|
|
Обзор
Рынок ИТ: итоги 2008За год усилились рыночные позиции всех основных игроков антивирусного рынка России за исключением Norton Antivirus. Доля последнего сократилась вдвое. Самым распространенным антивирусом остается «Касперский» с 35%-й долей домашних и 38% рабочих ПК, отмечают в «Ромир».
Самым популярным антивирусом в России остается «Антивирус Касперского». В феврале 2009 г. такое название было знакомо 90% респондентов, опрошенных «Ромир» в онлайне. Второе место по узнаваемости занял Dr.Web, знакомый 78% пользователей. Третью позицию удерживает Eset Nod32 с 70%. При этом мировой лидер Norton Antivirus знаком только 60% пользующимся интернетом россиян. 48% знакомо название Avast, и, наконец, каждый пятый (20%) знает другие антивирусные продукты.
Всего лишь 2% принявших участие в опросе «Ромир» заявили, что на их домашние компьютеры не установлен никакой антивирус. Еще 1% затруднился ответить, стоит ли у них антивирус, и какой именно. Таким образом, не более 3% домашних компьютеров, выходящих в Рунет, не защищены антивирусным ПО.
Самым распространенным антивирусом также остается «Касперский» с 35%-й долей домашних и 38% рабочих ПК. Второе место у Nod32 (28 и 20% соответственно), третье — у бесплатного Avast (14 и 7%).
Второй известный российский антивирусный бренд Dr.Web – четвертый по списку. Им пользуются 12% домашних и 11% корпоративных пользователей ПК. Мировой лидер антивирусного рынка Symantec со своим Norton Antivirus занимает всего лишь 4%-ю долю домашних и 6% рабочих компьютеров. Интересно, что, по крайней мере, в сегменте личных ПК за год Norton претерпел двукратное падение: в апреле прошлого года, согласно исследованиям «Ромир», он был установлен на 8% домашних компьютеров. Исключая Norton Antivirus, прочие лидеры отечественного антивирусного рынка за год выросли.
Антивирусы, инсталлированные на российских ПК
Отчет «Ромир», февраль 2009 (домашние/рабочие ПК), % | Отчет «Ромир», апрель 2008 (домашние ПК), % | Отчет «Комкон», май 2008 (домашние/рабочие ПК), % | |
Антивирус Касперского | 35/38 | 30 | 37,6/31 2 |
Nod32 (Eset) | 28/20 | 25 | 24,2/15,6 |
Avast | 14/7 | 12 | 13,2/5,1 |
DrWeb | 12/11 | 10 | 13,2/10,1 |
Norton Antivirus (Symantec) | 4/6 | 8 | 8/7,1 |
Panda | Нет данных | Нет данных | 3,1/1,2 |
McAfee | Нет данных | Нет данных | 1,2/1,4 |
Другие | 4/4 | 15 | 5,7/3,6 |
Антивирус не установлен | 2/5 | Нет данных | Нет данных |
Затруднились с ответом | 1/9 | Нет данных | 6/14,5 |
Источники: «Ромир» и «Комкон»
«Ромир» в феврале 2009 г. и «Комкон» в мае 2008 г. проводили исследования по заказу Eset. Исследование «Ромир» в апреле 2008 г. было сделано по заказу «Лаборатории Касперского».
Интересно заметить, что опубликованные данные февральского исследования «Ромир» касаются распространенности антивирусов без учета их лицензионной чистоты. Однако, в декабре прошлого года тот же «Ромир», изучая доли инсталляций на домашних ПК лицензионных антивирусов, получил несколько иное распределение.
На рынке антивирусов, за которые пользователь заплатил деньги, с двукратным отрывом лидирует тот же «Касперский», причем его доля на легальном рынке (47%) выше, чем на традиционном смешанном легально-пиратском (35%). Аналогичная ситуация у Dr.Web: у него доля на рынке лицензионных копий выше, чем на традиционном: 14% против 12%.
Лицензионные антивирусы, инсталлированные на домашних ПК в России, %
Антивирус Касперского | 47 |
Nod32 (Eset) | 24 |
DrWeb | 14 |
Avast | 4 |
Norton Antivirus (Symantec) | 4 |
Другие | 7 |
Источник: «Ромир»
Исследование проведено «Ромир» по заказу «Лаборатории Касперского» в декабре 2008 г.
Обратную картину можно наблюдать только на распределениях Eset Nod32: хотя общероссийская распространенность продукта составляет 28%, на рынке лицензионных копий он занимает только 24%. «Некоторые компании для активного повышения узнаваемости своего бренда и распространенности продуктов поощряют нелегальное использование своих программ», — говорит Олег Гудилин, руководитель отдела стратегического маркетинга «Лаборатории Касперского» в регионе ЕЕМЕА.
По мнению главы российского представительства Eset Андрея Албитова, замеры лицензионного рынка «весьма условны»: «Одни респонденты не готовы сознаться в том, что у них стоит пиратский софт, другие просто не знают наверняка, стоит у них лицензионное ПО или пиратское, потому что его установкой занимался другой человек – член семьи, знакомый и т.д. Намного более “живая” статистика возникает при анализе ответов на вопрос “Какой антивирус установлен на имеющихся у вас дома компьютерах?”».
Владислав Мещеряков