|
|
Обзор
Рынок ИТ: итоги 2007Обзор подготовлен
При поддержке
Об особенностях развития российского ИТ-рынка в минувшем году, о плюсах и минусах выхода ИТ-компаний на IPO, а также о планах и прогнозах на 2008 год в интервью CNews рассказал Андрей Гнездилов, заместитель управляющего директора компании «Verysell Проекты».
CNews: В 2007 году о планах выхода на IPO заявили сразу несколько игроков ИТ-рынка. Насколько привлекательным активом для инвесторов являются сегодня ИТ-компании, на ваш взгляд?
Андрей Гнездилов: Инвесторы серьезно интересуются ИТ-компаниями, это правда. Но далеко не всеми. В первую очередь их привлекают те игроки ИТ-рынка, которые добились значительных результатов и, как следствие, продемонстрировали высокие показатели темпов роста компании. Тогда инвестор приступает к достаточно стандартным процедурам. Он смотрит результаты за последние три года, составляет аудированную отчетность и запрашивает прогноз ситуации на три-пять лет.
Однако наибольший интерес у инвестора возникает, когда компания не только показывает хороший рост по данным показателям, но и подтверждает его серьезными крупными проектами. Сейчас рост рынка интеграции составляет примерно 20-25%. Если компания занимается преимущественно услугами и разработкой, то этот рост может быть гораздо выше и достигать 50-70%, в зависимости от того, как построена стратегия работы компании. И это не предел. Например, Microsoft по отдельным направлениям бизнеса достигла показателей темпов роста порядка 170%, что связано с продажей софтверных продуктов. Группа компаний Verysell тоже не осталась в стороне от инвестиционных процессов. У нас уже большой опыт по слиянию и поглощению, поэтому разработан четкий алгоритм действий по проведению подобных мероприятий.
CNews: Всегда ли привлечение внешних средств путем выхода на IPO становится однозначно позитивным фактором для ИТ-игроков?
Андрей Гнездилов: Каждая компания должна решить сама, насколько такой шаг для нее хорош или не желателен — учитывая особенности своего бизнеса и нюансы текущего периода. Но в целом для российского ИТ-рынка эти процессы чрезвычайно полезны, так как выход на IPO увеличивает привлекательность отечественного ИТ-сектора для западных инвесторов. И компания, решившаяся на такой шаг и успешно прошедшая серьезный аудит, тоже оказывается в выигрыше: она получает дополнительные инвестиции и значительно улучшает свой имидж. Трудность в другом: выход на биржу отнимает очень много ресурсов и растягивается на значительный срок, это сильно отвлекает от основной работы. Я думаю, что выход российских ИТ-игроков на IPO — это веление времени. Но не все из заявивших о своих планах начали претворять их в жизнь. И уже были случаи, когда компании отказывались от своих намерений. Последний пример — компания «КомпьюЛинк», которая решила перенести выход на биржу, вероятно, в силу того, что их не совсем устраивает ситуация на финансовых рынках.
CNews: Консолидацию на рынке ИТ называют основной тенденцией 2007 года. Усилится ли этот тренд в 2008-2009 годах, по вашим прогнозам?
Андрей Гнездилов: Я тоже считаю, что на российском ИТ-рынке эра консолидации уже началась и в ближайшие годы продолжится. Экономика страны развивается, а вместе с ней повышается и спрос на наши услуги. Таким образом, вся ИТ-отрасль получает мощный импульс к развитию. Уровень информатизации общества растет, растет и конкуренция в сфере информационных технологий. Именно этим обусловлен тренд консолидации. Некоторые компании решают объединяться, тем самым жертвуя какой-то своей частью, но в итоге расширяя клиентскую базу и комплекс предоставляемых услуг.
Эксперты предполагают, что в дальнейшем рынок разделится: останется небольшое количество крупных компаний, а остальные будут предоставлять узкоспециализированные нишевые услуги. Но есть и другое мнение: сама консолидация, возможно, изменит свою форму. Объединившиеся компании будут сосуществовать без процессов взаимопоглощения. Они составят некий тандем, сохраняя определенную независимость. Это может выглядеть как отдельное независимое подразделение, своего рода компания в компании. При этом обе сохранят свое руководство, бренд, разработки и стратегию действий на рынке. Это будет частичная интеграция без ущерба компании. И такая независимость даст фирме серьезное преимущество в конкурентной борьбе.
CNews: Минувший год был отмечен появлением вертикально-ориентированных структур у отечественных интеграторов, выделением их в отдельные компании внутри группы. Насколько эффективным вам представляется такой подход?
Андрей Гнездилов: Сегодня каждый системный интегратор старается не только расширить свой портфель решений, но и структурировать их по отраслям. Связано это с осознанием простой истины: будущее за теми интеграторами, которые смогут глубоко и правильно понять потребности конкретных отраслей и предложить специализированные решения. Во многих ИТ-компаниях с учетом этого требования уже основательно изменилась сама структура. У нас тоже давно существуют наиболее интересные для нас вертикальные направления, например, телеком, энергетика, нефтегазовый комплекс, промышленность, госсектор и другие. А наиболее востребованные отраслевые вертикально-ориентированные решения — те, которые одновременно учитывают особенности бизнеса заказчика и заметно увеличивают его эффективность.
CNews: Какие направления деятельности Verysell развивались в минувшем году наиболее активно?
Андрей Гнездилов: В нашей компании, как практически у всех интеграторов, активнее всего развивались госсектор, сектор телекома и банковский бизнес. Эти направления уверенно лидируют во всех рейтингах и опросах, поэтому секрета здесь давно никакого нет. А если говорить об общих чертах, то стоит отметить такую особенность, как значительное повышение доли услуг в ИТ-проектах. Уверен, что эта тенденция станет определяющей на ближайшие годы. Ведь по мере роста зрелости любой отрасли и по мере создания инфраструктуры возрастает и доля услуг. Далее наступает время, когда необходимо переходить на новое поколение инфраструктуры, и этот процесс начинает повторяться с определенной цикличностью.
CNews: Каким должен быть системный интегратор, чтобы заказчики выбирали именно его?
Андрей Гнездилов: Конечно же, он должен быть компетентным, квалифицированным, иметь достаточно широкий спектр решений, качественно выполнять работу в срок. При этом цена его услуг не должна превышать разумные пределы. Но все же главное для интегратора — иметь предложения, оптимальные для заказчика. А если эти предложения еще и уникальны, то заказчик моментально оценит преимущества.
CNews: Какие наиболее интересные и востребованные решения есть в вашем продуктовом портфеле? Чем был обусловлен их выбор?
Андрей Гнездилов: Получая новые компетенции, «Verysell Проекты» выходит на рынок, охватывая весь комплекс бизнес-задач предприятий. Наша компания способна удовлетворить интересы как владельцев бизнеса, так и администраторов процессов. Сейчас в нашем продуктовом портфеле есть решения в области систем электронного документооборота, универсальное решение для автоматизации автотранспортных предприятий TransBase, решения по управлению ИТ-инфраструктурой ITIL/ITSM. Кроме того, в прошлом году мы расширили портфель услуг за счет решений компаний Oracle и Quest Software.
CNews: Каковы основные задачи и планы развития бизнеса вашей компании на 2008 год?
Андрей Гнездилов: Главная задача Verysell не меняется уже много лет — это усиление своей позиции на отечественном ИТ-рынке. Для этого нам нужно применять и развивать опыт и знания во всех реализуемых проектах и одновременно пробовать и развивать новые направления. В ближайшее время нам предстоит диверсифицировать портфель услуг, расширить географию присутствия, а также продолжить программу слияний и поглощений.
CNews: Спасибо.