|
|
Обзор
Рынок ИТ: итоги 2007Обзор подготовлен
При поддержке
О тенденции «интеллектуализации» ИТ-инфраструктуры, о росте спроса российских заказчиков на ITSM-проекты, о различиях в подходах к реализации консалтинговых и инфраструктурных проектов в интервью CNews рассказал Вадим Афанасьев, генеральный директор «Инлайн Груп».
CNews: Какие качественные перемены происходят в отечественном секторе ИТ-услуг в последнее время по вашим наблюдениям? Как, в частности, сказался на рынке ИТ-услуг тот тренд консолидации, который наблюдается в последние два года?
Вадим Афанасьев: Достаточно давно в России велись дискуссии о необходимости взаимодействия бизнеса и государства, а также о том, что это взаимодействие должно стать прозрачным. И вот в последние два года стало очевидно, что российский бизнес действительно стал честней, всевозможные нелегальные схемы бизнеса уже практически никем всерьез не обсуждаются. Подобное «обеление» рынка — это хороший знак для ИТ-сектора, высокотехнологичные компании работают в стабильных условиях, соответственно, их риски снижаются.
Качественные изменения коснулись и профессионального опыта ИТ-компаний. За последнее время я не слышал, чтобы возникали какие-либо серьезные новые игроки в этом сегменте. Это объясняется очень просто: высокими требованиями к таким компаниям, уровнем необходимого профессионализма, наличием партнерских отношений со многими ведущими игроками на рынке ИТ. Высок спрос на компании с серьезной экспертизой и большим опытом, поэтому начинающим в таких условиях выживать тяжело. Так что наблюдающаяся сегодня консолидация — это не что иное, как требование рынка. Влияние этой тенденции, а также тренда к повышению прозрачности бизнеса ИТ-компаний будут усиливаться и в следующем году.
CNews: Отсутствие на ИТ-рынке новых игроков означает, что он навсегда закрыт для новичков или это временный тренд?
Вадим Афанасьев: Конечно, нет, рынок открыт для всех. Просто цена входа на рынок стала гораздо выше, и сегодня уже недостаточно быть просто амбициозным лидером, чтобы создать ИТ-компанию. Кроме куража и желания нужно учитывать много дополнительных факторов, которые были не столь существенными некоторое время назад.
Когда я принял решение организовать компанию «Инлайн Груп», было страшно, потому что к этому моменту многие компании отметили 10-летний рубеж. Сегодня, наверное, я бы вряд ли решился на этот шаг. Но, даже будучи сложившейся компанией, мы очень тяжело работаем: каждый новый заказчик, каждое новое приобретение — это праздник. Рынок уже поделен между вендорами, между интеграторами. Очень сложно получить нового заказчика, сложно вывести новое решение на рынок, поскольку трудно доказать, что твои предложения и услуги лучше тех, что предлагают конкуренты. Рынок не закрыт, но все игроки стали взрослей, серьезней, и подход тоже стал взрослым и серьезным.
CNews: Каковы, на ваш взгляд, основные причины массовой «IPO-зации» российских ИТ-игроков? Как можно оценить ее влияние на отечественный высокотехнологичный рынок?
Вадим Афанасьев: В ИТ-секторе люди стали серьезно задумываться о выходе на IPO уже несколько лет назад. Выросшие ИТ-компании становятся интересными для инвесторов, и многие руководители всерьез рассматривают тему IPO.
Для инвесторов самый простой путь — это именно приобретение активов компаний, за которыми стоят уже сформированные коллективы, большой пакет разнообразных заказчиков, активы в виде долгосрочных контрактов компании. Например, мы «прописаны» в каких-то программах с государственными заказчиками на много лет вперед. Они рассчитывают, что мы будем совместно работать в течение ближайших 10-20 лет. Это тоже определяет стоимость компании.
CNews: Как развивается сегодня российский рынок ERP-консалтинга, из вашей практики, насколько здесь ужесточилась конкуренция, за счет чего в первую очередь игроки могут увеличить свои преимущества?
Вадим Афанасьев: На рынке ERP-консалтинга, на мой взгляд, конкуренции гораздо меньше, чем, например, на рынке интеграции. Причина в том, что это более сложный рынок — и с точки зрения понимания, и с точки зрения инвестиций. Собрать сильную ERP-команду очень сложно, таких специалистов практически никто не готовит. В основном, сильные консультанты приходят из отечественной промышленности. Знание области, в которой они работали, позволяет получить в тех проектах, где они задействованы, быстрый и эффективный результат. Так что та ERP-практика, которую мы приобретаем, основывается на появлении в компании специалистов из определенного сектора экономики. Недавно мы анонсировали появление в составе холдинга новой компании «Инлайн Ритейл», которая специализируется именно в области построения ERP-решений для предприятий ритейла — больших и малых, локальных и распределенных по регионам. Это событие тоже связано с появлением в компании специалистов, хорошо знающих этот рынок и разбирающихся в соответствующих решениях.
Конкуренция на ERP-рынке ниже еще и потому, что мало крупных заказчиков, внедряющих большие ERP-системы. Кроме того, этот рынок прозрачен, здесь работает много иностранных компаний, акции которых котируются на биржах. И с точки зрения рисков, безусловно, заказчику комфортнее работать с такими партнерами, ведь в случае неуспеха проекта они могут рассчитывать на какую-то компенсацию от вендора, акции которого являются ликвидными. Знаю примеры, когда, несмотря на привлекательность и стоимость проекта, российским интеграторам приходится от него отказываться, потому что он требует существенных инвестиций с их стороны. Ведь даже если заказчики готовы платить деньги — это все равно не гарантирует того, что проект будет успешным. Недостаточно купить ИТ-продукты, заказать консультанту обследование, реализовать какие-то бизнес-процедуры, чтобы все и сразу заработало. И заказчику, и интегратору необходимо реально оценивать и риски проекта, и то, насколько компания «созрела» для внедрения ERP-системы. Здесь много факторов: для успешной ERP-инсталляции необходима сильная проектная команда — как со стороны заказчика, так и со стороны интегратора. К сожалению, на рынке сегодня много примеров, когда заказчики тратят миллионы долларов, работают консультанты, система внедряется и даже запускается в тестовую эксплуатацию, но потом о ее существовании все забывают.
Внедрение ERP-систем предполагает, что и заказчик готов вносить определенные изменения в процесс работы, и консультант готов подстроиться под те бизнес-процессы заказчика, которые изменять нельзя. Создаются проектные офисы, где присутствуют и наши консультанты, и сотрудники заказчика, они спорят, но в результате приходят к какому-то общему решению. В этом и есть основное различие между рынком интеграции железа и рынком ERP-систем. Используются совершенно другие подходы. Должна быть очень сильная слаженная команда, которая зачастую длительное время работает в очень жестком режиме. Но когда необходимого результата удается достичь — он получается гораздо весомее, чем в проектах «железной» интеграции.
CNews: Ощущает ли ваша компания конкуренцию с ERP-вендорами, на которую сетовали ИТ-компании некоторое время назад?
Вадим Афанасьев: С вендорами на ERP-рынке мы не ощущаем конкуренции, иначе бы ни вендор не выжил на рынке, ни его партнеры. Все-таки его основная задача поставщика решений — обеспечить максимальное количество продаж, а в одиночку это сделать сложно. Синергия, объединение усилий вендора и ERP-интегратора дает взаимный эффект и партнеру, и вендору.
Говоря об отсутствии конкуренции на рынке ERP- вендоров и интеграторов, можно отметить и такой фактор: стоимость консультантов вендоров достаточно высока, поэтому рынок между вендорами и интеграторами поделен. Вендорам интересны крупные проекты, где можно продавать свои услуги, где заказчик готов платить деньги дорогим консультантам поставщика, получая взамен минимизацию собственных рисков. А реализацию ERP-решения среднего уровня вендор отдает партнерам, и в этом сегменте действительно нет конкуренции, рынок логично поделен.
Для нас этот бизнес новый, года полтора-два мы активно его развиваем и достигли определенных успехов на этом рынке. Важно отметить, что мы — компания полного цикла: помимо ERP решений у нас есть возможность предложить заказчикам инфраструктурную базу, которая в состоянии обеспечить и поддержать работу критичных для основной деятельности компании бизнес-приложений и обучить заказчика. Это тоже очень важно и существенно снижает его риски.
CNews: Какие задачи построения ИТ-инфраструктуры вышли на первый план у российских заказчиков в 2007 году?
Вадим Афанасьев: Заказчик все больше думает о надежности, отказоустойчивости, о решениях, не требующих вмешательства персонала. В будущем заказчик все больше будет сосредоточен на механизме управления ИТ-инфраструктурой, будет уделять максимум внимания программному обеспечению, которое позволит это делать в автоматическом режиме.
Последние 10 лет заказчик пытался решать свои проблемы путем приобретения большого количества оборудования. Сегодня он уже не понимает, зачем оно ему было необходимо в таких количествах. Возросла и стоимость персонала, обслуживающего эту технику. Содержать высококвалифицированный персонал очень сложно. В итоге в какой-то момент люди, которые раньше были инициаторами прогресса, становятся его тормозом.
Кроме того, на фоне идущих процессов консолидации и выхода на открытые рынки многие предприятия начинают думать об оптимизации своих затрат, об увеличении капитализации. Одним из таких путей является максимальная экономия на затратах на поддержку инфраструктуры.
Поэтому в последнее время в ИТ уже стали неким стандартом размышления о том, как управлять большим парком приложений, большим парком железа и сокращать таким образом затратную часть. ИТ становятся более интеллектуальными. Сегодня уже не те времена, когда сто инженеров в случае неисправности бросаются ее искать: система заранее сигнализирует о том, что в данном месте может появиться неисправность, что следует проявить бдительность и найти обходной путь или предусмотреть меры, которые позволят этого избежать.
В ИТ стало больше порядка: те вещи, на которые тратилось огромное количество усилий, сейчас решаются путем отправки соответствующей заявки. Это становится нормой, поэтому в построении ИТ-инфраструктур основное внимание уделяется тому, как управлять ею, как обеспечивать непрерывность, экономичность и минимальную стоимость услуги по управлению ею.
CNews: Насколько заметно растет спрос на проекты ITSM, какие отраслевые сегменты проявляют наибольший интерес к этой методологии?
Вадим Афанасьев: Мы наблюдаем очень большое количество проектов в области ITSM. Только у нашей компании рост оборота по данному направлению в 2007 году составил порядка 145%. Это уже показатель того, что рынок вырос в десятки раз. Если в предыдущие годы, приезжая к заказчику, мы долго объясняли, что такое ITSM (тогда это были уникальные проекты), то сейчас все это понимают. Даже если кто-то не использует подходы, которые заложены в методологии ITIL, то очень многие на рынке используют небольшие самописные решения, которые очень сильно копируют подходы, предлагаемые ITSM. Это тоже стало стандартом, люди понимают, что это путь к наведению порядка в ИТ. В результате ИТ начинают работать на бизнес-цели, и от бизнеса исходит необходимость внедрения подобных методик.
Мы говорим о наведении порядка в управлении, и ITSM — это тоже порядок: все разложено по полочкам, каждый шаг, каждое движение протоколируется в отчетах, это помогает и самой организации, и при «разборах полетов». То, что ITSM стал стандартом, сегодня понимают не только ИТ-директора, но и руководители финансовых подразделений. В тех отраслях, где начинает наводиться организационный и финансовый порядок, тут же возникает спрос на ITSM-решения. Так что востребованность подобных проектов зависит в большей степени от зрелости компании, нежели от отрасли. Я думаю, что мы сделали тут необходимый задел, и в последующие годы будем пожинать плоды тех инвестиций, что были направлены на пропаганду этой методологии. К настоящему моменту — с точки зрения подхода, который пропагандирует ITSM — реализовано только 20-40% возможностей. Значит, все только начинается.
CNews: Ваши планы на 2007 год включали реализацию ряда сложных проектов. Какие из них проектов оказались наиболее интересными с точки зрения масштабов и решаемых задач?
Вадим Афанасьев: У нас есть интересный проект в автомобильной области, заказчик — импортер крупного автомобильного концерна. Там был реализован ITSM проект: внедрение каталога услуг и унифицированных процессов управления в ИТ-службе и ключевых бизнес-подразделениях. У нас есть очень крупные заказчики в области энергетики. Мы выиграли тендер по внедрению корпоративной информационной системы в «Росэнергоатоме» в 2006-2007 гг. Сейчас мы выполняем пилотные проекты на станциях.
Был реализован интересный проект на Балаковской атомной станции, где с помощью RFID-методологии был автоматизирован процесс обхода критичных точек оборудования. Фактически проблема заключалась в том, что обходы всего маршрута по мониторингу системы, которые являются одними из наиболее критичных с точки зрения безопасности, упирались в проблему человеческого фактора, что повышало риски. И наш воронежский офис разработал и автоматизировал всю эту маршрутную карту с помощью RFID-технологии. То есть фактически сделал автоматической всю отчетность, максимально снизив риски от человеческого фактора.
CNews: Какой отраслевой сектор доминировал в бизнесе вашей компании по числу реализованных ИТ-проектов в 2007 году, и какими факторами был этот перевес обусловлен?
Вадим Афанасьев: Очень много ИТ-проектов на финансовом рынке, немалую часть в нашем бизнесе составляет ритейл. Государственные структуры тоже занимают достаточно большой объем. К этому следует добавить энергетику, которая активно реализовывала ИТ- проекты в 2006-2007 годах. Активизировалось в последнее время и производство.
Если посмотреть объем самых больших проектов нашей компании, который делается у одного заказчика, то на самом деле, это всего 5% от общего оборота нашей компании. Мы — не компания одного заказчика, у нас очень хороший баланс и по отраслям, и по заказчикам, и по предлагаемым услугам. И это хорошо.
CNews: В прошлом году вы впервые выступили в роли генподрядчика проекта по SAP. Насколько значимой стала доля таких проектов в вашем бизнесе к настоящему моменту?
Вадим Афанасьев: Мы стартовали с нуля в 2005 году, в 2006 году доля этих проектов составляла порядка 10%. Подобного рода проекты длительные, и анализ конкретной доли будет иметь смысл делать где-то через год.
Что значимо — зачастую такие проекты становятся «ледоколом» для всех остальных проектов. В дальнейшем требования, предъявляемые к ERP, переходят к инфраструктурному подразделению — для того, чтобы обеспечить поддержку этих решений. Затем инфраструктурные проекты могут плавно перетечь в модернизацию сетей передачи данных и наведение порядка в ИТ с точки зрения управления.
CNews: Каковы планы вашей компании на текущий год? Какие новые ниши планируете освоить?
Вадим Афанасьев: Хочется сохранить в дальнейшем ту скорость, с которой мы развиваемся. Ежегодный рост нашей компании составляет порядка 30%. Мы хотим сохранить этот темп. Мы по-прежнему в первую очередь стремимся развивать проекты, связанные ИТ-услугами и консалтингом.
Будем стремиться наращивать оборот — это достаточно важный для нас показатель зрелости и роста компании. Но мы не собираемся превращаться в компанию с миллиардным оборотом и штатом три тысячи сотрудников. Я все больше становлюсь сторонником того, что крупная компания должна состоять из некоего набора небольших мобильных структур с численностью 100-200 человек и с оборотом порядка $50-100 млн. И дальнейший рост такого холдинга должен осуществляться за счет появления новых юридических лиц, мобильных и управляемых.
В планах нашей компании развивать экспертизу в области PPM, предлагать услуги по управлению портфелями проектов. У нас единственный в России сертифицированный специалист в этом направлении. Мы планируем продвижение услуг и в области обучения. В этом году на базе «Инлайн Груп» был создан центр обучения, успешно прошедший первую ступень сертификации в EXIN.
Компания также развивает направление построения контактных центров. У нас уже есть реализованные проекты в этой области.
CNews: Спасибо.