|
|
Обзор
Рынок ИТ: итоги 2007Обзор подготовлен
При поддержке
CNews: Как изменилось за последние годы соотношение использования российских и зарубежных программных решений — в отечественной экономике в целом и транспортном секторе в частности?
Михаил Корнаухов: На мой взгляд, соотношение использования российских и зарубежных программных решений как в целом на рынке, так и в транспортном секторе примерно одинаково. Необходимо обозначить лишь те критерии, по которым компания-заказчик выбирает программное решение. Западные компании, представленные на российском рынке, как правило, оперируют готовыми решениями, которые могут незначительно изменяться в зависимости от потребностей заказчика. Обладая развитой системой коммуникации с головным офисом, где штат разработчиков кастомизирует решения под нужды клиента, российские отделения зарубежных компаний чаще всего являются торговыми представительствами, не имеющими собственного штата разработчиков.
В тех случаях, когда заказчику требуется эксклюзивное ИТ-решение, разработанное специально для него, он, как правило, обращается к российским ИТ-компаниям, которые, имея собственный штат разработчиков, производят решение, учитывающее все требования заказчика и реалии российского рынка. Отечественные ИТ-компании, за исключением гигантов вроде «1С», не обладают такой системой коммуникации, как западные, и на данном этапе своего развития не располагают конкурентоспособными готовыми решениями. Таким образом, в сегменте готовых решений первенство по-прежнему остается за западными компаниями.
CNews: Насколько, по вашему мнению, может измениться вектор информатизации российской экономики в ближайшие несколько лет — на фоне возможных политических перемен?
Михаил Корнаухов: Я считаю, что на область ИТ политика не влияет. Основной движущей силой информатизации является потребность бизнеса в ней. В условиях современной конкуренции большинство компаний сталкивается с необходимостью применять новые информационные технологии — для того чтобы иметь возможность предоставлять конкурентоспособные услуги.
CNews: Изменился ли за 2007 год общий уровень потребления ИТ российскими транспортными компаниями? Насколько активным ИТ-потребителем был этот сегмент в минувшем году — на фоне других отраслевых рынков?
Михаил Корнаухов: Безусловно, общий уровень потребления ИТ в течение 2007 года вырос. Происходит постепенное внедрение российских и зарубежных ИТ-разработок в транспортные компании, в том числе и в сфере железнодорожного транспорта. РЖД всегда были лояльны к использованию новых информационных технологий. За последние несколько лет в железнодорожном сегменте только в сфере грузовых перевозок были внедрены такие решения, как автоматизация документооборота в системе сбыта, электронная цифровая подпись, новая технология управления порожним подвижным составом. В сфере пассажирских перевозок РЖД активно развивают новые сервисы продажи билетов. Подчас использование новых ИТ-разработок было обусловлено стремлением оптимизировать и модернизировать не только систему взаимодействия с клиентами, но и работу сотрудников компании на всех этапах.
Ярким примером этого служит дальнейшее развертывание системы внутренней поддержки пользователей РЖД. На базе дорожных вычислительных центров созданы справочные службы, где каждый сотрудник может получить необходимую информацию, воспользовавшись услугами call-центра. На примере РЖД наиболее четко видно, что применение ИТ позволяет компаниям транспортного сектора решать бизнес-задачи более высокого уровня. В свою очередь, это дает им возможность не только оптимизировать свою деятельность, но и разрабатывать новые направления своего бизнеса.
CNews: В прошлом году РЖД на базе вашего решения начали продажу железнодорожных билетов через интернет с оплатой при помощи банковских карт. Насколько высок спрос на эту услугу сегодня?
Михаил Корнаухов: Услуга, как и ожидалось, оказалось весьма востребованной на рынке, особенно у современных, занятых людей. При практически полном отсутствии рекламной кампании со стороны РЖД продажи билетов в сети интернет в зимний период достигли показателей прошлого лета. Ожидается дальнейший рост продаж, в особенности благодаря введению новых сервисов для пассажиров: возврата билетов без получения их в кассе, доставки и других.
CNews: Как вы оцениваете эффективность использования сотрудниками РЖД электронной подписи при работе в вашей системе ЭТРАН? Становится ли у заказчика со временем меньше проблем и непонимания в области возможностей применения ЭЦП?
Михаил Корнаухов: От внедрения ЭЦП подчас ожидают полного перехода на «безбумажную технологию», что, к сожалению, не всегда возможно. Исключить бумажный документ можно, только если все участники перевозки (как минимум три стороны — отправитель, железная дорога и получатель) используют ЭЦП. Рассмотрим простейшую цепочку: «грузоотправитель — РЖД — грузополучатель». Для того чтобы внедрить полностью безбумажную технологию оформления перевозочных документов, РЖД должны заключить договоры на обмен документами с использованием ЭЦП как с отправителем, так и с получателем. Иначе на одном из этапов появится дублирование на бумаге. Однако надо учитывать, что, несмотря на очевидные выгоды внедрения ЭЦП для крупных компаний, для небольших компаний (например, получателей грузов) ЭЦП — это определенные дополнительные расходы. Только подключение и установка сертифицированного программного обеспечения может стоить порядка $200-300 за рабочее место. Небольшие компании не очень готовы к таким затратам.
Кроме того, в оформлении некоторых перевозок участвуют различные государственные службы, такие как санэпидстанция, таможня, пограничники. С этими структурами пока осуществляется только бумажный документооборот. Например, при оформлении экспортного груза грузоотправитель обязан получить на бумажной накладной штемпель таможенного органа «Выпуск разрешен», и только после этого железная дорога может принять вагон к перевозке и окончательно оформить документы. И до тех пор, пока такой порядок действует, полный переход на безбумажную технологию невозможен. Хотя определенные шаги для изменения сложившейся ситуации, безусловно, предпринимаются.
Однако в последнее время, в условиях все большей информатизации предприятий, количество грузоотправителей, которые пользуются ЭЦП на стадии подачи заявки или для оформления порожних рейсов, неуклонно растет.
CNews: Каковы планы взаимодействия вашей компании с РЖД в текущем году?
Михаил Корнаухов: В 2007 году мы внедрили опытное программное решение, призванное оптимизировать систему распределения порожних вагонов парка цементовозов. Опробовав его, мы работаем над дальнейшим внедрением этого решения. В этом году мы планируем создать промышленный вариант проекта управления парком РЖД.
CNews: Какую долю в бизнесе вашей компании занимали в 2007 году проекты, не связанные с РЖД? Какие из них вы можете отметить в числе наиболее значимых?
Михаил Корнаухов: Основное направление нашего бизнеса — это применение информационных технологий на железнодорожном транспорте. Поскольку информатизация этой отрасли в большинстве случаев связана с РЖД, то заказчики либо строят свой бизнес вокруг железной дороги, либо являются потребителями услуг железной дороги. Такие компании хотят минимизировать время и усилия на оформление документов, соответственно, они обращаются к нам с просьбой внедрить решения, позволяющие организовать взаимодействие между ERP-системой предприятия и системой ЭТРАН в режиме АСУ-АСУ. Подобных предприятий становится все больше. В 2007 году к этому списку присоединился «Петербургский нефтяной терминал».
CNews: Каковы планы вашей компании на текущий год? Какие бизнес-направления будут для вас приоритетными?
Михаил Корнаухов: Естественно, мы стремимся развивать наш бизнес. Основное направление — это применение информационных технологий на железнодорожном транспорте в сфере грузоперевозок. Поэтому РЖД является для нас приоритетным заказчиком, и мы планируем продолжить наше плодотворное сотрудничество с ними.
CNews: Спасибо.