|
|
Обзор
Рынок ИТ: итоги 2007Обзор подготовлен
При поддержке
Рынок BPM (business process management — системы управления бизнесом) становится одним из самых быстрорастущих сегментов рынка корпоративного ПО. Аналитики считают, что его стремительное развитие продолжится в течение ближайших лет. Сегодня BPM претендует на звание очередной "панацеи", на которой будет базироваться следующее поколение систем автоматизации. Станет ли это реальным решением проблем бизнеса?
По ожиданиям IDC, объем мирового рынка ВРМ достигнет к 2011 году 5,5 млрд долл., увеличиваясь примерно на 44% ежегодно. Этот рост будет обусловлен несколькими факторами. Во-первых, эти системы еще не очень и распространены и охватывают лишь незначительную долю потенциально возможного рынка. Во-вторых, уже существующие инсталляции BPM-систем, которые пока автоматизируют лишь определенные довольно узкие участки бизнеса, но уже хорошо зарекомендовали себя на отдельных проектах, будут масштабироваться на уровень предприятий в целом, охватывая дополнительные бизнес-процессы и подразделения.
В дальнейшем разработчики, уже имеющие в своем портфеле системы класса BPM и успевшие испытать их на практике, станут предлагать целые пакеты BPM-инструментов, которые будут востребованы у уже имеющихся клиентов. Разработчики из смежных областей также обратили внимание на рынок BPM-систем и, скорее всего, будут стремиться развиваться в этом направлении. В связи с этим серьезные трудности будут испытывать, видимо, не очень крупные и "нишевые" игроки. Разработчики, занимающиеся только BPM-системами, будут вынуждены конкурировать с "гигантами" рынка программного обеспечения.
Прогноз развития мирового рынка BPM
Источник: IDC, 2007
В России в настоящее время начинается вторая волна интереса к управлению процессами. Если 5-7 лет назад само понятие бизнес-процессов было не всем очевидным, то сейчас большинство управленцев знакомы с принципами управления ими. Если раньше в основном ставились задачи описания бизнес-процессов, то сейчас заказчиков в большинстве случаев интересует автоматизация, совершенствование и контроллинг. Наибольшее внимание к процессному управлению сегодня проявляют телекоммуникационная отрасль, энергетические компании и банковский сектор.
Многие подходы в области описания и автоматизации процессов стандартизуются. Одной из таких норм является стандарт моделирования бизнес-процессов BPML — язык моделирования бизнес-процессов (Business Process Modeling Language). В области автоматизации процессов создан язык BPEL — язык выполнения бизнес-процессов (Business Process Execution Language), который поддержан уже множеством производителей.
Магический квадрант для рынка платформ бизнес-анализа
Источник: Gartner, 2007
Закон SOX (Sarbanes-Oxley Act) все еще влияет на рынок BPM-решений, поскольку совершенствование системы внутреннего контроля требует улучшения процессов в области составления финансовой отчетности. Развивая понимание системы внутреннего контроля, идеи процессного подхода были приняты на вооружение многими внутренними и внешними аудиторами. Для многих бизнес-процесс стал теперь объектом аудита, поэтому совершенствование процессов для обеспечения минимизации операционных рисков и улучшение системы внутреннего контроля все более востребовано на рынке.
Если заглянуть в недалекое будущее, то процессный подход должен стать основным и с точки зрения проектирования информационных систем в компании. Это связано в первую очередь с появлением новой концепции автоматизации — сервис-ориентированной архитектуры (SOA, СОА). Ее обсуждение снова подняло вопрос об эффективности использования информационных технологий. В настоящее время СОА активизировало интерес со стороны ИТ–специалистов к системам класса BPM (Business Process Management). Данные системы предназначены для автоматизации процессов и позволяют обеспечить внедрение процессного управления в компании. Фактически это совокупность приложений и систем промежуточного класса, поддерживающих специализированные задачи управления "сквозными" процессами (моделирование, внедрение, оперативное управление и администрирование, мониторинг и анализ показателей эффективности).
Взаимное пересечение BPM и СОА требует успешного развития обоих направлений, и многие участники рынка сходятся во мнении, что успех СОА зависит главным образом от правильного управления бизнес-процессами. При этом фокус автоматизации деятельности смещается от внедрения ERP-решений на автоматизацию процессов с помощью BPM-систем. Но не только автоматизация процессов сейчас востребована, многие компании уже заинтересовались решениями по контроллингу бизнес-процессов, что позволяет утверждать о внедрении у них полного цикла управления бизнес-процессами, который состоит из следующих шагов: описание, совершенствование, автоматизация, выполнение, анализ и контроллинг. Так, несколько подобных проектов по построению системы контроллинга бизнес-процессов уже выполнены IDS Scheer для энергетической отрасли с использованием Aris Process Performance Manager.
По мнению аналитиков IDC, BPM претендует на звание очередной "панацеи", которая станет основой следующего поколения систем автоматизации бизнес-процессов. Станет ли это реальным решением проблем бизнеса или же очередной попыткой разработчиков "навязать" своим клиентам имеющиеся у них программные продукты, покажут результаты нескольких ближайших лет.
Андрей Коптелов