|
|
Обзор
Рынок ИТ: итоги 2009Обзор подготовлен
Основные требования к информационным технологиям диктуются бизнесом, и кризис только подчеркнул этот факт. Любая технология, не обещающая ощутимых коммерческих преимуществ, имеет мало шансов закрепиться на рынке. Востребованными в период глобального сокращения расходов могут стать только те инновации, которые реально повышают эффективность бизнеса.
В современных компаниях бизнес-процессы настолько завязаны на ИТ, что сегодня уже нет никакой возможности отказаться от их использования при ведении бизнеса. В то же время затраты на поддержку ИТ-инфраструктуры растут с каждым годом. Такое положение дел заставляет и заказчиков, и крупнейших ИТ-вендоров активно искать новые пути к сокращению издержек, основываясь на необходимости оптимизировать соотношения между производительностью, соответствием бизнес-требованиям и стоимостью владения. Заказчики не хотят платить за избыточные ресурсы – ресурсы, вообще ими не используемые, либо используемые достаточно редко. В то же время они не хотят остаться без необходимых мощностей в тот момент, когда последние жизненно необходимы.
В целом, концепция "ИТ как услуга" определяется как набор специализированных сервисов, реализующих функционал соответствующих им подсистем корпоративной ИТ-инфраструктуры по месту его востребования в объеме и с качеством, определяемыми сервисным соглашением (Service Level Agreement, SLA). Поставщиками таких сервисов могут выступать как внешние компании – сервис-провайдеры, реализующие услуги аутсорсинга, так и собственные информационные системы, по требованию предоставляющие заказчикам дополнительные мощности в моменты пиковых нагрузок. При этом наибольшую отдачу от использования данной концепции можно получить при полноценном внедрении сервисно-ориентированной архитектуры построения корпоративных информационных систем (SOA).
Реализация сервисной концепции с использованием методологии SOA базируется на идее создания универсальной платформы для операционного взаимодействия между различными элементами корпоративной информационной системы – интеграционной шины данных (ESB). ESB играет роль связующего звена, которое на основе унификации интерфейсов межсистемного взаимодействия встраивает внешние сервисы в ИТ-инфраструктуру заказчика. Формализация и типизация таких сервисов на базе открытых стандартов позволяет заказчикам строить информационные системы из множества различных сервисов, соединяя в конечном решении услуги нескольких провайдеров. Стандартизация сервисов, в свою очередь, обеспечивает свободу выбора сервис-провайдера для реализации того или иного функционала и дает возможность безболезненно переходить от одного поставщика к другому.
В стратегии построения современной корпоративной ИТ-инфраструктуры виртуализация фактически стала обязательным пунктом. Главное преимущество виртуализации заключается в том, что внедрение позволяет сэкономить финансовые средства за счет существенного уменьшения количества используемых серверов и систем хранения данных, снижения уровня энергопотребления, сокращения затрат на обслуживание. Кроме того, виртуализация позволяет значительно ускорить процесс ввода в эксплуатацию новых информационных систем; поддерживать старые версии операционных систем в целях обеспечения совместимости; тестировать и проверять работоспособность приложений в определенных условиях; значительно повысить безопасность и мобильность приложений, изолируя их и не привязывая к конкретной аппаратной среде.
Для пользователей ИТ-услуг виртуализация – это переход на сервисную модель работы, когда им по требованию предоставляется определенный ресурс, не привязанный к конкретному физическому оборудованию. Внедрение технологий виртуализации выгодно даже относительно небольшим компаниям, поскольку экономический эффект от их использования очевиден и рассчитывается довольно легко.
В кризисном 2009 году рынок виртуализации чувствовал себя довольно неплохо. Тот факт, что данные технологии позволяют реально экономить деньги, сформировал немалый спрос на них. В свою очередь, это обострило конкуренцию среди производителей средств виртуализации. Конечному потребителю это только на руку.
В том, что в России виртуализация также займет весьма значимое место при построении ИТ-инфраструктур, сомневаться не стоит. Пока она более интересна крупному и отчасти среднему бизнесу. Именно здесь используются масштабные инфраструктурные решения, виртуализация которых может дать заметный экономический эффект. Однако ни что не дается просто так. За экономию на серверном обеспечении (меньше обслуживать, поддерживать и закупать) приходится платить необходимостью использования сложных и более дорогих систем управления, привлечением дефицитных и дорогостоящих специалистов. Тем не менее, одна из главных задач ИТ-департаментов – повышение КПД используемого оборудования – с внедрением виртуализации решается достаточно эффективно.
В реализацию концепции "ИТ как услуга" входит также и понятие "облачных" вычислений. Благодаря "облаку", которое является инфраструктурой для предоставления ИТ-услуг в виде интернет-сервисов, компания приобретает только необходимые ей в данный момент вычислительные ресурсы. На западе уже сформировался полноценный рынок "облачных" вычислений. Многие компании прибегают к данным услугам, чтобы сократить затраты на внутренние ИТ-проекты.
Применение "облачных" технологий позволяет предложить пользователю только предоставляемые сервисы и скрыть от него средства их поддержки. Пользователи могут получить доступ к своим приложениям из любой точки мира с помощью подключенных к сети устройств. Как правило, при этом применяется простой интерфейс, который делает инфраструктуру, поддерживающую приложения, прозрачной для пользователей. Таким образом, "облачная" среда предлагает виртуальную инфраструктуру как сервис.
По большому счету, виртуальный мир уже давно "витает в облаках". В сети существуют аналоги практически всех необходимых программ. Электронная почта, офисные пакеты, графические редакторы и редакторы веб-сайтов, аудио и видео – все это без труда можно найти на просторах интернета, в том числе и бесплатно. Ведущие поставщики "облачных" услуг – Google, Amazon, Microsoft, IBM – прилагают немалые усилия для продвижения своих продуктов на рынок. Для этого ведется создание стандартов, изучаются вопросы безопасности, рассматриваются механизмы повышения качества услуг, обсуждаются новые ценовые модели. В частности, переход на упрощенные модели ценообразования призван облегчить ориентирование клиентов в возрастающем спектре услуг и сопутствующих опций.
Аналитики весьма положительно оценивают перспективы рынка "облачных" вычислений. По оценкам IDC, расходы на ИТ-сервисы, предоставляемые из "облаков", увеличатся с 17,4 млрд долл. в 2009 г. до 44,2 млрд долл. в 2013 г. Значительно вырастет доля сервисов, предоставляющих услуги по хранению данных, разработки прикладного ПО и доступа к серверным ресурсам. В то же время активно будет развиваться модель SaaS ("ПО как услуга"). По общему уже мнению, в ближайшие годы "облачные" вычисления будут оказывать на развитие информационных технологий столь значимое влияние, что изменят не только ИТ-процессы, но и ИТ-рынок в целом.
Одно из последних веяний в мире ИТ – переход на энергосберегающие "зеленые" технологии. Данная тенденция становится ведущей не только при построении больших вычислительных центров, но и при создании ИТ-инфраструктуры обычных компаний. Оптимизация расходов на электроэнергии становится одним из основных механизмов конкурентной борьбы.
Простые малозатратные меры при проектировании ИТ-инфраструктуры могут сэкономить 20-50% затрат на электрическую энергию, а системные меры позволят довести экономию до 90%. Использование инновационных технологий, в том числе виртуализации и "облачных" вычислений, позволяет реально снизить энергопотребление без потерь в производительности.
В свою очередь, ведущие поставщики аппаратного обеспечения настойчиво подтверждают свою приверженность "зеленым" технологиям, разрабатывая и внедряя различные решения, позволяющие сокращать энергопотребление. Тема энергосберегающих технологий является ключевой на крупнейших мировых выставках, таких как CeBIT. А руководство ведущих мировых компаний объявляет переход на "зеленые ИТ" своим основным приоритетом. В связи с этим с этим можно отметить, что вопрос экологичности внедряемых решений будет одним из основных при построении ИТ-инфраструктур будущего.
CNews: Какие ИТ-направления сегодня целесообразно усиливать поставщикам, по вашему мнению?
Валерий Диденко: Если говорить о перспективных направлениях, то, поскольку в ближайшем будущем ключевыми станут вопросы качества, эффективности и многофункциональности программных продуктов, здесь ответ очевиден: разработка и внедрение решений любого уровня сложности, ИT-консалтинг и другие ИT-услуги. Да, дистрибуция в чистом виде никогда и никуда не исчезнет, но она станет лишь средством, обеспечивающим решение стратегических целей компаний и дополняющим интеллектуальное ПО.