|
|
Обзор
Рынок ИТ: итоги 2007Обзор подготовлен
При поддержке
О тенденциях развития российского рынка СЭД в 2007 году, о том, какие отрасли отечественной экономики являются сегодня наиболее активными потребителями подобных решений, о проблемах интеграции систем электронного документооборота с имеющимися у заказчика бизнес-приложениями в интервью CNews рассказал Владимир Баласанян, генеральный директор «Электронных офисных систем».
CNews: Какие тенденции доминировали в минувшем году, по вашим наблюдениям, на российском рынке бизнес-приложений в целом и рынке СЭД — в частности?
Владимир Баласанян: Обо всем рынке бизнес-приложений мне говорить трудно, поэтому скажу о том, что напрямую имеет отношение к рынку электронного документооборота. На мой взгляд, тенденция последних двух лет сохранилась — рынок СЭД равномерно рос. Увеличилось число заказчиков, расширялась отраслевая структура спроса, география, функциональные потребности и т.д. Темпы роста в среднем по рынку были достаточно высокими — 20-30%, но до сих пор этот рост не затронул существенной части потенциального рынка. Пока мы находимся в самом начале.
Если говорить о цифрах, имеющих непосредственное отношение к бизнесу нашей компании, то здесь, безусловно, следует отметить увеличение доли тиражируемых коробочных решений. Число платежеспособных клиентов, заказывающих индивидуальные проекты, пока еще не столь велико, поэтому рост идет за счет коробочных решений. Для нас это еще и рост партнерских продаж — того, к чему мы всегда стремились.
Еще один немаловажный фактор — расширение отраслевой структуры. Автоматизация документооборота началась с госсектора и крупных корпоративных заказчиков. Однако сегодня все больше коммерческих структур становятся потребителями такого рода решений. Заказчики демонстрируют все больший интерес к расширению функционала СЭД, причем речь не идет о каких-то совершенно новых потребностях, а об использовании более широкого арсенала из числа ранее созданных нами технологий. Массовые продажи, например, опций потокового сканирования и поддержки ЭЦП начались примерно спустя год после их появления в наших системах. То же, позднее, произошло с опцией электронного согласования документов и с системой, обеспечивающей формирование и ведение архивов предприятий.
CNews: В 2007 году активно обсуждалась тема отмены НДС для разработчиков ПО. Как это событие повлияет, на ваш взгляд, на развитие отрасли? Ожидаете ли вы снижения цен у российских разработчиков в ближайшее время, намерены ли сами предпринимать какие-либо шаги в этой связи?
Владимир Баласанян: Речь идет, как я понимаю, не об отмене НДС для разработчиков, а об отмене НДС при продаже прав на использование ПО по лицензионному соглашению. Мы приветствуем это решение. Пока не знаю, правда, как оно будет применяться налоговыми органами на практике, но в целом это явление само по себе положительное, оно позволит повысить рентабельность работы программистских компаний.
Что касается возможного снижения цен, то в нынешней экономической ситуации ожидать этого не приходится. В стране инфляция, у нас, например, со второго квартала на 20% увеличивается арендная плата за помещение, а зарплаты в ИТ-отрасли растут еще быстрее. Почему же наши цены должны падать? Они будут расти, но, возможно, не так быстро, как могли бы.
CNews: Насколько активной была в 2007 году конкуренция зарубежных и российских разработчиков систем электронного документооборота, по вашим ощущениям? Какие ключевые события сопутствовали борьбе этих вендоров за российский рынок?
Владимир Баласанян: Сегодня число игроков не уменьшается, и заметно, что на рынке доминируют отечественные производители. О финансовых аспектах говорить сложнее. Известно, что стоимость, скажем, лицензии системы Documentum может быть в разы выше, чем стоимость рабочего места систем российских производителей. Однако попытки аналитиков как-то сопоставить финансовые показатели российских и зарубежных разработчиков СЭД пока выглядят неубедительно.
Жесткой конкуренции с другими поставщиками систем электронного документооборота мы пока не чувствуем, да и наши коллеги-конкуренты тоже отмечают единичное число проектов, в которых мы соперничаем. Сегодняшнее начальное состояние рынка дает шансы всем игрокам: каждый поставщик находит свои источники роста. Процессы конкуренции и консолидации заработают, когда рынок существенно вырастет и определится с требованиями к системам. Сегодня даже само понятие СЭД является фактически «самоназванием» — каждый разработчик может написать на своей коробке «Система электронного документооборота» и, более того, — приложить некий им самим составленный документ, где будет написано, какие замечательные возможности есть у этой системы в сравнении с конкурентными решениями. И заказчики все это «проглатывают» — в отсутствие терминологической, функциональной и технологической — стандартизации.
CNews: Какие отрасли, по вашим наблюдениям, демонстрировали в минувшем году наибольший спрос на решения в области электронного документооборота?
Владимир Баласанян: Спрос на СЭД традиционно демонстрируют государственные структуры. Еще одна область, где потребности в СЭД (а следовательно и наши позиции) довольно сильны — это банки, где требуется очень четкая документационная поддержка бизнес-деятельности и ТЭК. Это те отрасли, где денег много, где бизнес давно требовал структурирования, где активно велись процессы консолидации.
Промышленный сектор также в последнее время стал упорядочивать свои документальные процедуры. Но в этом секторе позиции электронного документооборота еще очень слабы. Помимо промышленности за последний год у нас также значительно увеличилась доля рынка в таких отраслях как торговля, строительство, медицина.
CNews: Для промышленности очень актуальны интегрированные решения, к примеру — интеграция СЭД с PDM-системами. Как эта задача решается при использовании ваших продуктов?
Владимир Баласанян: Во второй половине девяностых годов наша система была первым общекорпоративным бизнес-приложением. В Банке России, одном из наиболее «продвинутых» в плане ИТ, на тот момент не было других систем масштаба предприятия. То же самое можно сказать и о других крупных структурах. Сейчас же ситуация совершенно другая: несколько приложений есть у всех заказчиков, и все хотят, чтобы эти приложения были «бесшовно» интегрированы между собой.
Эта довольно сложная проблема, и я приведу один пример. В прошлом году, когда было много дискуссий об интеграции СЭД с ERP-системами, мы посвятили время интеграции с «1С». Причем, в первую очередь такую интеграцию сделали для себя: при автоматизации собственного бизнеса воспользовались заказным решением, ориентированным на нашу компанию. И нам нужно было интегрировать это решение с системой документооборота, связанной, опять-таки с «1С». Невозможно выпустить коробку «Дело — 1С». Можно реализовать (и мы это сделали) некий проект «Дело — 1С», который может служить основой для компаний-интеграторов при реализации конкретных задач конкретного заказчика.
Надо отметить, что при взаимодействии с промышленными предприятиями вопрос интеграции с существующими системами, а также или воспроизведение какой-то части их функционала в рамках наших систем пока не столь актуален. Конечно, заказчику сразу хочется иметь все приложения в интегрированном виде, но в жизни получается по-другому. Сначала в одних подразделениях запускается одна прикладная система, а в других подразделениях (совершенно независимо от первой) — другая. Когда обе системы введены в промышленную эксплуатацию — начинается решение вопросов интеграции. Так что большинство интеграционных проектов еще впереди.
CNews: В минувшем году ваша компания выступила с рядом образовательных инициатив, в числе которых распространение ваших решений в отечественных вузах. О коммерческой составляющей результатов этой работы говорить, видимо, не приходится — в чем к настоящему моменту выразилась «просветительская» составляющая этих шагов, помимо повышения узнаваемости ваших продуктов?
Владимир Баласанян: Одной из главных проблем роста рынка электронного документооборота является отсутствие необходимых знаний и навыков у наших пользователей. Учебные заведения — даже профильные — до настоящего времени имеют самые ограниченные возможности использования промышленных СЭД в учебных целях. А это значит, что на предприятия приходят выпускники, не владеющие современными документационными технологиями. Разумеется, мы крайне заинтересованы в росте нашей отрасли, в том числе и в росте квалификационного уровня будущих управленцев, мы просто обязаны вкладываться в решение этой задачи.
Периодически мы задумываемся, почему электронный документооборот развивается не столь быстро, как хотелось бы. На мой взгляд, здесь может быть две причины. Первая — отсутствие нормативной базы в отрасли. Вторая проблема заключается в том, что при жизни одного поколения фактически произошла технологическая революция, переход от бумаги к электронному документу. Я еще помню те времена, когда печатные машинки были редкостью, а копировальные аппараты требовалось регистрировать в КГБ. Сейчас же ничто не мешает тому, чтобы документооборот стал полностью электронным. Но тут возникает проблема привыкания к новому: люди психологически к такому переходу еще не готовы.
Мы видим свою миссию в реализации и развитии в СЭД достижений отечественной школы документоведения, которая еще в эпоху бумажного документооборота выработала детальные регламенты коллективной работы с документами, в то время как на Западе применялся принцип «один документ — один менеджер». И если сейчас за рубежом наблюдается явная тенденция к унификации и стандартизации в отрасли, то в России сейчас эта методология (когда-то единая в национальных масштабах) все больше размывается, к сожалению. В отсутствии государственного регулирования каждый разработчик изобретает, а заказчик заказывает что-то индивидуальное, создавая тем самым «новый Вавилон» в области СЭД.
А наша система «Дело», став отраслевым стандартом де-факто, сохраняет и тиражирует выработанные в отечественной управленческой практике уникальные методы и правила управления документами. Даже конкуренты отмечают, что наши системы содержат технологические знания в области бизнес-процессов работы с документами, в них заложена методологическая основа делопроизводства, которая крайне актуальна сегодня, и не только для нашей страны и других стран СНГ.
CNews: Какие новые возможности появились у ваших решений за последний год? Насколько востребованными оказались эти новшества среди ваших заказчиков?
Владимир Баласанян: Специфика отрасли такова, что, реализуя нововведения в наших продуктах, мы, как правило, опережаем рынок. Поэтому востребованность нововведений — это вопрос времени: заказчики должны успеть с ними познакомиться и осознать.
Что касается новых возможностей системы «Дело», то, помимо более или менее серьезных технологических новшеств, главная тенденция — это дальнейшее продвижение к полнофункциональной веб-системе. В частности, сейчас пользователь системы «Дело» может выполнять через веб практически все основные функции, включая согласование проектов электронных документов, организацию и контроль их исполнения, использование ЭЦП и т.д. Среди других существенных новшеств отмечу уже упомянутую интеграцию с системой «1С».
Еще одно интересное и, пожалуй, знаковое решение, которое мы предлагаем заказчикам, — это поддержка открытого стандарта офисных документов OpenXML. Сегодня в России основным приложением для создания документов (текстов, таблиц, презентаций) является Microsoft Office. Теперь наши заказчики смогут сохранять документы в формате OpenXML. Это означает, что люди, работающие с этими документами, не будут зависеть от того, в какой версии Microsoft Office эти документы были изначально созданы.
Другая новинка — это система eDocLib 2. Она относится к категории систем, которые часто называют «электронным архивом» и которые до последнего времени представляли собою статические хранилища отсканированных бумажных и/или электронных документов. Однако новое поколение этих систем предполагает качественно иные возможности: полноценную веб-архитектуру с открытым API, а также возможность конструирования самим пользователем произвольных структур метаданных, систем классификации и систематизации документов, пользовательских интерфейсов и т.д. Именно таким продуктом является наша система eDocLib 2.
Сфера применения данного решения выходит далеко за рамки традиционных «электронных архивов». Это самые разнообразные хранилища (библиотеки) неструктурированных документов, сопровождаемые их описаниями в форме метаданных: своды, фонды, реестры, описи, картотеки, учетные формы и т.д. в самых различных сферах деятельности. Например, хранилище страховых полисов, медицинских карточек, нормативных документов и т.п. Недавно Microsoft представила новую ОС Windows Server 2008. Наша компания первой в России и одной из первых в мире сертифицировала свой прикладной продукт eDocLib на этой платформе, что свидетельствует о высоком технологическом уровне этой разработки.
В прошлом году начались продажи нашей новой системы «Архивное дело», которая обеспечивает поддержание архивных бизнес-процессов. Создавая ее, мы выделили из системы «Дело» функционал, связанный с передачей документов из любой СЭД в архив предприятия, обеспечением их архивного хранения и последующей передачи в государственные и муниципальные архивы.
CNews: Как вы относитесь к модели использования ПО с открытым исходным кодом в области электронного документооборота?
Владимир Баласанян: Если речь идет о бизнесе, то понятно, что за Open Source стоят те же компании, которые работают на рынке. Если говорить о модели, то я пока не вижу, как модель Open Source может защитить интеллектуальные права. Программисты хотят получать деньги, причем немалые.
Как компания, являющаяся экспертом в конкретной прикладной области, может финансировать свои многолетние разработки за счет будущих продаж услуг от внедрения и сопровождения — не очень понятно. Наверное, не только мне, поскольку и в мире, и в нашей стране не слишком много конкурентоспособных открытых аналогов наиболее популярных СУБД, ERP-систем или систем управления документами.
Хотя это вовсе не значит, что мы не разделяем целого ряд инициатив Open Source и осмысленного движения в этом направлении вообще. В первую очередь это касается открытых стандартов. В прошлом году мы в кооперации с другими компаниями осуществили по заданию ФАИТ подготовку к принятию в России открытого стандарта офисных документов ODF ISO 26300:2006 в качестве национального. В том числе — перевели этот стандарт на русский язык, зарегистрировали его, и теперь он является официальным. Мы приветствуем любую здоровую конкуренцию продуктам Microsoft, так как она благотворно влияет на рыночную ситуацию, готовы участвовать в подобных инициативах и запланировали серьезные собственные шаги в направлении Open Source.
CNews: Какие проекты, реализованные вашей компанией в 2007 году, вы можете отметить в числе наиболее значимых?
Владимир Баласанян: В прошлом году у нас было более 60 проектов, при этом каждый из них был чем-то был интересен. Тем не менее, знаковым проектом я бы назвал внедрение системы «Дело» в российском представительстве компании Microsoft. Примечательно, что ведущий производитель программного обеспечения приобрел у российской компании систему, которую использует для управления своим возросшим документооборотом. Другая особенность проекта в «Майкрософт Рус» — в его реализации по принципу аутсорсинга. Конечные пользователи заказчика работают в веб-клиенте, а остальное обеспечивает наша компания.
Думаю, что этот заказчик выбрал не западную систему, а российскую в силу необходимости работы в российской деловой среде. Отличия отечественных решений от иностранных существенны: например, западная технология документооборота обычно не предполагает присвоение документу регистрационного номера. Кроме того — наша система не менее функциональна, чем зарубежные решения по управлению документами. Решение «Дело» рассматривало довольно много специалистов в области управления документами в различных странах. По их мнению — практически весь имеющийся у нас функционал в полной мере востребован и на западных рынках. Ключевая проблема одна — различная понятийная база. На Западе, например, нет слова «документооборот» вообще. И чем глубже — тем больше понятийных несоответствий, в основе которых лежат различные языковые и деловые традиции.
Если говорить о других интересных проектах прошлого года, то я бы упомянул те из них, что нацелены на непосредственную работу с гражданами. Например, проект в Минсоцзащиты Московской области. Это региональное ведомство запустило единую систему электронного документооборота, охватывающую более 70 муниципальных структур. Другой еще более масштабный проект такого рода — единая система электронного документооборота в Московском городском фонде обязательного медицинского страхования. Эта система связывает почти 700 лечебно-профилактических учреждений Москвы.
Нельзя не упомянуть наши самые масштабные проекты, связанные с избирательными комиссиями и судами (в рамках ГАС «Выборы» и ГАС «Правосудие»), крупные проектов в коммерческих банках России и Украины, в «Мосэнерго» и «Татэнерго». Развивается наш проект в Госдуме РФ, где в прошлом году началось подключение к единой системе электронного документооборота всех депутатских офисов.
Могу отметить, что наша компания сегодня способна быстро реализовывать проекты в территориально распределенных организациях — благодаря сети сертифицированных партнеров, охватывающей практически все регионы России, Украины и Белоруссии. Всеобщая глобализация — это тенденция времени, и заказчики хотят вести электронный документооборот не только внутри одного офиса, но и со всеми своими территориальными структурами, а также взаимодействовать с контрагентами в рамках корпоративных сообществ.
CNews: Каких бизнес-результатов вы планируете достичь в 2008 году? Какие стратегические цели развития ставите перед собой на этот период?
Владимир Баласанян: Главная наша цель — увеличение рыночной доли. В прошлом году рост ЭОС составил 41%, по нашим оценкам, он выше среднеотраслевого. Но во многих проектах мы подошли к определенному порогу, после которого может начаться еще более быстрое продвижение. В каких именно проектах произойдет такое ускорение — покажет время. Ведь в России чуть ли не половина крупных контрактов заключается в четвертом квартале.
Важным фактором, влияющим на развитие отрасли, является включение документационных технологий в инфраструктурные решения ведущих поставщиков ПО, в т.ч. Microsoft, Oracle, IBM. Такого рода решения открывают перед разработчиками СЭД совершенно новые возможности. И наша компания в мае намерена представить первую отечественную тиражируемую систему документооборота, реализованную в среде SharePoint Portal Server 2007 — новейшем документационном портале корпорации Microsoft. В результате заказчик получит полноценную интегрированную систему, обеспечивающую решение всех задач управления неструктурированными информационными ресурсами. Более того, в случае SPPS он получит также систему, автоматически интегрированную со всеми офисными приложениями MS Office.
CNews: Как будет развиваться отечественный рынок документооборота, по вашим прогнозам?
Владимир Баласанян: Ключевой проблемой дальнейшего развития отрасли в России является проблема отсутствие общепринятых норм юридической значимости электронных документов, а также национальных стандартов, определяющих единые требования к форматам представления, хранения и обмена электронными документами, к системам их обработки и хранения.
Наиболее реальным путем быстрого решения этой проблемы является адаптация ряда общепризнанных международных стандартов в этой области и связанных с ними систем испытаний и сертификации. Как я уже отмечал, исторически в России сложилась унифицированная методология коллективной работы с документами — делопроизводство (документационное обеспечение управления), архивное дело. Это дает нам огромные преимущества при создании единой национальной системы электронного документооборота. Однако сегодня, не закрепляя это в стандартах и увеличивая ничем не оправданное многообразие, мы не только не используем это преимущество, но и теряем его. Именно поэтому наша компания выступила с инициативой выработки национальных стандартов СЭД, гармонизированных с международными стандартами. И мы планируем предложить целый ряд новых инициатив и сделать конкретные шаги в этом направлении.
CNews: Спасибо.