|
|
Обзор
Рынок ИТ: итоги 2009Обзор подготовлен
Спрос на персональные компьютеры в России в 2009 г. был заметно более низким, чем в предыдущие годы. Спад составил 26%. Но последние месяцы показали, что этот рынок быстро восстанавливается.
По данным ITResearch, в 2009 г. на российском рынке было продано чуть больше 7,28 млн персональных компьютеров: 3,96 млн десктопов с учетом «самосбора» и 3,32 млн мобильных ПК, включая нетбуки. По отношению к 2008 г. рынок в целом показал снижение на 26%. При этом настольный сегмент упал на 33%, а мобильный – на 16%. Доля категории нетбуков среди мобильных ПК составила около 18%.
Динамика рынка ПК в России 2008-2009
Источники: ITResearch, IDC, CNews Analytics, 2010
Аналитики отмечают, что мобильные компьютеры вплотную приблизились к показателям настольных: уже в завершающем, 4-м квартале года их доля в общих продажах превысила 48%. В этом году мобильный сегмент, очевидно, обгонит настольный в натуральном выражении (в денежном это произошло уже давно).
Лидерами по итогам года в сегменте настольных ПК стали: Acer, Depo, HP, K-Systems и Kraftway (компании перечисляются по алфавиту). Суммарная доля первой пятерки составила 23,4%. Напомним, что по итогам 2008 г. пятерка лидеров была той же, но контролировала тогда совместно 18,5% рынка.
Доля Топ5 игроков на рынке десктопов 2009
Источники: ITResearch, CNews Analytics, 2010
Среди производителей ноутбуков лидировала Acer, кроме нее в ведущую пятерку вошли: Asustek, HP, Samsung и Toshiba. В сумме эти компании продали 80,1% всех ноутбуков. Те же компании лидировали и в 2008 г., продав совместно 77,2% от всех ноутбуков.
Доля Топ5 игроков на рынке ноутбуков 2009
Источники: ITResearch, CNews Analytics, 2010
По данным IDC, в 4 кв. 2009 г. рынок персональных компьютеров в России в количественном выражении вырос на 57,8%. В последнем квартале в страну было поставлено 2,65 млн настольных и портативных ПК Аналитики отмечали, что, для сравнения, в 4 кв. 2008 г. этот показатель был на уровне 1,8 млн ПК - на 37,8% меньше аналогичного периода 2007 г.
Настольных ПК было поставлено почти 42% от общего числа устройств - 1,1 млн штук. Однако вырос этот сегмент лишь на 4,7%. Соответственно, около 58% поставок техники пришлось на ноутбуки, которые и обеспечили заметный подъем рынка ПК в целом. В абсолютном выражении это 1,55 млн штук, что выше аналогичного показателя четвертого квартала 2008 г. почти в 2,5 раза.
Объем поставок мини-ноутбуков продолжает расти, констатируют аналитики. В 4 квартале 2009 г. их доля в общем объеме российского рынка ноутбуков составила 18,7%, это почти 290 тыс. устройств.
Динамика поставок настольных и мобильных ПК, 4 кв. 2009/2008
Источники: ITResearch, CNews Analytics, 2010
В сегменте настольных ПК, по данным IDC, не было изменений в пятерке лидеров, однако изменились позиции некоторых участников. Первое место заняла Depo Computers, потеснив НР, K-Systems, Kraftway и Formoza. Доля отечественных сборщиков настольных ПК выросла по сравнению с аналогичным периодом прошлого года незначительно, составив 89,7% или почти 987 тыс. устройств.
Среди поставщиков ноутбуков четверка лидеров осталась неизменной – Acer, Asus, HP и Samsung. На пятой строчке разместилась Lenovo, вытеснившая из пятерки ведущих поставщиков ноутбуков Toshiba.
В целом лидерами российского рынка ПК, как и год назад, являются Acer, Asus, HP и Samsung. Однако изменились позиции этих компаний. Если в четвертом квартале 2008 г. первое место занимала HP, то по результатам квартала год спустя компания переместилась на третье место, пропустив вперед Acer и Asus. Также аналитики IDC отмечают, что удалось значительно нарастить свое присутствие на российском рынке компании Lenovo, вышедшей на пятое место. При том, что в четвертом квартале 2008 г. она не вошла даже в десятку ведущих поставщиков ПК.
«Четвертый квартал оказался лучше наших ожиданий, поставки ноутбуков выросли значительно, - отмечает Зарина Камытбаева, старший аналитик IDC по рынку персональных компьютеров России и СНГ. – Партнеры поставщиков проявили большую активность и продолжали закупать компьютеры вплоть до последней недели декабря. Колоссальный спрос очнувшегося после затишья рынка плюс традиционно высокая активность покупателей в предновогодний период оказали позитивное влияние на квартальные показатели. Примечательно, что несмотря на столь высокие объемы поставок, склады дистрибьюторов на начало 2010 года сохранили умеренный запас товаров по сравнению с полной с полной затоваренностью год назад».
Денис Легезо, Сергей Попсулин