8% | 2011 |
Арктел | 4% | 2010 |
Синтерра | 4% | 2010 |
Эквант | 10% | 2010 |
Источники: CNews Analytics, данные компаний, 2008
Сегодня реальная конкуренция операторов дальней связи существует лишь в корпоративном сегменте. Такие операторы, как «Голден Телеком», «Эквант» и др. вышли на рынок дальней связи, прежде всего, для того, чтобы легализовать свою работу со своими корпоративными клиентами. Индивидуальный абонент может использовать или режим «hot choice» (возможность выбора оператора дальней связи при каждом звонке), или режим «pre select» (возможность предварительного выбора оператора). Однако на практике большинство россиян «по инерции» продолжают пользоваться услугами «Ростелекома». Ведь для того, чтобы поменять оператора (режим «pre select») пользователю в большинстве регионов1 нужно, как правило, идти на местный телефонный узел и писать заявление, а режим «горячего выбора» оператора во многих регионах не работает2. Кроме того, значительная часть россиян до сих пор ничего не знает о возможности выбора оператора.
Как обещает Мининформсвязи, к середине 2008 года всем российским абонентам станут доступны оба режима одновременно — и hot choice, и pre select. Это, по замыслу регулятора, будет способствовать развитию конкуренции и на рынке индивидуальных абонентов. Однако повсеместному запуску «hot choice» мешает наличие у местных операторов аналоговых АТС, полная замена которых на цифровые произойдет лишь через несколько лет. Кроме того, не решена проблема получения операторами дальней связи данных об абонентах от местных сетей для выставления счетов.
Тарифы действующих сегодня операторов дальней связи различаются не сильно, и обвала цен на дальнюю связь после ее демонополизации, как это произошло, например, в странах Европы, не наблюдается. Размер составляющих тарифа — инициации вызова, платы за транзит трафика по чужой сети и завершения вызова — устанавливается регулятором. Поэтому у операторов очень мало возможностей для снижения цен. Одна из них была реализована в начале 2008 года, когда была отменена так называемая компенсационная надбавка — плата в размере 38-78 коп. за минуту, которую вносили лицензированные операторы дальней связи в пользу операторов местной связи.
Серьезной угрозой для операторов фиксированной связи — как местной, так и дальней — становятся сотовые компании. Тарифы последних уже приблизились и вплотную конкурируют с ценовыми предложениями проводных операторов. Сотовые операторы для абонентов, часто общающихся по межгороду, предлагают специальные тарифы и опции. Например, МТС ввела услугу «Родные города», подключив которую можно звонить на номера абонентов МТС других городов России по цене от 2,95 руб. По тарифу «Гостевой» все звонки по России в страны СНГ стоят 6,50 руб., а исходящие вызовы абонентам МТС любого региона России — 3,50 руб. Похожие предложения есть у «ВымпелКома» и «МегаФона».
С большой долей вероятности можно прогнозировать, что тарифы на межгород мобильных операторов, активно строящих сейчас магистральные кабельные сети для сокращения затрат, будут снижаться. Не стоит забывать также, что еще более двух лет назад все операторы "большой тройки" получили лицензии на дальнюю связь и уже к концу 2008 года могут начать предоставлять услуги. Отток трафика с сетей операторов дальней связи на сотовые сети усиливается уже сейчас. А с развитием широкополосного доступа возрастает роль условно-бесплатных альтернативных коммуникаций — Skype, Google Talk, российской SIPNET и многих других. Наконец, в продаже по-прежнему имеется богатый выбор предоплаченных карточек IP-телефонии.
Виталий Солонин / CNews Analytics