|
|
Обзор
Рынок ИТ: итоги 2007Обзор подготовлен
При поддержке
Отставание российской микроэлектроники оценивают в 10-15 лет или 6 технологических поколений. Тем не менее, развитие этого направления остается для государства стратегическим — с точки зрения хотя бы оборонной промышленности. Ведущие два завода, пусть и не быстро, но переоснащаются, а в целом на отечественную микроэлектронику до 2011 года выделено 23 млрд руб. Часть денег планируется потратить на создание "дизайн-центров" — чтобы через 8 лет в стране появилась их критическая масса, способная обеспечить загрузку как минимум еще одного "гражданского" завода по производству чипов. Возможно, время российских "Эльбрусов" еще вернется?
Недавно в офисе раздался телефонный звонок, и милый женский голос в трубке предложил покупать компьютеры "производства" некоей крупной российской фирмы. На каверзный вопрос, что именно эта фирма производит, был получен логичный ответ: "компьютеры". К сожалению, подобные звонки наводят на грустные мысли о все еще гигантском отставании России в области производства не только полупроводников, но и компьютерных комплектующих. Действительно хорошо развита в России лишь сборка ПК, серверов и ноутбуков — то есть производство, не требующее серьезной технологической и научной базы. При том, что отечественный ИТ-рынок все называют "железячным", эта самая большая его часть занимается преимущественно тем, что перепродает компьютеры, компьютерные и сетевые компоненты импортного (в основном — азиатского!) производства.
Собственно изготовлением компьютерных компонентов в России, а именно — материнских плат, видеоадаптеров и модулей памяти — занималась и до сих пор занимается лишь "Формоза". Производство системных плат компания начала в 1997 году. Собственное дизайн-бюро для разработки новых моделей системных плат было открыто в 1998 году, и уже в 1999 году появились первые платы собственной разработки. Для производства используются импортные компоненты. Справедливости ради надо отметить, что это производство не только единственное в России, но и во всей восточной Европе. Правда, эти платы используются лишь в бюджетных решениях и продаются в основном в составе собранных ПК.
Наиболее "продвинутыми" разработками в данной области в советское время занимался институт точной механики и вычислительной техники им. С.А. Лебедева. Именно там была спроектирована легендарная серия суперкомпьютеров "Эльбрус", на много лет для того времени опередившая западные аналоги. В 1992 на базе этого института было создана компания "Эльбрус МЦСТ" под руководством Бориса Бабаяна. Она работала по заказам как зарубежных фирм, так и правительства России. Прежде всего, это используемые в российской армии вычислительные комплексы "Эльбрус 90-микро" на базе собственных процессоров серии МЦСТ R. Логическим продолжением работ над "Эльбрусом" стало создание процессора "Эльбрус-2000" или E2K. По своим параметрам и заложенной архитектуре процессор должен был стать реальным конкурентом Intel Itanium. Проектирование "убийцы итаниума" было завершено в 2002 году, однако финансирования не нашлось, и в производство он так и не пошел. А в мае 2004 года компания "Эльбрус МЦСТ" была куплена Intel и прекратила свое существование.
Основой всей современной электроники являются полупроводниковые интегральные микросхемы, они же чипы. Если говорить о российском производстве полупроводников, то ситуация выглядит следующим образом: доля нашего государства в мировом объеме производства "кремния" ничтожно мала. Эксперты оценивают ее в 0,3-0,5%. Технологическое отставание составляет 10-15 лет или 6 технологических поколений.
В области производства микросхем в России существует всего 2 завода, способных давать конкурентоспособную (в основном на российском рынке и рынках стран бывшего СНГ) продукцию. Первый из них — завод "Микрон", расположенный в г. Зеленограде и входящий в "Ситроникс", в свою очередь принадлежащий АФК "Система". В январе 2007 г. государство в лице Росимущества стало совладельцем 10% "Микрона", выкупив пакет за 10,5 млн долл. В июле было подписано соглашение с компанией STMicroelectronics о передаче "НИИМЭ и Микрон" технологии изготовления микросхем с топологическим уровнем 0,18 мкм, а в декабре 2007г. это производство, наконец, заработало. Хотелось бы отметить, что для мировой микроэлектроники это уровень 1999 года. Однако именно эта линия позволит производить чипы для новых биометрических паспортов и не отдать этот огромный заказ "за бугор".
Примерно одновременно с открытием этого производства "Ситроникс" сообщил, что "Правительственная инвестиционная комиссия одобрила проект строительства фабрики по производству микросхем с топологическим уровнем 0,065 — 0,045 мкм на пластинах 300мм. Проект был представлен компанией "Ситроникс-Нанотехнологии". Предполагается, что государство выделит из Инвестиционного фонда Российской Федерации 26,9 млрд рублей на строительство новой фабрики".
Кстати, примерно на то же самое, то есть на поддержку государства, по всей видимости, рассчитывала малазийская корпорация Kedah Wafer Emas, когда в конце 2006 года объявила о планах до конца 2009 г. построить в Нижнем Новгороде на базе завода им. Фрунзе завод по производству микросхем по топологии 0,11-0,13 микрона общей стоимостью до 1,3 млрд долл. Государство не помогло, и проект спустили на тормозах.
Вторая кремниевая фабрика — Завод "Ангстрем", так же располагающийся в Зеленограде. На данный момент он обладает устаревшей технологией производства с топологией 0,8 мкм, но в прошлом году подписал контракт на 600 млн евро о закупке устаревшего оборудования фабрики компании AMD в Дрездене. Госгарантии в этом проекте составляют 100 млн евро. Планировалось, что с помощью этого оборудования к концу 2008 года завод начнет выпускать микрочипы по технологии 0,13 мкм (уровень мировой полупроводниковой индустрии 2001 г.). Правда, "новое" оборудование все еще не запущено — деньги бюджет выделил, но до сих пор не перечислил. AMD пока ждет, но если процесс затянется, оборудование может достаться китайцам.
"Чтобы окупить вложения в современную фабрику для производства микросхем, мы должны получать прибыль 300-350 млн долл. в год. Это соответствует 700-800 млн долл. выручки — что невозможно. Весь российский рынок микроэлектроники за вычетом процессоров составляет 1 млрд долл. Нужно, чтобы часть производственных мощностей была занята гарантированным госзаказом. В свою очередь бизнес обеспечит модернизацию производства до мировых стандартов", — объясняет вице-президент по стратегии "Ситроникс" Александр Луценко.
Очевидно, что государству такие фабрики нужны, хотя бы для той же оборонки. Ведь без современной микроэлектроники невозможно создать современные типы вооружений, спутники, системы связи. А быть в этой области зависимыми от зарубежных поставщиков совершенно неприемлемо. Как видно из примеров переоснащения двух ведущих заводов, государство действительно заинтересованно в собственной микроэлектронике.
На данный момент в России действует Федеральная целевая программа "Национальная техническая база". До 2011 г. на развитие микроэлектроники выделено 23 млрд руб. Часть денег из этой программы планируется потратить на создание "дизайн-центров" — небольших исследовательских компаний, занимающихся разработкой микросхем. Именно по их проектной документации заводы должны будут производить свою конечную продукцию. По сложившейся практике, что бы загрузить одни завод, необходима работа минимум 30 таких "дизайн-центров". По планам Федерального агентства по промышленности, к 2011 г. в стране появится не менее 30 фирм-разработчиков. В 2015 г. их будет уже 60. Плюс уже существующие НИИ. Таким образом, по планам государства, через 3 — 8 лет в России появится критическая масса "дизайн-центров", которая сможет обеспечить загрузку как минимум еще одного "гражданского" завода по производству чипов.
Хочется надеяться, что перевооружение двух ведущих российских заводов и выделение денег на развитие дизайн-центров — первые ласточки в сокращении отставания России на рынке микроэлектроники. Хотя сейчас все в большой степени зависит от последующих действий государства.
Однако потребителями продукции "кремниевых фабрик" и "дизайн-центров" будут оставаться оборонные предприятия и производители бытовой и автомобильной электроники. А сможет ли Россия когда-нибудь похвастаться собственным полным циклом производства электронно-вычислительной техники? Вспомнятся ли идеи "Эльбрусов"? Появятся ли новые бабаяны?
Галина Полынская / CNews Analytics