|
|
Обзор
Рынок ИТ: итоги 2007Обзор подготовлен
При поддержке
На вопросы о динамике российского рынка мобильных ПК, доминирующих тенденциях 2007 года, расстановке сил и возможных изменениях, которые произойдут в ближайшем будущем, в интервью CNews ответил коммерческий директор Acer CIS Inc. Григорий Низовский.
CNews: Какие изменения вы наблюдали на мировом рынке ПК в прошлом году? Как, в частности, меняется структура спроса на аппаратные решения?
Григорий Низовский: Сейчас уже можно смело говорить о том, что в сознании потребителя понятие «компьютер» начинает ассоциироваться в первую очередь с ноутбуком. Об этом свидетельствует и динамика сегмента мобильных ПК — во всем мире она превышает темпы роста рынка настольных компьютеров. В статистике покупок новых систем в России ноутбуки могут обогнать настольные ПК уже в этом году. В то же время речь не идет о том, что традиционные ПК уходят с рынка. В среднесрочной перспективе ПК будут совершенствоваться в направлении нишевых решений — например, высокопроизводительный компьютер для энтузиастов компьютерных игр или цифровой и мультимедийный центр в форм-факторе современного бытового устройства, обрабатывающий данные во всех возможных форматах. Несомненно, настольные компьютеры нужны там, где требуются мониторы больших диагоналей. В большинстве же других случаев, когда нужен универсальный ПК для повседневной работы, ноутбук для потребителя выглядит более предпочтительно.
CNews: Можно ли говорить, что динамика сектора мобильных систем снижается? За счет чего все же удается увеличивать поставки? Как различаются стратегии вендоров в зависимости от региональных рынков?
Григорий Низовский: В целом, динамика рынка мобильных ПК снижается, но при этом продолжает оставаться высокой. Ведущие производители ноутбуков выбрали стратегию, которая является для них основной на любом зрелом товарном рынке. Они медленно увеличивают свои доли за счет вытеснения более слабых игроков, не входящих в первую тройку или пятерку ведущих поставщиков, а также предлагают рынку высокодифференцированные товары, продажа которых, с одной стороны, приносит большую прибыль, а с другой — заставляет потребителя менять и покупать мобильные ПК чаще. Не думаю, что у производителей стратегия отличается по региональному принципу — основное значение имеет стадия развития рынка. Конечно, есть производители, которые просто не понимают, что происходит на рынке, вследствие чего не имеют долгосрочной стратегии развития, но это уже совсем другая история.
CNews: Насколько, на ваш взгляд, реальна и близка угроза насыщения рынков — например, наиболее зрелых (в том числе США) ноутбуками? Как готовятся противостоять ей крупнейшие мировые поставщики?
Григорий Низовский: При правильном подходе к заказчику насытить потребительский рынок один раз и навсегда невозможно. Посмотрите на автомобили, сотовые телефоны, часы. Продукты, которые эффективно решают соответствующие базовые задачи, появились на каждом рынке много лет назад. А люди все покупают и покупают. Ноутбук выгоден для производителя тем, что это мобильное устройство, а значит, потребитель не только пользуется им сам, но и показывает окружающим. В этом случае огромную важность приобретает то, что ноутбук может «рассказать» окружающим о своем владельце. И здесь на первую позицию выходят такие очень взаимосвязанные понятия, как бренд и дизайн, которые могут рассказать о владельце любой вещи очень многое. Во многих отраслях дизайн уже сейчас является двигателем прогресса. Посмотрите стильное кино 5-10-летней давности. Несомненно, каждый из нас может с огромным почтением относиться к его создателям, но я уверен, что если бы мы оказались по ту сторону экрана, то испытали бы непреодолимое желание купить все новое. Стремление человека окружить себя комфортными и современными вещами интернационально. Мы считаем, что большой части нашего успеха в России в 2007 году мы обязаны продуктам, которые реализованы в рамках современных концепций индустриального дизайна Gemstone и Profile.
CNews: Что вам кажется в сложившейся ситуации более целесообразным для производителя — сфокусироваться на инновационно-технологической составляющей или на дизайне и сервисе?
Григорий Низовский: Разделим рецепт успеха на две составляющие — необходимую и достаточную. Лидерство в реализации открытых технологий индустрии — необходимость, но не гарантия успеха. Ведущим поставщиком становится тот, кто лучше других поймет рациональные и эмоциональные потребности своих заказчиков и сможет эффективно ответить им, реализуя в своих продуктах уникальные технологии, следуя высоким стандартам индустриального дизайна и сервиса. В конечном итоге, усилия производителя сложатся в высокий, привлекательный и сильный образ его продукта в сознании потребителя — бренд. Именно сильный бренд гарантирует лояльность потребителей и устойчивость положения компании на рынке.
CNews: Что определяло в 2007 году развитие российского рынка ноутбуков, по вашему мнению? Изменились ли доминирующие тренды? В чем вы видите главные проблемы российского сектора мобильных систем сегодня?
Григорий Низовский: В 2007 году в России мы наблюдали дальнейшее развитие тенденций, которые главенствовали на рынке на протяжении последних нескольких лет. Локомотивом роста рынка по-прежнему оставался потребительский сегмент. Во второй половине года также существенно выросли продажи в сегменте B2B. Мы это связываем с положительным развитием экономической ситуации в России, когда эффективность работы многих компаний напрямую зависит от способности высокооплачиваемых сотрудников оставаться на связи и генерировать результат вне офиса и, возможно, не только в традиционные рабочие часы. При этом мы считаем, что многие руководители российских компаний пока еще не пришли к осознанию этого факта, что можно считать своего рода проблемой в развитии рынка мобильных ПК в России.
CNews: Какие изменения претерпел спрос отечественного потребителя на ноутбуки? Какие линейки мобильных устройств наиболее популярны и востребованы в настоящий момент?
Григорий Низовский: Налицо увеличение количества покупателей, приобретающих не первый в своей жизни ноутбук. Как следствие, растет спрос на ультракомпактные модели, а также на мультимедийные ноутбуки с мощной дискретной графикой. Оба эти сегмента показывают исключительно высокую динамику в наших продажах, что мы считаем наглядным фактом проявления лояльности наших покупателей.
CNews: Изменились ли ваши приоритеты в отношении ниш и сегментов российского рынка?
Григорий Низовский: Наша компания предлагает в России широчайший спектр моделей, ориентированных как на потребительский, так и на бизнес-сегмент. Важно отметить, что все, что мы анонсируем, действительно можно найти на складах дистрибуторов, причем в количествах, достаточных для нормального ведения бизнеса. В 2007 году в качестве важного шага в развитии нашей продуктовой линейки хочу отметить реорганизацию бизнес-серии TravelMate, в результате которой были выделены три группы моделей, четко нацеленные на три различных сегмента рынка: SOHO (профессионалы и индивидуальные предприниматели), SMB (малый и средний бизнес), корпоративный (крупные компании). Разделение стало следствием нашего стремления индивидуально адресовать запросы наших заказчиков. Ведь несмотря на то, что во всех случаях речь идет о применении ноутбуков в бизнес-среде, среди ключевых требований индивидуальных предпринимателей может быть наличие мощного видеоадаптера и строгий дизайн ноутбука, в то время как крупным компаниям нужна управляемость и защита данных.
Хочу особенно отметить нашу корпоративную серию TravelMate 6xxx, в которой реализованы такие специфичные аппаратные решения, как единый разъем для подключения док-станции в моделях с тремя различными форм-факторами (12”, 14”, 15”), последовательный порт, универсальный отсек для установки батарей и дополнительных накопителей в самих ноутбуках и док-станции, биометрический сканер и два устройства позиционирования курсора. Речь не идет о том, что теперь наш фокус перенесен с потребительского сегмента на корпоративный. Скорее, с появлением новых TravelMate мы получили равные по привлекательности предложения во всех сегментах.
CNews: Стоит ли ждать каких-либо существенных изменений в расстановке сил на отечественном рынке ноутбуков, по вашим прогнозам? Или же расхождения в долях рынках так и будут сохраняться на уровне нескольких процентов?
Григорий Низовский: Думаю, что в среднесрочной перспективе (2-3 года) расстановка сил на российском рынке все же приблизится к тому, что мы можем наблюдать сейчас в мире или регионе EMEA. В индустрии, где масштаб производства имеет решающее значение, шансы компании, которая планирует в 2008 году продать, например, во всем мире 7 миллионов ноутбуков, на успешную конкуренцию с компанией, которая продаст 25 миллионов, крайне малы. Тем более, что на рынке действуют другие международные производители, отгрузки которых в мировых масштабах уже превышают 10 миллионов единиц техники. На расхождениях же в долях рынка на уровне процентов хотел бы остановиться подробнее. Нам понятно стремление средств массовой информации поддержать интригу в борьбе производителей за высокие рейтинги на российском рынке мобильных ПК, но, с нашей точки зрения, какой-либо интриги, связанной с позицией абсолютного лидера, сейчас нет.
Во-первых, рынок мобильных ПК отличается высокой сезонностью, а это значит, что подводить итоги лучше на основе какого-либо существенного промежутка времени, например, года. Высокие же отгрузки производителя в Россию в преддверии «низкого сезона» могут свидетельствовать скорее о его неопытности. Если мы посмотрим на годовой отчет IDC, то увидим, что в 2007 году отгрузки ноутбуков Acer как минимум на 30% превышают отгрузки нашего ближайшего конкурента. А это далеко не доли процентов. Далее, если мы обратимся к отчетам других аналитических агентств, берущих за основу анализа продажи со складов дистрибуторов в России или продажи с полок, то увидим, что по мере того, как уменьшается зависимость агентства от данных, предоставляемых самим производителем, наш отрыв от ближайшего конкурента еще больше увеличивается — до 38% и более.
CNews: Каковы ваши планы по продвижению на рынке в 2008 году? С какими линейками вы связываете наибольшие ожидания?
Григорий Низовский: В 2008 году в России мы будем работать над усилением присутствия всех наших линеек продукции в бизнес-сегменте, увеличением продаж настольных ПК как в потребительском, так и в бизнес-сегменте, а также над развитием новых для нас потребительских направлений, в частности, ЖК-телевизоров. Предполагаю, что наибольшую динамику покажут настольные ПК, продажи которых в первом квартале 2008 года по сравнению с аналогичным периодом 2007 уже выросли в несколько раз. Развитие этих направлений будет происходить на фоне сохранения нами лидерства и существенной доли рынка в сегменте мобильных ПК.
CNews: Спасибо.