|
|
Обзор
Рынок ИТ: итоги 2007Обзор подготовлен
При поддержке
Об основных тенденциях развития российского рынка ERP, особенностях спроса заказчиков на ИТ-решения, об итогах работы компании в 2007 году и планах на ближайшую перспективу в интервью CNews рассказала Наталья Сидорова, региональный директор компании Epicor Software Corporation в России, Украине, Казахстане.
CNews: Какие отрасли российской экономики были, по вашему мнению, наиболее активными потребителями ИТ в 2007 году? Чем это было обусловлено?
Наталья Сидорова: Я бы отметила в числе наиболее активных потребителей ИТ-решений и услуг такие отрасли как строительство, машиностроение (как российские, так и международные компании), деревообрабатывающая промышленность, производители стройматериалов. Компании сектора профессиональных услуг также проявляли большой интерес к информационным решениям. Многие представители этого сегмента рынка приходят к осознанию того, что им необходимы не просто учетные системы, а специализированные проектные ERP. Быстрыми темпами идет развитие телекоммуникаций — одной из самых ИТ-емких отраслей. Поскольку в данной среде традиционно высока конкуренция, этот фактор в большой степени определяет интерес к инновациям в области ИТ как к одному из средств конкурентной борьбы.
CNews: Какие тенденции на российском рынке ERP вы можете отметить в числе ключевых по итогам 2007 года? Согласны ли вы с мнением ряда аналитиков, утверждающих, что спрос на подобные «тяжелые» решения в ближайшие 3-4 года существенно снизится?
Наталья Сидорова: ERP-рынок и рынок бизнес-приложений как в России, так и на постсоветском пространстве еще очень далек от насыщения. В Западной Европе и Америке компании выбирают уже вторую и третью систему, а у нас многие предприятия только собираются внедрять свою первую полноценную комплексную систему управления. В этом и заключается интерес многих разработчиков ERP-систем: огромная территория и неосвоенная база потенциальных заказчиков. Кроме того, многие западные производители, ритейлеры, гостиничные сети выходят сейчас на российский рынок, и для нормальной работы им необходимы привычные автоматизированные системы управления. С этой точки зрения рынок очень динамичный и благоприятный. Мы достаточно плотно сотрудничаем с международными компаниями, работающими на российском рынке: для многих подразделений этих компаний наши решения являются стандартом. Но в последние годы мы видим увеличение спроса на наши решения со стороны именно российских заказчиков. Среднему бизнесу всегда сложнее принять решение о внедрении комплексной ERP-системы, так как ему необходима быстрая отдача от внедрения.
Что касается второй части вопроса, то здесь я могу отметить следующее: спрос на «тяжелые» решения, очевидно, снизится, если имеются в виду такие ERP-системы, которые требуют значительных временных и материальных ресурсов для внедрения и поддержки. Когда внедрение системы длится годами и требует значительных усилий, оценить пользу от приобретения автоматизированной системы управления достаточно сложно, ведь вместо того, чтобы упростить жизнь предприятия, она ее усложняет. Второй фактор снижения спроса — это размер инвестиций в такие решения. Компании не могут ежегодно вкладываться во внедрение крупных проектов. В этом плане наши продукты существенно отличаются от конкурирующих простотой и быстротой внедрения. Польза от внедрения нашего решения становится ощутима через весьма короткий промежуток времени.
CNews: Насколько активной, на ваш взгляд, была в 2007 году конкуренция на рынке ERP-решений?
Наталья Сидорова: Конкуренция на ERP-рынке в России достаточно высока, она также накладывает отпечаток на нашу работу. С каждым годом соперничество усиливается, «осваивать российскую почву» приходят новые игроки. Но если сравнивать ситуацию с США и Западной Европой, то конкуренция не высока. В России количество игроков — как международных, так и локальных компаний — гораздо меньше, чем в этих регионах.
На данный момент можно отметить тенденцию роста спроса на дополнительные решения в рамках линейки продуктов от одного поставщика. Это и понятно: когда с ростом предприятия появляется потребность в автоматизации новых участков деятельности, гораздо проще и удобнее работать с тем, кто уже знает бизнес-процессы предприятия, чем методом проб и ошибок выбирать отдельного поставщика ПО для каждого участка бизнеса. Поэтому очень важно выбрать надежного поставщика, который станет партнером компании на долгие годы. Учитывая эту тенденцию, мы постоянно выводим на рынок новые продукты, придерживаясь стратегии единого центра ответственности: мы разрабатываем систему, внедряем и сопровождаем ее, предлагаем дополнительные решения, что позволяет нашим заказчикам существенно экономить свои материальные и временные ресурсы.
По поводу конкуренции с отечественными разработчиками я могу сказать следующее: мы никогда не предлагаем наше решение, если оно не способно принести заказчику ощутимую пользу. Если в планах заказчиков не стоит задача консолидации, выхода на IPO, на рынки других стран, им вполне подойдут решения локальных поставщиков. С этой точки зрения можно сказать, что мы не конкурируем с локальными поставщиками. Там, где нет необходимости внедрять нашу систему, мы честно об этом заявляем, чтобы заказчик не тратил зря свое и наше время.
CNews: Как отразилось на бизнесе вашей компании приобретение в прошлом году NSB Retail Systems? Как продвигается процесс ее интеграции в структуру компании?
Наталья Сидорова: Приобретение новой компании — это расширение клиентской базы, регионального присутствия, освоение новых рыночных ниш, новые возможности кросс-продаж. Интеграция идет полным ходом. Организационные, структурные вопросы, вопросы взаимодействия с другими подразделениями уже решены. В настоящее время подразделение реализует свои прямые функции: стратегические и тактические планы по разработке, продвижению, продаже решения, оказанию услуги — уже в рамках корпорации Epicor. В данный момент мы анализируем рынок на предмет выведения вертикальных решений Epicor для специализированного ритейла, которые уже используются более чем в 100 тыс. магазинов в 32 странах мира.
CNews: Какие новинки в области автоматизации складской деятельности появились у вас в 2007 году?
Наталья Сидорова: В нашем флагманском продукте — системе iScala — существует достаточно много функциональных решений и бизнес-процессов, направленных на поддержку управления складом. Система iScala имеет ряд функциональных особенностей, таких как управление ячейками и зонами хранения, учет возвратной тары, которые позволяют использовать ее в качестве систему управления складом (WMS). Конечно, нельзя сравнивать универсальную ERP-систему со специализированными WMS, однако, iScala имеет полный набор функций для организации учета адресного хранения грузов, обработки и оптимизации процессов упаковки, подборки и отгрузки.
В 2007 году развитие функциональности iScala главным образом коснулось не расширения, а углубления интеграции между существующими решениями. Так, для планирования остатков запасов на складах в iScala введено понятие временных ограничений для планирования и расчета потребностей. Добавился модуль, связанный с подборкой запасов на складе. Главным образом мы сосредоточены на функциональности, связанной с бэк-офисными процессами. Это инвентаризация, сборка комплектов, прогноз остатков запасов на складе на определенный временной горизонт, подборка по заказам на продажу, контроль качества.
Если говорить о специализированной системе для управления складом, то мы предлагаем систему iScala Collect. Это полноценная система для управления складом, которая тесно интегрирована с бэк-офисной системой iScala. iScala Collect позволяет автоматизировать работу склада с помощью использования мобильных терминалов сбора данных. Информация обновляется в бэк-офисной системе автоматически, благодаря использованию беспроводной инфраструктуры на складе. Система поставляется в различных версиях в зависимости от наполнения функционалом, поэтому iScala Collect подходит как для небольших складов с базовыми процессами, так и для складских терминалов, где требуется поддержка партионного учета, серийных номеров, многоуровневые упаковки, привязка персонала к определенным зонам на складе, управление заданиями для работников склада и др.
CNews: Одно из значимых направлений деятельности вашей компании — разработка программных решений для индустрии гостеприимства. Насколько за последний год изменился спрос российских заказчиков на данные продукты? Какую долю в российском бизнесе компании занимают продажи этих систем по итогам 2007 года?
Наталья Сидорова: По итогам 2007 года продажи продуктов и услуг предприятиям сектора гостеприимства составили в нашем общем доходе более 20%. Это связано как с развитием систем существующих клиентов в этом секторе, так и с появлением пяти новых заказчиков, работающих в индустрии гостеприимства.
Во многом интерес к нашим решениям связан с общим подъемом и активным развитием рынка гостеприимства и развлечений, а также с приходом зарубежных сетей на российский рынок. Для ряда международных гостиничных сетей решения Epicor|Scala являются корпоративным стандартом.
CNews: Какие проекты, реализованные вашей компанией в 2007 году, вы можете отметить в числе наиболее значимых?
Наталья Сидорова: В первую очередь стоит отметить, что для российского подразделения корпорации Epicor год был очень успешным: мы превысили запланированные обороты на 25%. У нас появилось 12 новых заказчиков. Это представители традиционных для нас отраслей: производственные компании, гостиницы, операторы связи, сервисные компании. Также в прошлом году к списку заказчиков добавилось несколько компаний — представителей строительного бизнеса и девелопмента. Этот рынок сейчас активно развивается и вполне закономерен его повышенный интерес к ИТ-решениям. Для сотрудничества с этими компаниями у нас есть набор решений и услуг, который с точки зрения учета отраслевых особенностей, стоимости и функциональности составит достойную конкуренцию другим поставщикам.
В прошлом году мы завершили очередной этап проекта на Орском машиностроительном заводе: были внедрены модули автоматизации производственных процессов, расчета MRP. Завершен проект автоматизации финансового и управленческого контура на заводе ЖБИ 5, реализовано множество проектов по переходу на новые версии нашей системы iScala. Для компании Michelin было разработано специальное решение по интеграции с корпоративными логистическими и производственными системами. В компании Telia Sonera был реализован биллинг, причем средствами системы iScala путем стандартных настроек, без программирования. Довольно интересный проект у нас был реализован в компании SC Johnson. На Украине мы помогали в создании центра компетенции для поддержки системы iScala на территории всей Европы.
CNews: Каких бизнес-результатов вы планируете достичь на российском рынке в 2008 году?
Наталья Сидорова: Если кратко, то мы стремимся к увеличению нашей доли рынка за счет предоставления новых востребованных продуктов и решений, а также за счет экспансии в регионы. При этом приоритетом для нас остаются потребности наших заказчиков. Кроме того, перед нами стоит задача развития партнерской сети. Нам интересно приобретение партнеров в тех регионах, где мы пока не представлены, а также в смежных отраслевых нишах, — с тем, чтобы предоставить заказчикам взаимодополняющие решения и услуги.
CNews: Спасибо.