|
|
Обзор
Рынок ИТ: итоги 2008Мировые продажи персональных компьютеров в 1-м квартале 2009 г. упали, по самым пессимистичным оценкам, на 7,1%. В регионе EMEA показатель сократился на 10%, при этом худшие результаты у России, Украины и Казахстана. По прогнозам аналитиков, рынку ПК предстоит пережить в 2009 г. сильнейшее падение за свою историю. Рост ожидают только в сегменте дешевых мобильных систем, однако вряд ли им удастся "вытянуть" весь сектор.
Мировой рынок ПК, привыкший за последнее время к ежегодным темпам роста около 15%, по итогам 2008 г. зафиксировал лишь 10,5%. Мировой кризис не замедлил сказаться на результатах отрасли, хотя основные потрясения для него, по словам и аналитиков, и самих игроков, еще впереди. Оптимистичные прогнозы начала 2008 г., разумеется, не оправдались, при том, что объем поставок за 4 квартал снизился не так уж драматично – всего на 0,4% по сравнению с аналогичным периодом 2007 г., отмечают в IDC.
При все более ужесточающейся конкуренции на рынке ПК распределение мест в Топ5 не изменилось ни по результатам 4 квартала, ни по результатам всего 2008 года. Примечательно, что совокупные объемы продаж у ключевых производителей все же выросли – наиболее заметно, по традиции, у сфокусированных на мобильных ПК Acer (53,3%) и Toshiba (25,1%).
Мировой рынок ПК в 2008 г.
Вендор | 2008 г. Объем продаж, тыс. шт. | Доля рынка, % | 2007 г. Объем продаж, тыс. шт. | Доля рынка, % | Рост за год, % |
HP | 56 971 | 19,2 | 50 559 | 18,8 | 12,7 |
Dell | 44 438 | 15 | 40 017 | 14,9 | 11 |
Acer | 32 506 | 10,9 | 21 205 | 7,9 | 53,3 |
Lenovo | 21 905 | 7,4 | 20 234 | 7,5 | 8,3 |
Toshiba | 13 713 | 4,6 | 10 961 | 4,1 | 25,1 |
Другие | 127 708 | 43 | 126 074 | 46,9 | 1,3 |
Итого | 297 240 | 100 | 269 051 | 100 | 10,5 |
Источник: IDC, 2009 (предварительные оценки)
Мировые продажи персональных компьютеров в 1-м квартале 2009 г. в численном выражении сократились по сравнению с 1-м кварталом прошлого года на 6,5% до 67,2 млн штук, по предварительным оценкам Gartner. По данным же IDC, продажи ПК, включая настольные и мобильные системы и исключая серверы, уменьшились за этот период на 7,1% до 63,4 млн штук. В любом случае пока эти показатели "лучше" тех, что обещали пессимистичные прогнозы конца 2008 г. Вероятно, рынку очень помог сохранившийся спрос на дешевые устройства – нетбуки.
В Intel же и вовсе предполагают, что мировые продажи компьютеров в 1-м квартале 2009 г. преодолели низшую точку, и далее спрос будет повышаться. Поводом для оптимизма крупнейшего производителя микрочипов стали собственные финансовые результаты за 1 кв. 2009. Хотя корпорация и продемонстрировала снижение чистой прибыли на 55% (до 647 млн долл. по сравнению с 1,44 млрд долл. в 1 кв. 2008 г.), и выручки на 26% (до 7,15 млрд долл. против 9,67 млрд долл. годом ранее), тем не менее, эти показатели оказались выше прогнозов аналитиков, которые вообще ожидали, что Intel уйдет в минус. Ситуация выглядит радостно еще и потому, что 1 и 2 кварталы года считаются традиционно непростыми для производителей полупроводников.
Однако ни в Intel, ни в Gartner пока не готовы делать уверенные прогнозы на весь год. В целом на восстановление потребительской активности рассчитывать пока рано, говорят аналитики. "Компании приступили к пополнению складских запасов. Это пока еще не означает, что потребительский спрос начал увеличиваться", - замечает директор по исследованиям Gartner Джордж Шиффлер (George Shiffler).
Прогноз динамики мирового рынка ПК в 2009 г.
Источник: CNews Analytics, Gartner, 2009
По ожиданиям Gartner, рынок ПК в 2009 г. может сократиться на 12% - до 257 млн компьютеров. Предполагается, что из них около 156 млн составят мобильные ПК и около 101 млн – настольные. Продажи первых за год увеличатся на 9%. Продажи десктопов упадут на 32%. Если эти прогнозы сбудутся, это значит, что в 2009 г. рынок ПК переживет сильнейшее падение за всю свою историю.
Первая пятерка крупнейших поставщиков сохранилась в 1 кв. 2009 г. в прежнем составе, однако претерпела заметные изменения. HP заняла по поставкам 19,8% мирового рынка. За первые три месяца текущего года компания реализовала 13,3 млн персональных компьютеров - на 2,6% больше, чем за аналогичный период 2008 г. Доля Dell при этом сократилась почти на 17% до 13,1%. Второй по величине компьютерный вендор в первом квартале продал 8,79 млн систем.
Предварительные объемы продаж ПК в мире за первый квартал 2009 г., млн штук.
Вендор | Продажи в 1-м кв. 2009 г. | Доля рынка в 1-м кв. 2009 г.(%) | Продажи в 1-м кв. 2008 г. | Доля рынка в 1-м кв. 2008 г.(%) | Рост за год (%) |
HP | 13305 | 19,8 | 12974 | 18,1 | 2,6 |
Dell | 8789 | 13,1 | 10579 | 14,7 | -16,9 |
Acer | 8758 | 13 | 6911 | 9,6 | 26,7 |
Lenovo | 4430 | 6,6 | 4798 | 6,7 | -7,7 |
Toshiba | 3688 | 5,5 | 3115 | 4,3 | 18,4 |
Другие | 28239 | 42 | 33467 | 46,6 | -15,6 |
Всего | 67209 | 100 | 71846 | 100 | -6,5 |
Источник: Gartner, 2009
Сократилась и доля китайской Lenovo, хотя и менее заметно – на 7,7%. Азиатским же Acer и Toshiba удалось продемонстрировать рост – на 26,7% и 18,4% соответственно.
Дешевые компьютеры и мини-ноутбуки сохранили прежний объем продаж на американском рынке – в итоге этот рынок сократился на незначительные 0,3%. В первую пятерку поставщиков на рынке США вошли Hewlett-Packard, Dell, Acer, Apple и Toshiba. При том что доли HP и Dell в Америке все еще близки – 27,7% и 26,2%, соответственно, первый вендор продемонстрировал в 1 кв. 2009 г. рост на 11,1%, а второй – спад на 16,3%.
Предварительные объемы продаж ПК в США за 1-й квартал 2009 г., млн штук
Вендор | Продажи в 1-м кв. 2009 г. | Доля рынка в 1-м кв. 2009 г.(%) | Продажи в 1-м кв. 2008 г. | Доля рынка в 1-м кв. 2008 г.(%) | Рост за год (%) |
HP | 4228 | 27,7 | 3804 | 24,8 | 11,1 |
Dell | 3996 | 26,2 | 4775 | 31,2 | -16,3 |
Acer | 2076 | 13,6 | 1389 | 9,1 | 49,4 |
Apple | 1135 | 7,4 | 1148 | 7,5 | -1,1 |
Toshiba | 1005 | 6,6 | 840 | 5,5 | 19,6 |
Другие | 2837 | 18,6 | 3371 | 22 | -15,8 |
Всего | 15276 | 100 | 15327 | 100 | -0,3 |
Источник: Gartner, 2009
Доля компании Apple сократилась за 1 кв. 2009 г. на 1,1%. По словам аналитиков, на продажах Apple сказались более высокие цены на ее продукцию. Однако, в отличие от рынка США в целом, на котором средняя стоимость ПК за год сократилась на 20%, средняя стоимость компьютеров Macintosh не изменилась.
Увереннее всего чувствовали себя в США азиатские компании. Acer показала рост на 49,4%, Toshiba – на 19,6%.
Продажи компьютеров в Азиатско-Тихоокеанском регионе составили 18,2 млн штук, что на 5,5% меньше по сравнению с 1-м кварталом 2008 г. Японские продавцы не скупились на рекламу и розничные акции, поэтому потребительский сектор здесь пострадал в меньшей степени, чего нельзя сказать о профессиональных системах. В Японии продажи компьютеров сократились на 3,8% до 3,6 млн штук. Благодаря низкой стоимости мини-ноутбуков и доступных цен на мобильные ПК начального класса розничный спрос на компьютеры в Японии в 1-м квартале года вырос на 17%. Однако его нивелировало падение продаж в корпоративном сегменте.
В Латинской Америке продажи компьютеров сократились на 12,4% до 5,5 млн штук. Поставщики в странах этого региона к концу 2008 г. запаслись чрезмерными объемами продукции и на фоне низкого спроса не спешат делать новые заказы.
Европейскому рынку повезло меньше всех. Здесь было зафиксировано двузначное падение продаж – на 10,2%. Всего в регионе EMEA (Европа, Ближний Восток и Африка) в 1-м квартале 2009 г. было продано 22,7 млн компьютеров. Как отмечают аналитики Gartner, такого падения продаж регион еще не видел. По данным IDC, рынок EMEA сократился впервые с 2001 г. Спрос упал на все виды компьютеров и в особенности на профессиональные системы. Худшие результаты показали Россия, Украина и Казахстан. В пятерку крупнейших вендоров в регионе вошли HP, Acer, Dell, Toshiba и Asus.
В IDC отмечают, что в Западной Европе продажи компьютеров остались практически на прежнем уровне – в 1 квартале 2009 г. было продано 14,94 млн против 15,06 млн год назад. В Центральной и Восточной Европе, включая Польшу, Венгрию, Хорватию, Болгарию, Румынию, Украину и Россию, ситуация совершенно иная. В этих странах в сумме было продано 3,02 млн компьютеров против 5,11 млн год назад – падение продаж в численном выражении составило 41%. Как говорят аналитики, это связано с обвалом кредитного рынка – значительно сократилось число кредитных линий, требования к заемщикам стали более жесткими. А в странах региона CEE большое количество ПК покупалось именно в кредит.
Динамика продаж ПК в Европе, 1 кв. 2009/2008
Источник: CNews Analytics, IDC, 2009
"Вполне предсказуемый результат, - комментирует вице-президент IDC EMEA Systems Infrastructure Solutions Кэрин Паоли (Karine Paoli). – Рецессия коснулась всех регионов. Наиболее сильные экономики пострадали меньше, чем развивающиеся страны. Большим спросом пользовались дешевые мини-лэптопы, благодаря которым продажи оказались не такими удручающими, какими могли быть. Это касается, прежде всего, Западной Европы". Продажи мини-лэптопов в Западной Европе за год выросли до 2,5 млн штук. "В последующие кварталы падение продаж в странах CEE продолжится, - говорит аналитик IDC Стефаниа Лоренц (Stefania Lorenz). – Здесь лишь несколько стран показали положительную динамику – среди них Чехия и Словакия".
В представительстве Toshiba в странах СНГ и Балтии предполагают, что в России снижение может составить более 40%. При этом серьезный спад в краткосрочной перспективе, по ожиданиям вендора, обозначит формирование отложенного спроса, который реализуется в среднесрочной перспективе. С появлением, во-первых, сетей WiMAX и, во-вторых, выходом Windows 7 продажи персональных компьютеров снова вырастут, прогнозируют в Toshiba.
Сергей Попсулин