|
|
Обзор
Рынок ИТ: итоги 2008CNews: Как уже повлиял глобальный кризис на рынок ИТ – по вашим наблюдениям? Насколько серьезно, в частности, пострадал сектор компьютерного оборудования?
Денис Кутников: Из-за девальвации национальной валюты существенно выросли цены на импортные товары, к которым относится и ИТ. В итоге продукты, которые раньше стоили, например, 30000 рублей и были вполне доступны для большинства покупателей, сейчас поднялись в цене до 45000 рублей и выше, оказавшись по большей части невостребованными. В результате большинству производителей и поставщиков пришлось компенсировать разницу в ценах, с тем, чтобы вывести их на прежний уровень, и тем самым стимулировать сбыт. Потери, безусловно, оказались велики.
CNews:Можно ли сказать, что в целом 2008 г. складывался для поставщиков мобильных систем неплохо – особенно с учетом бума нетбуков во 2 полугодии? Насколько это направление поддержало и поддерживает, например, ваш бизнес?
Денис Кутников: Нет, я бы не сказал, что год был хорошим в целом для поставщиков мобильных систем. Отличное начало года и здоровый оптимизм большинства вендоров привели к великолепной готовности к сезону «снова в школу», однако начавшиеся проблемы снизили спрос, в том числе и на нетбуки, рынок оказался перенасыщен.
Несмотря на серьезную ценовую конкуренцию, доля нетбуков Acer Aspire One в розничных продажах в России варьировалась от месяца к месяцу от 27% до 40% в течение 2008 года. Этот результат говорит о признании потребителями высокого качества продуктов Acer в сегменте нетбуков в том числе.
CNews: Ожидаете ли вы сохранения спроса на дешевые мини-устройства – или даже его усиления на фоне кризиса?
Денис Кутников: На мой взгляд, период, когда мини-устройство считалось заменой обычного ноутбука, уже прошел. Сейчас потребитель вполне понимает, что это разные устройства, для разных сценариев использования. Разумеется, на фоне общего снижения объемов потребления ИT их рост кажется заменой стандартных устройств, но все-таки это именно покупки людей, вполне отдающих себе отчет в том, зачем им нужно это устройство, как они будут им пользоваться, и, как правило, покупка совершается в дополнение к обычному ноутбуку.
Считаю, что несомненным стимулом роста спроса на нетбуки станет развитие сетей третьего поколения. Например, в апреле этого года в числе нескольких мобильных ПК Acer со встроенным модулем WiMax, компания представила легкий и тонкий нетбук Aspire One в 10-дюймовом форм-факторе. Также мы видим большие перспективы в бизнес-сегменте и совместных проектах с крупными сотовыми операторами.
CNews: В каких вообще потребительских нишах кризис оказался наиболее заметен, на ваш взгляд?
Денис Кутников: Если говорить о ценовых сегментах, то сейчас заметно сильное снижение спроса в низком ценовом сегменте, там, где появлялись именно новые пользователи, а также крайне серьезные потери в сегменте выше 30-35 тысяч рублей.
CNews: Какие изменения, в связи с экономическим спадом, вы отмечаете на рынке ИТ в России? Как в соответствии с этим изменились стратегии игроков – глобальных и локальных? Кто из них пострадал в большей степени?
Денис Кутников: В первую очередь, безусловно, пострадали глобальные игроки, связанные напрямую с валютными рисками. У локальных игроков и объемы, и, соответственно, потери меньше. Если говорить о сбытовых сетях, то тут заметно изменение сценария поставок: раньше на полках продавцов был неплохой спектр техники, а сейчас на полки ставится только то, что гарантировано будет продано, как по сценарию использования, так и по цене.
CNews: За счет чего поставщики ПК могут сегодня выжить, на ваш взгляд?
Денис Кутников: Если откровенно, то поставщикам нужны новые технологии, которые заставят потребителя опять заменять свой компьютер на новый. Это могут быть и новые программные продукты (Windows 7, ожидаемая этим летом), и новые технологии в части «железа». Для Acer основным двигателем в этом году, безусловно, станет новая линейка TimeLine, которая при весьма доступной цене обеспечит потребителей действительно мобильными и долго-работающими от батарей продуктами, от 8 часов и выше.
CNews: Сохранятся ли, по вашему мнению, ставшие уже традиционными в этой отрасли маркетинговые войны? Или наоборот, вендоры сократят свои рекламные бюджеты и будут искать другие пути продвижения?
Денис Кутников: Вендоры, безусловно, сократят свои бюджеты в этом году, а вот сбытовые сети – нет. Они будут только увеличивать свои затраты, требуя компенсаций с вендоров.
CNews: Какой антикризисной стратегии придерживается Acer в сложившихся условиях? На каких направления, в частности, предполагается сфокусироваться?
Денис Кутников: Не хотелось бы раскрывать все секреты, но если вкратце – новые продукты, еще более доступные цены, оптимизация линеек и технологий.
CNews: Каких изменений вы ждете в этом году в расстановке сил на рынке ПК – в мире и в России?
Денис Кутников: Сложно предположить, кто на что окажется способен, так как в каждом регионе и стране ситуация различается. В России, скорее всего, произойдет очередное усиление глобальных поставщиков, и снижение интереса к этой области от «старых» новых компаний. Если говорить о международных поставщиках, то соперничество между первой пятеркой будет сильным как никогда.
CNews: Какой спад вы прогнозируете по итогам 2009 г.? Смогут ли «вытянуть» рынок какие-либо новинки?
Денис Кутников: Исследовательские агентства пока разнятся в прогнозах этого года. Одни предсказывают 30% падение, другие – что падения не будет, но не будет и роста. Мы склоняемся ко второму мнению, в натуральном исчислении рынок ноутбуков останется на уровне прошлого года, в основном за счет увеличения доли нетбуков, а в денежном выражении он, разумеется, сократится процентов на 25. Новинки, безусловно, будут. Это и появление новой серии TimeLine, и нетбуки с диагональю экрана 11.6”. Мы рассчитываем, что на эти продукты сразу же придется до 40% наших продаж.
CNews: Спасибо.