|
|
Обзор
Рынок ИТ: итоги 2008Рынок суперкомпьютеров по-прежнему остается в числе самых быстрорастущих секторов ИТ-индустрии. За 2008 год этот сегмент в России вырос примерно на 30%. И мог бы показать еще большие темпы, если бы не ряд "болезней", которыми страдает российская суперкомпьютерная отрасль. Главной из них эксперты считают "авитаминоз" - тотальный дефицит специалистов, способных развивать рынок.
Финансовые итоги 2008 года в российской суперкомпьютерной отрасли относительно скромны на фоне всего ИТ-рынка – около 80 млн долл. Однако примечателен не столько объем, сколько динамика этого сегмента. В 2007 году рынок оценивался в 60 млн долл., то есть годовой прирост составил 33%. В настоящее время лишь немногие сегменты ИТ-рынка могут похвастаться такими темпами. При этом игроки отмечают, что некоторые проекты были перенесены на 2009 год, а значит, показатель мог оказаться еще значительнее. В 2009 году эксперты прогнозируют дальнейший рост примерно на 30-40%, до 100-120 млн долл.
Что примечательно, российский рынок демонстрировал рост на фоне падения глобального рынка суперкомпьютеров. Вице-президент IDC по направлению HPC приводит следующие данные: в 2008 году объем мирового рынка сократился на 4,2% и составил 9,6 млрд долл., прогноз аналитиков на 2009 год – дальнейшее падение примерно на 5,4%. Начало глобального роста IDC ожидает лишь в 2010, когда рынок поднимется на 9%, а к 2012 году его объем составит 11,7 млрд долл.
Динамика мирового HPC-рынка
Источник: "Т-Платформы", 2009
Российские производители суперкомпьютеров с гораздо большим оптимизмом смотрят в будущее. По их оценкам, динамика роста в ближайшие годы сохранится, и к 2012 году российский HPC-рынок может превысить отметку 300 млн долл.
Динамика российского HPC-рынка
Источник: "Т-Платформы", 2009
Основной причиной положительной динамики является то, что рынок растет в основном за счет сверхбольших проектов, которые планируются и согласовываются в течение нескольких лет. В своих прогнозах аналитики и игроки опираются на планы крупнейших заказчиков (в том числе и государства), которые намереваются создавать свои суперкомпьютерные центры в ближайшие годы.Несмотря на впечатляющую динамику, эксперты утверждают, что рост мог быть значительно больше – свыше 100% в год. Основным тормозящим фактором называют тотальный дефицит специалистов, способных развивать рынок. "Проблема в том, что большинство российских предприятий даже не подозревает, какую пользу может принести им использование суперкомпьютерных вычислений", - говорит Андрей Кузнецов, генеральный директор компании "Т-Сервисы". На западе ситуация иная - жизненную важность суперкомпьютеров признают практически во всех развитых странах. Совет по конкуренции США (Council on Competitiveness) опросил 52 компании, являющихся лидерами в таких областях, как энергетика, автомобильная промышленность, аэрокосмическая отрасль, фармацевтика, биомедицина, химпроизводство, производство полупроводников и разработка ПО. Абсолютно все опрошенные сказали, что суперкомпьютерные вычисления являются основополагающим элементом их бизнеса, а три четверти компаний просто не могут обойтись без суперкомпьютеров. По словам Андрея Кузнецова, наша страна страдает от "авитаминоза": не хватает "кадровых витаминов" - тех, кто мог бы продемонстрировать компаниям выгоду высокопроизводительных расчетов и постепенно сделать их неотъемлемой частью бизнеса. Сейчас в России насчитывается всего несколько сотен специалистов по суперкомпьютерным расчетам, а реальные потребности исчисляются тысячами, если не десятками тысяч.
Кроме дефицита профессионалов, традиционным препятствием для развития рынка является очень высокая стоимость оборудования и ПО. Стоимость постройки суперкомпьютера сейчас составляет 150-200 тыс. долл. за каждый ТФлопс (триллион операций с плавающей точкой в секунду) с учетом инженерной инфраструктуры, при этом владелец суперкомпьютера должен быть готов к большим постоянным затратам на его содержание – в частности, энергопотребление суперкомпьютера может составлять 5-8 КВт на ТФлопс.
Гораздо больше денег владельцам суперкомпьютеров приходится выкладывать за специализированное ПО для параллельных вычислений. Один специализированный пакет, например, для гидрогазодинамических расчетов, сейчас стоит 200-400 тыс долл. А если суперкомпьютер приобретается для широкого круга задач (как обычно и бывает), то стоимость пакета всех необходимых программ измеряется миллионами долларов.
Тем не менее, несмотря на большие затраты по созданию и обслуживанию суперкомпьютерных центров, основной проблемой рынка все же считают отсутствие специалистов по расчетам – найти деньги, оказывается, проще, чем грамотные кадры.
Главными игроками на российском суперкомпьютерном рынке уже давно являются три основных производителя – IBM, Hewlett Packard и Т-Платформы. В 2008 году потеснить "большую тройку" попробовала американская SGI, но кардинально изменить расклад сил ей не удалось.
По большому счету, российский производитель на рынке суперкомпьютеров сейчас один – Т-Платформы. Другие отечественные компании и организации либо имеют на своем счету единичные небольшие проекты, либо просто поставляют оборудование других вендоров. Весной 2008 года о выходе на российский рынок объявила компания Dell, но из-за отсутствия собственной экспертизы по строительству и настройке суперкомпьютерных систем дальше заявлений дело не пошло. Более заметных успехов в прошедшем году добилась SGI, реализовавшая громкий проект в Росгидромете, который попал на 8-ю строчку рейтинга Топ 50 самых мощных суперкомпьютеров СНГ.
Измерить финансовые доли игроков рынка довольно затруднительно, поскольку производители (а зачастую и заказчики) не всегда готовы открывать информацию о стоимости проектов. Однако для суперкомпьютеров самым важным параметром является не цена, а производительность – именно она является главной характеристикой любого проекта и всегда известна. Поэтому даже корректнее будет сравнивать доли производителей по суммарной производительности построенных ими суперкомпьютеров, или, иначе говоря, доли на рынке суперкомпьютерных мощностей. Подчеркнем, что измеряются доли именно разработчиков суперкомпьютерных систем, поэтому проекты, реализованные интеграторами на сторонних платформах, пошли в зачет соответствующим производителям.
Рынок суперкомпьютеров в России, 2007
Источник: "Т-Платформы", 2009
По данным портала SuperComputers.ru, в 2008 году суммарная пиковая производительность построенных суперкомпьютеров (включая апгрейд и модернизацию) составила 310,37 ТФлопс, что на 49,3% больше аналогичных показателей 2007 года. Новых проектов было реализовано меньше, чем в 2007 году (38 против 40), однако средняя производительность систем выросла больше чем на в полтора раза - с 5,20 ТФлопс до 8,17 ТФлопс. В рейтинге ТОП 500 мощнейших суперкомпьютеров мира количество российских систем увеличилось до 8.
Рынок суперкомпьютеров в России, 2008
Источник: "Т-Платформы", 2009
Прошедший год ознаменовался сменой лидера – корпорация IBM уступила первое место Hewlett Packard, которую едва не догнала самая быстрорастущая компания - российская "Т-Платформы". За год доля единственного отечественного производителя выросла в абсолютном выражении на 102,7%, в то время как Hewlett Packard выросла на 55,5%, а IBM снизила свою долю на 13,6%. Таким образом, основной вклад в рост рынка внесли "Т-Платформы" и Hewlett Packard.
По итогам 2008 года у Hewlett Packard 36% рынка, "Т-Платформы" – 30,6%, IBM – 22,1%. Новичком года является Silicon Graphics, реализовавшая единственный проект, который позволил компании превратиться из миноритария рынка в довольно заметного игрока с долей 8,7%.
Темпы роста производительности, 2007-2008
Источник: "Т-Платформы", 2009
Самый мощный суперкомпьютер России по-прежнему на счету HP – это МВС-100К, установленный в Межведомственном суперкомпьютерном центре РАН с пиковой производительностью 95,04 ТФлопс. Второе место – за Т-Платформы с системой СКИФ МГУ "Чебышев", пиковая производительность 60 ТФлопс. Третье место опять у HP с суперкомпьютером РНЦ "Курчатовский институт", четвертое – за IBM с суперкомпьютером факультета ВМиК МГУ Ломоносова. В первой десятке рейтинга Топ 50, который ведет SuperComputers.ru, больше всего систем у HP, а в целом по списку лидером является "Т-Платформы", 18 систем которой относятся к мощнейшим суперкомпьютерам России.
По итогам 2008 года основными заказчиками суперкомпьютеров по-прежнему являются научные и образовательные организации. По сути, это означает, что крупнейший заказчик сейчас – государство. Тем не менее, постепенно растет доля и других отраслей, хотя по сравнению с западными рынками российский выглядит довольно отсталым.
Большинство реализованных проектов в 2008 году пришлось на сектор науки и образования. Основные заказчики – университеты, научно-исследовательские центры и другие академические организации. Практически все они являются бюджетными структурами, а значит, львиная доля денег на строительство суперкомпьютерных центров идет из кармана государства.
Крупные проекты также реализуются в стратегическом секторе, когда создаются отраслевые или ведомственные суперкомпьютерные центры. Доля промышленности и добычи ископаемых пока очень мала, и это вновь подтверждает низкую "культуру потребления" суперкомпьютерных вычислений в нашей стране.
Российский рынок суперкомпьютеров в отраслевом разрезе, 2008
Источник: "Т-Платформы", 2009
Ситуация в мире выглядит совершенно иначе. Государство и в западных странах играет заметную роль, однако роль других отраслей гораздо выше, чем в России, а само количество отраслей, использующих суперкомпьютеры, гораздо больше. Высокопроизводительные вычисления с большим успехом применяются не только в промышленности и добыче природных ископаемых, но и в медицине и химии, в телекоммуникациях и при создании компьютерной графики.
Мировой рынок суперкомпьютеров в отраслевом разрезе, 2008
Источник: "Т-Платформы", 2009
В долгосрочной перспективе российский рынок будет двигаться к западной модели – роль государства будет постепенно уменьшаться, при этом будет возрастать роль промышленности и добывающих компаний. По мнению аналитиков, наиболее вероятным путем развития является модель создания больших отраслевых суперкомпьютерных центров – например, в авиастроении и судостроении. Ресурсы этих центров будут распределяться между отраслевыми предприятиями. Ключевым фактором, который необходим для внедрения суперкомпьютеров в производственный процесс, является технологическая экспертиза. На данный момент лишь считанные организации располагают собственными специалистами по промышленному моделированию, поэтому, вероятнее всего, отраслевая техническая экспертиза будет сосредоточена в создаваемых центрах. Таким образом можно будет преодолеть дефицит кадров, считают эксперты.
Одной из самых крупных задач в нефтегазодобыче сейчас является обработка данных сейсморазведки, позволяющая определить наиболее вероятное место залегания нефти и смоделировать нефтяной резервуар. Эти расчеты по определению относятся к ресурсоемким, и здесь использование суперкомпьютеров позволяет не только сократить время георазведки, но и увеличить коэффициент извлечения на старых, истощенных месторождениях (кстати, при их разработке нефтяным компаниям обещаны большие налоговые льготы). С учетом той роли, которую играет нефтегазовая отрасль в экономики нашей страны, можно с большой уверенностью прогнозировать стабильный рост числа суперкомпьютерных проектов в этой области.
Видео-индустрия является традиционным потребителем высокопроизводительных систем (в первую очередь рендер-ферм для компьютерной графики), но количество суперкомпьютерных проектов здесь зависит от общего положения в российском кинематографе. Прошлый год начался весьма бравурно, однако кризис заставил многие студии приостановить большое количество проектов, поэтому в ближайшие годы вряд ли стоит ожидать роста суперкомпьютерных проектов в видео-индустрии.
Виктор Кожевников