|
|
Обзор
Рынок ИТ: итоги 2007Обзор подготовлен
При поддержке
В стане конвергентных устройств недавно прибыло — на рынке появился новый тип ультрамобильных ПК (UMPC). "Пограничные" между ультракомпактными ноутбуками, планшетными компьютерами и КПК гаджеты позволяют использовать функционал традиционного десктопа в компактном корпусе. Они ориентированы, в первую очередь, на корпоративных пользователей, которым нужна максимальная совместимость с офисными приложениями. Однако чтобы сформировать значительную целевую аудиторию пользователей таких устройств, необходимо развивать соответствующую инфраструктуру и увеличивать объем предложения в рознице.
В ушедшем 2007 году рынок мобильных компьютеров в России продолжал расти — как отмечают аналитики, за счет потребительских устройств (мультимедийные центры, игровые ноутбуки, замена настольного ПК). Однако в том же году появился и другой тип мобильной техники — ультрамобильные ПК (UMPC), представляющие собой очередной виток развития конвергентных устройств. Это "пограничные" между ультракомпактными ноутбуками, планшетными компьютерами и КПК гаджеты, позволяющие владельцу использовать функционал традиционного десктопа в достаточно компактном — меньшем, чем ноутбук — корпусе.
В 2006 г., спустя два года с того дня, как в мире впервые было представлено такое устройство, UMPC добавили в свой модельный ряд сразу несколько производителей компьютерной техники — HTC, Samsung, Asus, Gigabyte, Sony, а в конце 2007 года к ним добавился и отечественный RoverPC. Изначально вендоры делали ставку на то, что те потребители, которые ранее пользовались КПК и коммуникаторами, перейдут на новую платформу, несмотря на то, что UMPC стоили и стоят в 1,5-2 раза дороже типичного коммуникатора или бюджетного ноутбука. Исключение составляет RoverPC UMPC A700GQ, стоимостью 245 00 рублей (на конец 2007 года).
Ультрамобильные компьютеры позволяли использовать привычные многим приложения для настольной версии Windows в устройстве, похожем на крупный КПК или коммуникатор (так как в некоторых из них имеются GSM/WCDMA-модули). Однако именно в этом и заключался главный "просчет" создателей платформы — операционная система Windows XP и сменившая ее Windows Vista устанавливались на слабую аппаратную базу. "Слабость" выражалась в том, что для обеспечения более-менее длительного времени автономной работы использовались экономичные процессоры, видеоадаптеры и емкие аккумуляторные батареи. Несмотря на это, UMPC работали автономно 3-4 часа — как ноутбук среднего класса в режиме воспроизведения видео. Кроме того, сам интерфейс приложений зачастую некорректно отображался на этих устройствах — окна приходилось передвигать или достраивать виртуальный "Рабочий стол" с помощью дополнительных утилит.
Некоторые производители — например, HTC — решили эти проблемы за счет установки дополнительной оболочки Windows Mobile, более адаптированной под мобильные устройства, чем Windows XP Tablet PC Edition или Windows Vista. Другие вендоры, выпускающие аппаратные платформы для UMPC — например, Intel — трансформировали ультрамобильные компьютеры в новый класс устройств под названием MID (Mobile Internet Device). Как объясняет разницу сама корпорация Intel, UMPC будут выпускаться для корпоративных пользователей, которым нужна максимальная совместимость с современными офисными приложениями, например, пакетом Microsoft Office. MID, в свою очередь, займут нишу мультимедийных устройств — гибкая в отношении настройки и поддержки малопроизводительных аппаратных платформ операционная система Linux позволит работать в интернете и воспроизводить медиафайлы. В этом отношении MID будут конкурировать, прежде всего, с PMP — персональными медиаустройствами, являющимися результатом конвергенции плееров и КПК.
В 2007 году, несмотря на бум продаж ноутбуков и коммуникаторов, ультрамобильные компьютеры в России не пользовались особой популярностью. Так, например, компания "Ритейл Аудит" (Москва) провела анализ рынка UMPC в 2007 году в 50 городах России. В общей сложности в рамках исследования были изучены предложения 1377 объектов розничной торговли. В результате ультрамобильные компьютеры были обнаружены в 21 городе, всего речь шла о 43 ультрамобильных устройствах от трех производителей — Samsung, Sony, Asus.
Distribution level (уровень распространенности) определяется для каждого из принимающих участие в исследовании брендов и указывает процентную долю магазинов, на полках которых представлена продукция этого бренда, по отношению к общему числу магазинов города.
Price Index level (относительная (средняя) стоимость модели) — является индикатором того, в какую сторону (более дешевых или более дорогих моделей) смещено в среднем предложение реальных торговых точек по линейке продукции данного бренда.
Shelf Value level (стоимость полки, в самом прямом смысле) — количество денег, вложенных продавцом в полку (витрину), в виде выставленных на ней товаров. Эта величина косвенно свидетельствует, во-первых, о том, насколько выставленный в торговых залах продукт дорог или дешев, во-вторых — о том, насколько он привлекателен для продавцов с точки зрения инвестиций, причем именно в данный момент.
Таким образом, говорить о распространении UMPC в России можно только в отношении Москвы и Санкт-Петербурга. Данные получены на основе работы аудиторов в объектах розничной торговли. Самые высокие показатели по представленности демонстрирует продукция Samsung (22 UMPC), на втором месте — Asus (14 UMPC), на третьем — Sony (6 UMPC). При этом самыми дорогими являются именно устройства от Sony — средняя цена составляет 60 275 рублей. UMPC от остальных двух вендоров в России можно было купить в 2007 г. за 32-33 тыс. рублей.
По сравнению с MID-устройствами, к которым можно условно отнести интернет-планшет Nokia N800, стоимость UMPC завышена в 2, 5-3 раза. Более того, MID более четко спозиционированы на рынке, чем UMPC — их покупают те люди, которым не нужна предустановленная система Microsoft Windows, а также возможность обычной установки нативных для этой системы приложений (в устройстве от Nokia N800 установка программ осуществляется через интернет). Именно в главном различии между программными платформами и кроется основной источник непопулярности UMPC.
Как отмечает Василий Филиппов, директор представительства SPb Software House, одного из крупнйших разработчиков мобильного программного обеспечения в России, "UMPC/MID-устройства принадлежат к промежуточному разряду. В настоящий момент уже даже смартфоны на базе Windows Mobile способны заменить настольный компьютер: в них прекрасно работает почта, офисные программы, просмотр фильмов. Если такого набора функций недостаточно, то можно обратиться к ноутбуку, а в чем-то посередине нет надобности. Тем более что ноутбуки становятся все компактнее и компактнее по размеру и все меньше весят, а смартфоны набирают функциональность, становятся все более красивыми, легкими и понятными".
Аналитики из "Ритейл-Аудит" подчеркивают, что представленность данной продуктовой группы (UMPC/MID) минимальна, что говорит, о низком спросе на данный тип компьютерных устройств. В свою очередь, руководитель направления RoverPC компании RoverComputers, Владимир Любжин отмечает, что, продажи выпущенного в самом конце 2007 года UMPC от RoverPC в крупных сетях достаточно высоки: "Мы отгружаем товар в основном в "М-Видео" и пока сталкиваемся только с проблемой нехватки товара. Пока не получается развивать дилерскую сеть, поскольку не можем удовлетворить даже имеющийся на спрос на UMPC". В интервью CNews он добавил, что на рынке наблюдается низкий уровень конкуренции, поскольку поставщиков таких устройств мало, и они слабо реагируют на требования покупателей — как в части производительности устройств, так и в части дизайна. Новые модели могут быть существенно лучше того, что представлено на рынке сейчас, и это вызовет всплеск интереса. В перспективе экран может быть меньше, но во всем остальном, по мнению г-на Любжина, это должен быть и будет персональный компьютер. Несмотря на то, что все будущие портативные устройства будут иметь возможность подключения к интернету, другие весьма необходимые приложения, которые могут понадобиться в ежедневной работе (офисные пакеты, например) будут поддерживаться именно на UMPC.
Зарубежные аналитики отмечают, что перспективы развития как UMPC, так и MID, будут зависеть, прежде всего, от уровня проникновения беспроводного широкополосного доступа в интернет — как с использованием Wi-Fi/WiMAX, так и в рамках сетей третьего поколения. Но чтобы сформировать целевую аудиторию пользователей таких устройств, нужно развивать соответствующую инфраструктуру — сеть хот-спотов и проникновение провайдеров ШПД в регионы, рынок отечественных производителей программного обеспечения для мобильных платформ, а также увеличивать объем предложения таких устройств в торговых сетях.
Михаил Демидов