|
|
Обзор
Рынок ИТ: итоги 2007Обзор подготовлен
При поддержке
О ключевых тенденциях на рынке широкополосного доступа в интернет, о развитии цифрового кабельного телевидения, о реализованных в 2007 году проектах и планах на ближайшее будущее в интервью CNews рассказал генеральный директор компании «ЭР-Телеком Холдинг» Андрей Семериков.
CNews: Какие основные тенденции вы бы выделили по итогам 2007 года на отечественном рынке широкополосного доступа в Интернет и кабельного телевидения?
Андрей Семериков: Я бы выделил в качестве одной из основных тенденций развитие цифрового кабельного телевидения. 2007 год — последний, когда в России выдавали лицензии на аналоговое телевещание. Это обусловлено, во-первых, запланированным переходом на цифровое вещание в государственном масштабе, во-вторых, быстро растущим спросом на новые ресурсоемкие широкополосные приложения, такие как видео по запросу, HDTV и широковещательное телевидение. Это один из ключевых факторов, определяющих развитие российского телерадиовещания на современном этапе.
Кроме того, следует отметить тенденцию роста цен на услуги кабельного телевидения, которая обусловлена как постоянным увеличением спроса, так и появлением новых телеканалов. Еще одним существенным моментом является пакетирование услуг, развитие операторами услуги triple play (видео, голос, данные — в одном пакете от одного оператора). Абоненту важно удобство и не столь важно конкретное техническое решение, поэтому ключевым становится «принцип одного окна» — все услуги от одного оператора. Именно этот принцип дает заказчикам возможность пользоваться всеми преимуществами пакетных предложений — единым договором, единым лицевым счетом, оптимальными ценами. Абоненты «ЭР-Телеком», например, могут по единому счету расплачиваться за все предоставленные услуги.
На рынке широкополосного доступа в интернет заметно выросла популярность безлимитных тарифов. Снижается их стоимость, увеличивается скорость. Вслед за Москвой им отдают предпочтение порядка 50% региональных абонентов.
CNews: Следует ли ожидать дальнейшего поглощения мелких локальных игроков более крупными и перераспределения соотношения сил на региональном рынке? Остались ли еще здесь, по вашему мнению, привлекательные активы для инвесторов?
Андрей Семериков: Консолидация рынка продолжится. На сегодняшний день в российских городах с населением более 500 тыс. человек, как правило, есть 1-2 независимых местных оператора, которые интересны для федеральных инвесторов. Тем не менее, стоимость этих активов на сегодняшний день настолько велика, что приобретение их — с учетом необходимости модернизации сетей — неэффективно. Намного дешевле и выгоднее строить новые сети «с нуля».
В целом на протяжении 2005-2007 годов характерной особенностью было объединение мелких локальных операторов с более крупными игроками телеком-рынка. Произошло огромное количество сделок по приобретению региональных компаний. Эти сделки и способствовали увеличению стоимости региональных активов. В дальнейшем слияние региональных операторов с федеральными, безусловно, будет продолжаться, однако темпы слияний и поглощений снизятся.
CNews: Насколько ощутима конкуренция на рынке широкополосного доступа в интернет — например, между федеральными игроками и традиционными операторами?
Андрей Семериков: В каждом из 17 городов, где мы работаем, все происходит по-разному. В каких-то регионах мы не чувствуем конкуренции со стороны московских игроков, а где-то пересекаемся с «Системой» и «Связьинвестом», как, например, в Перми. Главные наши конкуренты сейчас — именно структуры «Связьинвеста». Правда, мы имеем перед ними технологическое преимущество, поскольку МРК используют устаревающий ADSL, который лишь с большой натяжкой можно назвать технологией широкополосного доступа. В целом, я думаю, у независимых участников рынка ШПД есть все шансы отвоевать у «Связьинвеста» значительную долю. Этому будет способствовать более продвинутая технологическая база и маркетингово-ориентированный подход к развитию бизнеса.
CNews: Насколько популярны безлимитные тарифы у частных пользователей в регионах присутствия «ЭР-Телеком»?
Андрей Семериков: Безлимитные тарифы мы ввели осенью 2007 года, к концу года они были запущены во всех городах присутствия «ЭР-Телеком». На начальном этапе безлимитные тарифы были популярны среди 10% наших абонентов. Сегодня порядка 50% частных пользователей отдают предпочтение безлимитным тарифам. Эта доля стремительно растет, и, скорее всего, в перспективе число потребителей «анлима» будет преобладать среди абонентов широкополосного доступа в интернет.
CNews: В чем вы видите преимущества технологии FTTB (Fiber-to-the-Building, «оптика в каждый дом») по сравнению с ADSL? Как быстро удается «отбить» инвестиции в строительство оптических сетей?
Андрей Семериков: Прежде всего, оптическое соединение обладает высокой надежностью и практически не имеет ограничений по скорости — канал доступа можно расширять бесконечно (100 Мбит/с, 1 Гбит/с). Тогда как ADSL обеспечивает скорость соединения только до 24 Мбит/с. Кроме того, скорость подключения зависит от удаленности компьютера от АТС. У ADSL нет, прежде всего, технологических возможностей для дальнейшего развития.
FTTB позволяет внедрять дополнительные телекоммуникационные сервисы — цифровое кабельное телевидение, IP-телефония, сетевые игры, видео по запросу, охранное видеонаблюдение, развивать технологию triple play (видео, голос, данные).
Если говорить об «ЭР-Телеком», то инвестиции в строительство оптических сетей начинают приносить прибыль на четвертый после начала строительства ГУТС (Городская универсальная телекоммуникационная сеть). Через семь лет вложенные средства полностью окупаются.
CNews: В последнее время все чаще говорят о том, что операторам фиксированной связи грозит опасность превратиться в «трубу» для перекачки трафика, а доходы от услуг с добавленной стоимостью могут уйти другим компаниям. Вашей компании уже приходится решать эту проблему?
Андрей Семериков: «ЭР-Телеком» сотрудничает с контент-провайдерами, и трудностей, связанных с доходами компании, пока не возникало. Во-первых, минимальную доходность «ЭР-Телеком» приносит абонентская плата за предоставляемые заказчикам услуги, во-вторых, мы занимаемся самостоятельным внедрением и развитием дополнительных услуг, поддерживая при этом партнерские отношения с контент-провайдерами.
CNews: Какова стратегия «ЭР-Телеком» в отношении цифрового кабельного телевидения? Готовы ли региональные пользователи кабельного ТВ отдать ему предпочтение?
Андрей Семериков: Услуга цифрового кабельного телевидения «Диван-ТВ плюс» в формате DVB-С предоставляется пока только в Перми, где этим сервисом пользуются около 1 тыс. заказчиков. Каналы цифровых пакетов сформированы по тематике, причем этих каналов нет в базовом пакете. Данный сервис рассчитан на продвинутый средний класс.
В 2008 году мы планируем запустить услугу еще в двух городах — Самаре и Тюмени. И к концу 2008 года мы намерены подключить в трех городах около 9 тыс. абонентов цифрового кабельного телевидения. Мы рассчитываем, что к 2010 году около 10-20% абонентов нашего базового пакета перейдут на цифровое кабельное ТВ. Изначально мы планировали запустить сервис во всех городах присутствия, однако остановились лишь на двух из них. Рынок цифрового кабельного ТВ сейчас развивается медленнее, чем мы ожидали. Бизнес-модель окончательно не определена, сейчас мы экспериментируем, стараемся «прощупать почву». Приоритетом для «ЭР-телекома»пока остается рынок доступа в интернет.
CNews: Какие проекты, реализованные в 2007 году, вы можете отметить в числе ключевых?
Андрей Семериков: В каждом из городов присутствия «ЭР-Телеком» с запуском телефонии завершается формирование пакета triple play. В 2007 году «ЭР-Телеком» предоставлял triple-play в Перми, Самаре, Ижевске и Челябинске. В течение 2008 года эта услуга поэтапно будет запущена во всех крупных городах проекта.
Услуги стационарной телефонной связи компания оказывает под брендом «Горсвязь». Транспортной средой для предоставления услуг в каждом из городов является единая среда передачи данных — волоконно-оптическая сеть ГУТС «ЭР-Телеком», равномерно охватывающая всю территорию города. По итогам 2007 года услугой телефонии пользовалось около 11 тыс. абонентов. К концу 2008 года мы планируем увеличить число подписчиков телефонии до 80 тыс.
CNews: Ваша компания анонсировала планы, связанные с выходом на IPO в 2009 году. Как осуществляется подготовка к этому событию?
Андрей Семериков: На сегодняшний момент в нашей компании ведется работа по подготовке аудированной отчетности по международным стандартам за 2006-2007 годы. В июле эти данные будут опубликованы. Нами выбран аудитор — это компания Вaker Tilly RusAudit, которая работает с «ЭР-Телеком» уже более полугода.
Во второй половине года мы планируем провести открытый тендер среди инвестиционных банков, чтобы определить партнера по проведению IPO. До конца 2008 года будет составлен подробный план по подготовке и проведению IPO.На данный момент площадка для проведения IPO еще не определена, не принято решение о конкретном объеме привлекаемых средств. Где состоится размещение и каковы будут его параметры, предстоит решить нашим консультантам, инвестиционным банкам.
CNews: Спасибо.