|
|
Обзор
Рынок ИТ: итоги 2009Обзор подготовлен
Российский рынок информационных технологий находится в активной фазе восстановления. Рост подстегивают, помимо госсектора, розничные потребители и компании, уже оправившиеся от кризиса. Однако по итогам 2009 г. отрасль вполне оправдывает предварительные прогнозы спада.
Финансовый кризис, коснувшийся российской экономики во второй половине 2008 г., привел к существенному сокращению затрат российских компаний на информационные технологии. Больше всего это стало заметно в первой половине 2009 г. Исправляться ситуация начала лишь к концу года. По итогам всего прошлого года рынок ИТ в России просел на 25% до приблизительно 407 млрд руб. Такие цифры приводятся в отчете исследовательской компании PMR, посвященном перспективам развития российского рынка ИТ в 2010-2014 гг.
В свою очередь, аналитики IDC считают, что объем российского ИТ-рынка в 2009 г. в долларах сократился на 43% и составил 14,1 млрд долл. по сравнению с 24,8 млрд долл. годом ранее. Сегмент услуг, по данным IDC, уменьшился в два раза – с 5,2 млрд долл. до 2,6 млрд долл., поставки оборудования - с 16,4 млрд долл. до 9,5 млрд долл., сектор ПО просел с 3,2 млрд долл. до 2,0 млрд долл. В пятилетний прогнозируемый период расходы на ИТ в России, согласно данным IDC, будут расти ежегодно в среднем на 1,1% и в конце 2013 г. составят 25,9 млрд долл.
Ранее в IDC прогнозировали, что затраты на ИТ в России снизятся в 2009 г. на 45,7% в долларовом выражении. "В ИТ-бюджетах подверглись значительным сокращениям такие статьи, как закупка новых серверов или внедрение масштабных систем автоматизации управления предприятием, ограничены средства, выделяемые на запланированную модернизацию систем", - говорил Виктор Пратусевич, ведущий консультант IDC по исследованиям потребительских рынков. Основная часть ИТ-бюджета, по его словам, направляется на поддержание текущей деятельности.
Со своей стороны, Минкомсвязи оценило объем отечественного ИТ-рынка в 2009 г. в 500 млрд руб. Напомним, что в 2008 г., по данным ведомства, этот показатель был равен 580 млрд руб. - спад составил около 8%.
Как прокомментировал Александр Нарукавников, директор департамента экономики и финансов Минкомсвязи, в целом оборот отрасли информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) России по итогам 2009 г. составил 1,8 трлн руб. (рост на 2%). Доля ИКТ в ВВП - 4,6%. Доходы от услуг связи - 1,3 трлн руб. (рост на 6,4%). Таким образом, на долю ИТ-рынка остается 28% от общего объема выручки ИКТ-отрасли.
Различные оценки объема рынка ИТ в 2008-2009 гг.
Минкомсвязи (млрд руб.) | Минэкономразвития (млрд руб.) | IDC (млрд руб.) | IDC (млрд долл.) | |
Выручка отрасли ИТ в 2008 г. | 580 | 570,7 | 615,3 | 24,8 |
Выручка отрасли ИТ в 2009 г. | 500 | 496,5 | 446,7 | 14,1 |
*- Перевод данных IDC в руб. по среднегодовым курсам 24,81 руб.\долл. в 2008 г. и 31,68 руб.\долл. в 2009 г.
Источники: CNews Analytics, Минкомсвязи,
Минэкономразвития, IDC, 2010
Свой расчет результатов работы ИТ-отрасли дало также Минэкономразвития. По предварительной оценке этого ведомства, объем ИТ-рынка составил 496,5 млрд руб., 87% от уровня 2008 г. в сопоставимых ценах. В Минэкономразвития также дали разбивку этой выручки по сегментам ИТ-рынка. Большую часть объема рынка информационных технологий, по данным министерства, составляет сектор аппаратных средств - 51,4%. На програмные средства приходится 20%, на услуги - 28,6%.
Общее количество используемых в стране компьютеров, по предварительной оценке Минэкономразвития, достигло 52,3 млн шт. (110,5% к 2008 г.), при этом большая часть из них (более 72%) подключена к интернету. Количество пользователей Сети на 100 человек населения, по предварительной оценке, составило 42,1 единицы (130,3% к 2008 г.).
Снижение расходов и сокращение инвестиций в ИТ происходили параллельно с изменением структуры спроса, отмечают аналитики. В 2009 г. российские компании сконцентрировались на поиске решений, в первую очередь позволяющих повысить эффективность работы бизнеса. Следовательно, спрос получили проекты, которые давали возможность увидеть результат в максимально короткие сроки. Речь, в частности, шла о системах автоматизации процессов по работе с клиентами, а не о внедрении громоздких и дорогих ERP-систем, покрывающих все предприятие.
Основным фактором при выборе решения в период кризиса стал срок окупаемости проекта. Ориентируясь на данный показатель, руководители компаний отказывались от внедрения сложных инфраструктур и полномасштабных систем управления ресурсами. В результате выбором становились продукты менее известных брендов, которые позволяли экономить на бюджете и тем временем предлагали повышение эффективности. Это касается корпоративного сегмента, занимающего, по мнению PMR, 55% российского рынка ИТ.
Динамика российского ИТ-рынка в период с 2003 по 2009 гг. (млрд руб.)
Источник: PMR, 2010
В потребительском сегменте наблюдалась аналогичная ситуация. Рост безработицы и неопределенность в будущем финансовом положении заставляли многих отказаться от покупки компьютеров и другой цифровой техники. Кроме того, покупку оборудования тормозили возросшие цены, что стало следствием девальвации рубля. Падение рынка в 2009 г. особенно заметно на фоне 2001-2008 гг., когда средний ежегодный темп роста превышал 30%.
Изменение ВВП, индекса потребительских цен (ИПЦ) и коэффициента безработицы в России, 2003-2011 гг.
Источник: PMR, 2010
Кризис показал, что эффективность, гибкость бизнеса и прозрачные финансовые инструменты являются критическими аспектами выживания, а ИТ становятся жизненными составляющими этого набора. Российские компании находятся на раннем этапе внедрения ИТ-систем, поэтому рынок еще далек от насыщения, утверждают аналитики PMR.
Помимо традиционных крупных потребителей высоких технологий, среди которых операторы связи, нефтегазовые предприятия и финансовый сектор, аналитики ожидают увидеть увеличение спроса со стороны игроков индустрии розничных продаж и производства. Дополнительным фактором роста продаж ИТ-оборудования и услуг остается активность госсектора, особенно в 2011 г., когда планируется ввод большого числа новых электронных сервисов, считают в PMR.
Денис Легезо, Сергей Попсулин
CNews: Какие "кризисные" изменения на отечественном ИТ-рынке вы можете назвать в числе ключевых? Какие уроки удалось извлечь ИТ-бизнесу в кризис?
Андрей Володин: Замедление темпов экономического роста 2009 года сыграло роль катализатора для ряда наметившихся тенденций в сегменте информационных технологий. Рынок ИТ "повзрослел" в ускоренном режиме, прежде всего - за счет изменения приоритетов заказчиков. Одним из важных последствий кризисного периода стал рост требований клиентов к качеству проектов при сохранении их разумной стоимости. Раздутые бюджеты на ИТ ушли в прошлое. Этому в немалой степени способствовала ИТ-ревизия, проводимая заказчиками для оценки целесообразности продолжения начатых ранее проектов. Смещение приоритетов бизнеса в сторону сокращения издержек привело в сложных экономических условиях к необходимости обеспечения жесткого финансового контроля за эффективностью. Это, в свою очередь, вызвало новую волну спроса на ИТ-решения для анализа взаимоотношений с клиентами (CRM), для эффективного управления предприятием (EPM, BI и др.).