|
|
Обзор
Рынок ИТ: итоги 2008CNews: Как уже повлияло на российский ИТ-рынок изменение экономической ситуации в нашей стране, по вашим наблюдениям?
Николай Зезюлинский: Информационные технологии по своей сути выполняют обслуживающую функцию по отношению к бизнесу. Все то, что происходит в экономике, естественным образом отражается на состоянии дел в нашем секторе. Поэтому в принципе не может сложиться такой ситуации, когда всюду плохо, а у нас хорошо. В целом на рынке ИТ-услуг спад налицо, но мы пока не знаем, в какой точке этого спада находимся. Трудно сказать, нужно ли готовиться к еще более тяжелым временам или жизнь уже становится лучше. А от этого понимания зависит тактика компании.
Последствия спада достаточно очевидны. Средств не так много, как раньше, соответственно, для всех заказчиков экономия стала главной стратегией. Ясно, что в этой ситуации усиливается конкуренция, и в условиях всеобщей неопределенности требуется внимательно следить за расходами. Поскольку никто не знает, сколько он сможет заработать, значит - надо как можно меньше тратить.
При этом следует отметить, что в сегменте ИТ-услуг не происходит мгновенных изменений. Проектный бизнес – это работы, которые длятся не менее полугода. Поэтому влияние кризиса мы начинаем ощущать постепенно. Эта инерционность помогла рынку ИТ-услуг, на котором работает наша компания, сохранить устойчивость. Но она же, на мой взгляд, таит в себе и некоторую опасность – прежде всего, своей неопределенностью.
CNews: Аналитики говорят о спаде ИТ-рынка в среднем на 25-30% с момента начала кризиса. Насколько вы разделяете подобные оценки?
Николай Зезюлинский: Да, наверное, эти цифры в наибольшей степени близки к истине. Но при этом надо понимать, что разные сегменты ИТ-рынка пострадали не в равной степени. Наверное, самое глубокое падение произошло на рынке продаж лицензий на программное обеспечение (похоже, этот рынок упал примерно на 40%). Продажи оборудования снизились на 20%, по нашим ощущениям. Сегмент ИТ-услуг сократился на 30%. Мы действительно наблюдаем, что какое-то количество запланированных проектов у наших заказчиков не состоялось, а по ряду проектов было сокращено финансирование.
CNews: С какими основными проблемами в новых условиях работы сейчас сталкиваются отечественные разработчики и интеграторы?
Николай Зезюлинский: Все проблемы вытекают из специфики сложившейся экономической ситуации. Например, оказалось, что на растущем рынке нам не хватало времени обращать большее внимание на собственную внутреннюю эффективность. Как и подавляющее большинство компаний, мы решали задачу освоения новых рынков. Причем в условиях жесткого дефицита кадров и наличия инвестиционных средств можно было вести переговоры и в России, и за рубежом по поводу привлечения дополнительных средств на развитие. Сейчас об этом речи не идет. Зато у компаний образовалось время для того, чтобы оптимизировать собственную внутреннюю структуру и повысить эффективность. Подобная задача стоит и перед нами. Еще осенью мы достаточно серьезно ужесточили проектную дисциплину в компании, постарались сделать бизнес-процессы прозрачнее, проще и эффективнее. Но в процессе оптимизации организационной структуры компании мы не проводили существенных сокращений персонала.
Развитие бизнеса должно идти по заранее разработанному бизнес-плану, содержащему расчет инвестиций и требуемых ресурсов. Получаемый через какое-то время результат является следствием того, что данная цепочка была грамотно выстроена. Теперь инвесторов и след простыл, развивать какие-либо новые направления крайне сложно. И это также становится проблемой. Поэтому, в сегодняшних условиях правильным решением для компании будет следующий подход: хорошо делать то, что она уже умеет делать, и не пытаться осваивать какие-либо новые направления. Например, мы в прошлом году вкладывали ресурсы в развитие подразделения по CRM-системам, но сейчас приостановили эту деятельность. Вместо того, чтобы создавать новые компетенции, мы активно развиваем уже имеющиеся.
Основная проблема в новых экономических условиях состоит в том, что денег на рынке стало меньше, проектов стало меньше, и заказчики к каждому затраченному рублю относятся совсем иначе, чем год назад. Они не начинают новые крупные проекты - за исключением тех редких случаев, когда такие проекты являются жизненной необходимостью. В большинстве же случаев заказчики сегодня концентрируются на том, чтобы эффективно использовать то, что уже построено. Раз денег стало меньше - конкуренция на рынке возросла. Поэтому все ИТ-компании сталкиваются с тем, что сейчас сложнее получить достаточный объем работы для того, чтобы сохранить всю команду и выстоять в трудное время. Нам пока это, к счастью, благополучно удается.
CNews: На какие статьи ИТ-бюджета заказчики снизили расходы, по вашим наблюдениям?
Николай Зезюлинский: Говоря о сокращении ИТ-бюджетов, следует помнить о том, какова общая структура затрат на ИТ.
Во-первых, это операционные затраты на поддержку работы существующих систем. Без них обойтись нельзя. Поэтому, данная статья расходов сократится либо минимально, либо останется на прежнем уровне. Кроме того, имеющиеся ресурсы надо использовать с максимальной эффективностью, следовательно, системы надо развивать, создавая интегрированные решения. Именно они смогут дать наибольшие преимущества для бизнеса без дополнительных вложений в ИТ. В подавляющем большинстве случаев бюджеты заказчиков будут направлены на решение двух этих упомянутых задач.
Здесь можно отметить новую тенденцию, достаточно заметную в последние месяцы. Она заключается в том, что заказчикам порою бывает выгоднее выполнять проект своими силами. Если год назад они не могли найти за разумные деньги штатных ИТ-специалистов, то сейчас таких работников на рынке много. Во многих ИТ-компаниях произошли сокращения. Предложение на рынке труда есть, а перегретые ранее зарплаты нормализовались. И заказчики рассуждают следующим образом: «Зачем нам платить ИТ-компании, когда сегодня можно взять к себе в штат хороших ИТ-специалистов и самим реализовать проект. В краткосрочной перспективе это позволит нам сэкономить ИТ-бюджет, а после того, как рынок стабилизируется, мы «продадим» этих специалистов тем ИТ-компаниям, которые выживут после кризиса». Такая позиция заказчиков существенно осложняет жизнь интеграторам. И, вместе с тем, она по многим причинам далеко не всегда и не для всех заказчиков оправдана.
Если говорить о том, какой сегмент в наибольшей степени сейчас может пострадать – то это, наверное, рынок ERP-систем. Затраты на такого рода проекты относятся ко второй группе и являются стратегическими, инвестиционными, они могут быть отложены до лучших времен. А внедрение ERP-системы - это всегда масштабные и длительные проекты, рассчитанные на несколько лет. И сколько бы ни говорили о том, что правильно сначала сделать инвестиции в бизнес, а после реализации проекта его преимущества будут налицо – это все «песня из тучных времен». Сейчас люди преследуют несколько иные цели: сэкономить на всем. Если в результате удастся остаться на плаву, то через некоторое время можно будет снова говорить о вложениях в информационные технологии с целью повышения эффективности бизнеса. А пока масштабные инвестиции в крупные проекты будут большой редкостью.
Тем не менее, существует ряд ИТ-услуг, которые останутся востребованными – например, в силу того, что произошли изменения в действующем законодательстве. В частности, недавно был введен Закон о персональных данных. К январю 2010 года системы, содержащие персональные данные, должны быть приведены в соответствие с новыми законодательными нормами. Это потребует проведения масштабных проектов: закон достаточно сложный, необходим ряд технических и организационных мероприятий для обеспечения этого соответствия. Такого рода объективные «внерыночные» факторы обязательно повлияют на размер формируемых заказчиками бюджетов, и им придется реализовывать соответствующие технические проекты.
CNews: Какой стратегии, по вашему мнению, целесообразно сейчас придерживаться с точки зрения потребителя ИТ-услуг?
Николай Зезюлинский: Поскольку сейчас для большинства компаний - коммерческих заказчиков - речь идет о том, чтобы выжить, то, естественно, сокращение ИТ-расходов будет иметь место. Даже если существует опасность негативного влияния этого на бизнес в долгосрочной перспективе. Но чем-то на данном этапе надо жертвовать. А через какое-то время все вернется на свои места.
Что касается государственных учреждений, то здесь действуют несколько иные законы, поскольку целью подобной деятельности является не получение прибыли, а предоставление услуг населению и повышение уровня организации общества. Мы видим, что наша власть уделяет в последние годы много внимания вопросам автоматизации деятельности государственных институтов. На эти цели направляются существенные бюджеты. И даже при достигнутом уровне оснащения средствами ИТ ощущается определенный эффект. Приняты и осуществляются федеральные целевые программы по поддержке социальной сферы, здравоохранения, охране окружающей среды и т.д. Финансирование этих направлений на текущий год заложено. Соответственно, и у нас продолжаются работы по проектам в госсекторе. Ситуация здесь не критическая.
Помимо этого, за прошедшие годы были созданы государственные стабилизационные фонды. И сейчас – при дефицитном бюджете - страна может спокойно пережить еще несколько лет такого кризиса. Поэтому есть большая надежда, что госсектор станет некоторым островом стабильности для ИТ-рынка, что государство окажет ему существенную поддержку своими заказами.
CNews: Как может измениться, по вашим предположениям, ситуация на рынке ИТ-сервисов? Подешевеет ли предложение поставщиков и насколько существенно? Что нового вы предлагаете своим заказчикам?
Николай Зезюлинский: На наш взгляд, существенно удешевить предложение нам уже не удастся, потому что профессиональный рынок ИТ-услуг существует достаточно долго. Заказчики хорошо информированы и квалифицированы для того, чтобы покупать услуги по конкурентоспособным, оправданным ценам. Возможностей для того, чтобы снизить стоимость собственного предложения по услугам, не так-то много. Другое дело, что можно попытаться сформировать какие-то пакеты услуг, которые окажутся доступнее, чем все предыдущие предложения.
Так, мы специально создали линейку решений для автоматизации среднего бизнеса на основе бизнес-приложений Oracle JD Edwards, реализованных в среде Oracle Business Accelerator. Это решения, максимально учитывающие отраслевую специфику и позволяющие значительно ускорить процесс внедрения при сохранении функциональности базового продукта. По сути - это некоторый набор преднастроек, которые дополняют установку стандартного пакета программного обеспечения. Благодаря этому, снижаются риски, и происходит значительное удешевление проекта при сокращении сроков окупаемости внедрения.
Сейчас мы выводим на рынок решения для торговли, дистрибуции и недвижимости. В рамках программы Oracle Accelerate сформирован также целый пакет средств, обеспечивающий подготовку учебных материалов. Мы уже говорили о том, что сейчас многие заказчики решаются на осуществление ИТ-проектов собственными силами. В этом отношении рыночные тренды и возможности поставщиков решений сходятся. Так что, с точки зрения соответствия рыночным реалиям это наше предложение очень своевременное и, мы надеемся, востребованное.
Еще один пул услуг, который мы начинаем активно продвигать – это комплекс расширенной технической поддержки, получивший название «ФОРСированная поддержка». С первого года существования компании и по сей день у нас действует Центр технической поддержки. Но стандартная поддержка имеет свои ограничения. Поэтому, чтобы обеспечить еще более высокое качество предоставляемых нами услуг, мы предлагаем своим заказчикам воспользоваться комплексом проактивной поддержки с начальным аудитом. Такая услуга уже пользуется спросом, поскольку отвечает потребности заказчиков в обеспечении бесперебойного, эффективного и надежного использования имеющейся ИТ-инфраструктуры. Даже при наличии на рынке достаточного количества специалистов большим вопросом остается их способность поддерживать функционирование критичных для бизнеса систем на должном уровне.
CNews: Какие виды услуг стали сейчас более востребованными и с чем это связано?
Николай Зезюлинский: Все те услуги, которые связаны с обеспечением функционирования систем, с комплексным техническим сопровождением, будут самыми востребованными. Растет спрос на услуги по интеграции бизнес-приложений. У нас за последние годы накоплена большая экспертиза по интеграционным проектам. На этапе роста рынка люди приобретали большое количество разнородных систем (у некоторых наших заказчиков число функциональных решений приближается к 10 и даже больше). Для того чтобы эти решения работали эффективно, они должны быть интегрированными между собой. И сами инструменты интеграции, и услуги по реализации таких проектов сегодня, на наш взгляд, также весьма востребованы.
CNews: Как вы оцениваете итоги своей работы в 2008 г. в целом? Какие проекты «Форс» в 2008 году оказались наиболее интересными с точки зрения масштабов и решаемых задач?
Николай Зезюлинский: Результатами прошлого года мы очень довольны. Бизнес компании вырос где-то полтора раза. Мы росли быстрее рынка, не потеряли рыночную долю, все существующие направления благополучно развивались.
В числе успешных проектов я бы упомянул, во-первых, проекты, которые мы делали в интересах Правительства Москвы. Среди них – создание Среды электронного взаимодействия Метасистемы «Электронная Москва», информационная система обеспечения работы городских организаций в режиме «одного окна» (ИС «Одно окно»), система электронного документооборота Правительства Москвы, «Объединенная диспетчерская служба» и другие. Все они в той или иной степени уже эксплуатируются городскими организациями. Одновременно продолжается и работа над расширением функциональных возможностей созданных нами систем.
Были проекты по совершенно новым для нас продуктам и технологиям. В частности, мы создали учебный стенд в МИИТе, развернув комплекс приложений Oracle по транспортной логистике Oracle Transportation Management. Сам по себе комплекс достаточно нов для рынка и очень перспективен. Он, конечно, требует масштабных вложений. Но институт заинтересован в использовании новых технологий в учебном процессе. И МИИТ стал первым образовательным учреждением в нашей стране, где произошло внедрение этого программного продукта. К тому моменту, когда закончится кризис, вырастут кадры, которые смогут работать с соответствующим комплексом приложений.
Мы также выполнили ряд проектов для Правительства Ханты-Мансийского АО. Проекты включали разработку административных регламентов исполнения государственных функций и предоставления госуслуг, формирование реестра полномочий окружных исполнительных органов власти, создание портала госуслуг и другое. Эти проекты интересны не только с точки зрения технологий, но и тем, что в них сочетаются привычные для нас направления (разработка и интеграция), с начавшим активно развиваться в компании консалтингом.
Кроме того, нами были выполнены несколько крупных проектов для коммерческих структур - создано хранилище данных для Агентства по прогнозированию балансов в энергетике, автоматизировано Казначейство в СИБУРе.
CNews: Как вы предполагаете развивать бизнес в 2009 г.? На каких направлениях будет фокусироваться ваша компания?-
Николай Зезюлинский: Как я уже говорил, сейчас не лучшее время для новых направлений развития. Поэтому наша задача – сконцентрировать свои усилия на том, что у нас лучше всего получается. В первую очередь, эта стратегия подразумевает продвижение тех решений, которые уже имеются в нашем портфолио и которые действительно будут востребованы на рынке.
Мы будем продолжать развивать партнерскую сеть, в которой на сегодняшний момент уже более трехсот компаний. Для партнеров у нас будут новые предложения. Мы готовы предоставить ресурсы, которые помогут партнерам приобрести экспертизу по новым продуктам и технологиям. Благодаря этому, их расходы по созданию новой ниши в бизнесе будут сведены к минимуму.
Еще один момент: сегодня баланс между поиском новых заказчиков и работой с существующими заказчиками смещается для нас в сторону последних. Найти новых заказчиков сейчас, несомненно, сложнее. Кроме того, мы несем определенную ответственность перед своими клиентами, и наша задача - помочь им пройти через эти трудные времена. Поэтому мы стараемся как можно полнее использовать свои внутренние ресурсы и возможности, чтобы вместе достойно выйти на новые рубежи на следующем витке экономического роста.
CNews: Спасибо.