|
|
Обзор
Рынок ИТ: итоги 2007Обзор подготовлен
При поддержке
О технологиях, пользовавшихся наибольшим спросом заказчиков в 2007 году, о том, какая стратегия интеграторов является сегодня более выигрышной на высококонкурентном рынке, а также о наиболее интересных проектах прошлого года и планах на ближайшую перспективу в интервью CNews рассказал президент «АМТ-Груп» Андрэ Маньковский.
CNews: Какие новые решения оказали наиболее заметное влияние на развитие ИТ-рынка в 2007 году? Использование каких инноваций будет актуально на российском рынке в обозримой перспективе?
Андрэ Маньковский: На корпоративном рынке наблюдается огромный спрос на решения для обеспечения информационной безопасности. Это направление стало актуальным не только на корпоративном рынке, но и во всех крупных государственных структурах, в банковском сегменте. Почти все компании проявляют интерес к тем или иным аспектам информационной безопасности, однако на данный момент лишь некоторые из них готовы к реализации комплексного подхода в вопросах ее обеспечения.
Другой прорыв 2007 года — это реализации концепции унифицированных коммуникаций. В прошлом году и со стороны производителей, и со стороны заказчиков в этой области произошли большие перемены. В частности, речь идет о приложениях Unified Messaging, Presence, Rich Media Conferencing, об интеграции платформы унифицированных коммуникаций и классических систем видеоконференцсвязи. Заметным событием на этом рынке в минувшем году стал выход линейки продуктов Microsoft.
Рынок операторов связи буквально «взорвало» стремление к предоставлению телевизионных услуг. Конечно, теоретический интерес операторов и ряд внедрений появился раньше, но именно 2007 год можно назвать переломным с точки зрения восприятия операторами необходимости расширения спектра услуг, предоставляемых физическим лицам. Телевидение — это услуга, которой сегодня в первую очередь можно заинтересовать частных пользователей.
Сегодня в России есть 14-15 эфирных каналов. Этого недостаточно, поэтому IPTV пользуется растущей популярностью среди населения. Реализация телевизионных услуг по каналам связи требует ее постоянной модернизации. Мы это называем менеджментом сети. У нашей компании много таких проектов и в Москве, и в регионах. Кроме операторов связи, модернизация уже построенных сетей актуальна для многих наших заказчиков, например банков и государственных предприятий, которые с каждым годом все активнее используют ИТ и телекоммуникационные технологии в своей работе.
CNews: Какие критерии были определяющими при выборе российскими заказчиками системных интеграторов в 2007 году? Цена предложения и размер компании-партнера продолжает оставаться доминирующим фактором?
Андрэ Маньковский: В сегменте СМБ цена по-прежнему остается определяющим критерием. В этом сегменте много стартапов, и стоимость проекта для таких игроков очень важна. Я думаю, что именно СМБ-сектор косвенным образом способствовал тому, что на рынке в целом серьезно снизились цены на услуги интеграторов. А крупных игроков рынка enterprise в большей степени интересует гарантия того, что внедряемые решения будут корректно и эффективно работать и потребуют минимального обслуживания. Это то, что принято называть Total cost of ownership.
На операторском рынке ситуация выглядит по-другому: при работе с физическими лицами операторы вынуждены экономить на массовом абонентском оборудовании, и здесь вопрос цены принципиален. В то же время массовое обслуживание заставляет операторов отказываться от экономии на уровне ядра системы, поскольку тут важнее стабильная работа системы. К тому же затраты на абонентское оборудование настолько велики, что экономия в идеологических частях сетей становится некритичной. Другой важный для операторов критерий — это компетенция инженеров, которые работают у интегратора и уровень взаимодействия с интегратором в ходе реализации проекта.
CNews: Стратегия каких российских интеграторов в настоящее время оказывается наиболее выигрышной, на ваш взгляд: тех, кто стремится первыми браться за внедрения у отечественных заказчиков инновационных продуктов или игроков, предпочитающих тиражировать внедрение обкатанных решений?
Андрэ Маньковский: На ИТ-рынке «инновационная» политика, на мой взгляд, является более правильной. Системный интегратор может предлагать актуальные и эффективные решения только тогда, когда сам способен изучать, внедрять и испытывать на практике инновационные продукты. Это компания, которая сама выбирает на рынке лучшие продукты, тестирует, оценивает, как они работают, пробует модернизировать и оптимизировать эти решения под задачи заказчика. Считаю, что только такой подход позволяет интегратору называть себя интегратором.
Это тот путь, который мы выбрали для себя в самом начале, и которого придерживаемся до сих пор. Мы сами стремимся найти лучшее решение и потом предложить его заказчикам. Но есть много проектов, где мы учимся вместе с ними. Опыт очень важен, потому что сделать хороший продукт и не иметь хорошей поддержки — это проблема. Нужно вести подготовку людей, нужно иметь центры обучения. И обязательный фактор успеха — наличие компетентных специалистов, которые могут заниматься новыми решениями.
CNews: Является ли сегодня мультивендорная политика российских интеграторов бесспорным преимуществом при работе с заказчиком? Или отечественные заказчики предпочитают выбирать ИТ-партнеров, длительное время фокусирующихся на решениях какого-то одного вендора?
Андрэ Маньковский: Мультивендорная политика является бесспорным преимуществом, однако на рынке по-прежнему существуют связки вендор — интегратор. И нужно признать, что это отчасти (особенно в начале деятельности) помогает интегратору быть востребованным. Но в дальнейшем этого становится недостаточно: можно иметь одного «локомотивного» вендора, по которому интегратор известен на рынке, но нельзя на этом останавливаться. Часто маленькие ИТ-компании начинают работать с одним вендором, а потом оборот растет, и добавление в продуктовый портфель решений других поставщиков становится способом развития компании и сохранения конкурентоспособности.
Мы 15 лет назад в качестве подобного «локомотива» выбрали Cisco, привезли решения этого вендора в Россию и все эти годы плотно сотрудничаем с ним. Но у Cisco, как и у любого другого поставщика, нет решений «на все случаи жизни». В ряде случаев «базовое» решение требуется доукомплектовывать решениями других производителей.
Практика показывает, что и заказчики чаще выбирают в качестве партнеров-интеграторов именно мультивендорные компании. Интегратору в каждом сегменте лучше иметь 2-3 конкурирующих решения, чтобы у заказчика была возможность выбирать — с учетом своих предпочтений и ранее сделанных инвестиций.
CNews: Как вы оцениваете перспективы развития технологий виртуализации серверной инфраструктуры? Насколько массовым, по вашему мнению, станет использование этих технологических возможностей в России в ближайшие годы?
Андрэ Маньковский: Технология виртуализации — очень логичное и правильное решение. Правда, распространение этой технологии тормозят финансовые факторы — ведь заказчикам приходится платить за продукты, не несущие непосредственной рабочей нагрузки. Я думаю, что крупные компании в ближайшем будущем придут к технологиям виртуализации, как к средству оптимизации своих инвестиций в вычислительные мощности и системы хранения.
Следуя инновационной практике компании, наше подразделение по созданию ЦОДов активно исследует рынок технологий виртуализации. В начале 2008 года мы объявили о партнерстве с двумя крупными вендорами, представляющими решения в этой области.
CNews: Как вы можете охарактеризовать структуру оборота компании по итогам 2007 года? Какие сегменты вашего бизнеса росли наиболее заметно в этот период?
Андрэ Маньковский: Если говорить о вертикальных рынках — то самый большой рост бизнеса произошел в финансовом секторе — около 100%. На этом рынке мы внедряем решения по обеспечению информационной безопасности, строим ЦОДы, корпоративные сети, IP-телефонию, видеоконференцсвязь, контакт-центры. На операторском рынке активно занимаемся модернизацией сетей и IPTV.
Что касается динамики роста по технологическим направлениям — тут лидирует информационная безопасность. Высокие результаты в этой сфере достигнуты, в том числе, за счет роста доли услуг. Впрочем, рост доли услуг характерен и для нашего оборота за 2007 года в целом. Вырос объем по всем трем составляющим этого направления: проектным услугам, услугам пуско-наладки и услугам технической поддержки.
CNews: Какие проекты, реализованные вашей компанией в 2007 году, вы можете отметить в числе наиболее значимых и интересных?
Андрэ Маньковский: Выполнен очень интересный проект для ОГК-2: построение системы обеспечения информационной безопасности и системы менеджмента информационной безопасности. Проект является редким примером комплексного, «правильного» подхода к обеспечению информационной безопасности. Поэтому для нас он стал знаковым.
Мы построили телекоммуникационную инфраструктуру для нового ЦОДа ВТБ24, телекоммуникационную инфраструктуру для офисов банка «Хоум Кредит» в Москве и Обнинске, сделали интересный консалтинговый проект по контакт-центрам для «УРСА Банка». Был реализован ряд проектов для АФК «Система».
Есть смысл упомянуть и о наших проектах для промышленных предприятий. Если еще пять лет назад системные интеграторы не занимались информатизацией производственных предприятий, потому что средств на это у заказчиков не было, то на сегодняшний день в этом секторе мы отмечаем множество хороших проектов. Объем работ у таких заказчиков весьма широк: как правило, это полный спектр работ, начиная от телефонии и построения серверной инфраструктуры и заканчивая системами безопасности, видеонаблюдения, и т.д.
CNews: Каких бизнес-результатов вы планируете достичь в 2008 году? Какие стратегические цели развития ставите перед собой на этот период?
Андрэ Маньковский: Мы планируем добиться увеличения оборота компании не менее чем на 25-30% за счет дальнейшего развития наших стратегических направлений, а также увеличения доли услуг в нашем бизнесе. Это те результаты, которые диктуются общей рыночной ситуацией. И, конечно, мы заинтересованы в привлечении и обучении высококвалифицированных специалистов. Новые технологии, новые решения, новые рынки, — цели такого уровня под силу только хорошей команде единомышленников, и именно ее сохранение и приумножение — наша главная задача.
CNews: Спасибо.