|
|
Обзор
Рынок ИТ: итоги 2009Обзор подготовлен
CNews: Какие тенденции 2009 г. на рынке ПК вы можете отметить в числе ключевых?
Глеб Мишин: Если говорить о первом полугодии 2009 г., то оно прошло под знаком распродажи складов 2008 г. Это был период, когда склады были сильно обесценены за счет падения рубля, произошло резкое снижение средней цены устройств в долларовом эквиваленте. Ближе ко второму полугодию курс рубля скорректировался, распродажи складов, в основном, были закончены. Начались регулярные закупки и продажи. Поэтому второе полугодие 2009 г., конечно же, было гораздо более интересным. Если говорить о рынке мониторов, более спекулятивном и зрелом, чем рынок ноутбуков и настольных ПК, то он достаточно сильно «схлопнулся» из-за того, что сократились корпоративные и государственные закупки вычислительной техники.
Понятно, что в 2009 г. люди находились в состоянии неопределенности: они не могли понять, что им делать со своими деньгами – то ли наращивать сбережения, то ли тратить обесценивающиеся рубли. Поэтому, когда в первые месяцы 2009 г. у людей возникли спонтанные траты, ритейловые продажи временно выросли. Потом, когда стало понятно, что рубль стабилизируется, а повышения зарплат не предвидится, - расходы конечных пользователей сильно упали.
В таком непростом состоянии рынок находился до 3-4 квартала, пока не пришло время отложенного спроса, благодаря которому к концу 2009 г. образовался огромный дефицит продукции (ведь все производители делали достаточно консервативные прогнозы по закупке комплектующих, не подозревая, что рынок будет восстанавливаться так быстро). Можно сказать, что конец 2009 г. прошел «под флагом» ажиотажного спроса: все, что можно было произвести и привезти в Россию, достаточно успешно и быстро продавалось. Эта ситуация продолжалась, наверное, до начала второго квартала 2010 года.
Сейчас, к нашему сожалению, дефицит закончился. Кроме того, новые правила таможенного декларирования привели к тому, что большое количество товара «застряло» на таможне. Нас, к счастью, это не коснулось. Но новые правила таможенного декларирования привели к достаточно серьезному перегреву рынка в целом: партнеры заказывали продукцию, но не могли ее продать. Соответственно, ко второму кварталу 2010 г. большинство производителей ПК имеют большой запас товаров на складах.
CNews: Примерно полгода назад основатель и бывший глава компании Acer Стэн Ши заявил, что в течение нескольких лет американские производители могут полностью исчезнуть с мирового рынка ПК – если не предпримут действенные меры по сокращению стоимости своих продуктов. В какой степени вы разделяете этот достаточно смелый прогноз?
Глеб Мишин: На мой взгляд, на потребительском рынке право на существование действительно имеют две или три компании. Объясню почему. На рынке существует порядка десяти крупных производителей, продающих очень похожую вычислительную технику. Сегодня выигрывает тот из них, кто имеет оптимальную структуру затрат. Acer – ведущий игрок с точки зрения соотношения «цена-производительность». Есть еще несколько компаний, которые не менее успешно работают над структурой себестоимости своей продукции и способны через эффективные каналы сбыта доставлять эту продукцию на рынки и продавать ее. Но структура затрат и продаж этих компаний - не универсальна.
У Acer двухуровневая модель дистрибуции: мы фактически берем на аутсорсинг логистические, складские и другие услуги по распространению своих продуктов на любых рынках. Если говорить о прямой модели продаж, как, например, у компании Dell, то такая модель функционирует успешно только в странах с развитой инфраструктурой. В России прямая линия продаж фактически не работает. Компании Sony, я думаю, чем дальше, тем труднее будет объяснять, почему человек должен платить за ее продукцию вдвое больше, чем просят за то же самое оборудование другие производители. Существует еще такая компания как Apple, которая сумела отстроиться от других производителей - в том числе, в силу платформенных особенностей своих решений.
Я не стану категорично утверждать, что многие компании уйдут с рынка: наверняка они найдут свою нишу и будут успешно продавать свою продукцию. На розничном рынке потребитель может выбрать из двух-трех устройств на полке. А в корпоративном сегменте такие компании как HР и Dell могут достаточно эффективно осуществлять продажи, в основном, благодаря модели прямых продаж: огромный штат торговых представителей более эффективно контролирует процесс закупок корпоративными пользователями или госсектором.
Но в России был сделан огромный шаг в плане развития системы электронных закупок, и сегодня тендеры становятся все более прозрачными и понятными. В них выигрывает тот, кто предлагает лучшую цену за ту спецификацию, в которой нуждается корпоративный или государственный заказчик. Исходя из этого, можно предположить, что в ближайшее время останется несколько компаний, которые смогут продавать за те деньги, которые потребитель готов платить за универсальное оборудование.
CNews: Аналитики достаточно давно предсказывали рынку ПК полную победу мобильных устройств (ноутбуки, нетбуки, планшетные ПК и др.) над десктопами. Произойдет ли это событие в ближайшие 3-5 лет, по вашему мнению?
Глеб Мишин: Полная победа мобильных устройств над ПК вряд ли возможна. Есть ряд специфических приложений, которые нецелесообразно было бы использовать на мобильных платформах. Другое дело, что диверсификация устройств сегодня стала массовым явлением. Появляются новые устройства – планшеты, нетбуки. Десктопы тоже меняются в зависимости от задач, «под которые» используются. Например, если человек работает с мощными графическими пакетами – то наличие ноутбука совсем не обосновано: для такого устройства нужен мощный графический адаптер. Мощные игровые ПК, к которым подключается несколько мониторов – это тоже, как правило, десктопы.
Для корпоративных пользователей, имеющих рабочие столы, которые никогда никуда не двигаются, нет большого смысла переплачивать за мобильность. Она, конечно, является дополнительным моральным преимуществом для работодателя, ведь сотрудник с ноутбуком - это человек, который работает всегда, поскольку носит рабочее место с собой. Возможно, в силу этих причин часть десктопов со временем будет заменена на ноутбуки. Кроме того, люди, которые часто путешествуют, уже сегодня имеют порой не одно и не два мобильных устройства. Поэтому количество мобильных устройств будет большим по сравнению с количеством десктопов. Но настольные ПК окончательно никогда не умрут. Более того, в этой категории компьютеров тоже появляются новые классы устройств. Например, all-in-one - устройство, занимающее столько же пространства, сколько обычный ЖК-монитор, но при этом оснащенное процессором и всеми необходимыми портами для подключения периферийных устройств. Или, допустим, новый шаг к миниатюризации десктопов - неттопы: коробочка размером 15х15х2 см, которая легко крепится за монитором или телевизором.
Так что я убежден, что мобильных устройств будет продаваться все больше и больше, но сегмент десктопов, тем не менее, будет продолжать свое существование.
CNews: Как вы можете охарактеризовать динамику рынка мобильных ПК в 2009 году?
Глеб Мишин: Наши продажи дистрибьюторам в 2009 г. сократились по всему миру. В зависимости от региона, сокращение составило от 5 до 30 %.Это произошло из-за того, что 1 и 2 квартал были достаточно «медленными», причем ситуацию не спасли даже успешные результаты 3 и 4 кварталов. Если мы говорим о розничном рынке, в том числе и российском, то здесь не наблюдалось такого резкого падения, потому что на конец 2008 г. были достаточно большие складские запасы.
Наши продажи в 2009 г. снизились примерно на 18-20% по сравнению с 2008 г. Основной проблемой конца прошлого года стал дефицит компонентов, из-за которого мы не догрузили в Россию достаточно большое количество устройств. Но здесь пенять не на кого: мы сами ошиблись в прогнозах. К планам на 2010 г. мы поначалу тоже подходили достаточно консервативно: ожидали роста порядка 10% по сравнению с прошлогодними продажами. Но динамика 1 квартала и начала 2 квартала показывает, что этот год по объемам продаж может быть не меньшим, чем 2008 г., а то и превзойти его.
CNews: Как изменились за 2009 год позиции производителей ПК, присутствующих на российском рынке? Какие меры позволяют им успешно конкурировать?
Глеб Мишин: Acer как был лидером рынка, так и остался им. У части наших конкурентов усилились позиции, кто-то ослаб. Не могу не отметить нашего ближайшего конкурента – Asus. Решения этой компании достаточно успешно продавались в 1 и 2 кварталах. Когда компания Asus продавала в долларах, она имела ценовое преимущество, но, несмотря на это, мы все равно сохранили первую позицию по продажам во всех ценовых сегментах. Но сейчас, когда рубль опять подешевел, мы получили очень значимое ценовое преимущество перед этой компанией. Думаю, что по итогам 2 квартала преимущество будет однозначно за Acer. За счет этого же фактора произойдет укрепление позиций Samsung. Но у этой компании узкое продуктовое предложение, мы же предлагаем гораздо большее количество устройств, которые удовлетворяют интересам различных групп потребителей.
В проигрыше оказались, по моему мнению, Toshiba и Dell. Но им позволяет «держаться на плаву» некая инерция и универсализация предложения. Кроме того, как я уже отмечал, существенную роль в текущем соотношении сил игроков сыграл значительный дефицит компонентов. Когда мы не могли отгрузить необходимое количество продукции, за нас это делали перечисленные конкуренты.
Многие поставщики ПК последовали нашему примеру и перешли на инвойсирование в рублях. Это очень серьезный шаг, потому что, с одной стороны, компания берет на себя все курсовые риски и таким образом облегчает бремя дистрибьюторов. С другой стороны - все крупные ритейловые партнеры имеют баланс в рублях, им очень важна фиксация цены, они должны понимать, что рублевая цена является окончательной для них от момента заказа до поставки и продажи.
CNews: Какие новые технологические возможности вышли для вас на первый план при проектировании новых продуктовых линеек в 2009 году?
Глеб Мишин: Все больше людей стремятся использовать интуитивно-понятные интерфейсы и устройства, которые управляются прикосновением, голосом и т.п. Соответственно, эти возможности появляются и развиваются в новых продуктах. Сегодня у нас в каждой линейке имеется хотя бы одно устройство, обладающее функцией Touch Screen. А мы производим достаточно разнообразную технику: мониторы, десктопы, планшеты, ноутбуки, ридеры и т.д. Появляются новые операционные системы, которые предлагают те или иные интуитивно-понятные пользовательские интерфейсы. Те технологические новинки, о которых говорили пять лет назад, сегодня стали доступными не только с точки зрения цены, но и с точки зрения возможности их массового внедрения в различные устройства.
Если мы говорим о ноутбуках, то акцент все большее смещается от «трехкилограммовых кирпичей», популярных еще буквально полгода назад, в сторону более легких решений. Сегодня у нас есть линейка тонких и легких ноутбуков новой серии TimelineX, которые по определению работают минимум восемь часов. Если раньше мы говорили о двух, трех часах непрерывной работы, то в новой продуктовой линейке восемь часов - это стандарт де-факто. При этом с 2011 г. все наши «долгоиграющие» ноутбуки будут выполнены в новом форм-факторе. Восемь часов - это полный рабочий день. Для того чтобы работать на своем ноутбуке в течение рабочего дня, человеку не нужно будет больше использовать сторонние источники энергии. Более того: если к такому ноутбуку прикрепить большую батарею, то он сможет работать и 12, и 18 часов, в зависимости от режима использования.
Нам удалось добиться такого эффекта, во-первых, благодаря оптимальному совмещению компонентов, во-вторых – за счет увеличения емкости батарей. Самая энергопотребляющая часть в любом ноутбуке - это процессор или графический адаптер. Производители этих компонентов тоже работают над тем, чтобы они потребляли как можно меньше энергии. ЖК-экран - еще один энергоемкий элемент. Но сейчас производители начали широко использовать LED-панели, потребляющие значительно меньшее количество энергии, чем предыдущее поколение экранов. Фактически во всех компонентах произошло снижение энергопотребления, что дало возможность увеличить длительность работы ноутбука. Дальше будет еще интереснее: сейчас разрабатываются принципиально новые источники питания – жидкостные, которые можно будет менять как сменные кассеты.
Пока стоимость легких ноутбуков Acer со сниженным энергопотреблением отличается от «обычных» примерно на 30$. Но при росте масштабов производства стоимость платформы удешевляется. Уже в 2011 г. у нас все платформы будут выполнены в новом форм-факторе. Соответственно, мы рассчитываем, что к концу 2010 г. стоимость этих устройств ничем не будет отличаться от стоимости ноутбуков старого форм-фактора.
CNews: Какие шаги предприняла ваша компания в 2009 году для усиления позиций на российском рынке? Каковы, в этой связи, ваши планы на 2010 год?
Глеб Мишин: Несомненно, правильным решением был переход на рублевые расчеты. Я убежден, что в стране присутствия нужно торговать только в национальной валюте. На сегодняшний день это решение дает нам огромное преимущество перед конкурентами.
Второй значимый момент - это сокращение сроков логистики. Сегодня мы напрямую готовы поставлять продукцию в аэропорты Москвы, рассматриваем возможность организации других маршрутов, в частности – в Санкт-Петербург. Мониторы мы давно поставляем в порт Санкт-Петербурга контейнерами. Мечтаем о поставках по железной дороге. Очень странно, что в России не используется такой огромный потенциал, как транзитные железные дороги. Транзит, который сейчас идет морем, мог бы идти из Китая в Россию по железной дороге.
Но в организации таких перевозок очень много сложностей. Например, это другая железнодорожная колея и наличие нескольких границ, хотя, возможно, с появлением единого Таможенного союза эти вопросы будут сняты. Помимо этого, есть ряд проблем, которые нуждаются в устранении еще до того как будет принято решение о железнодорожных перевозках. Например, необходимы защищенные вагоны или контейнеры, которые выдерживали бы перепады температур в летние и зимние периоды. Еще один немаловажный вопрос – это безопасность перевозок. Одно дело, когда речь идет о каких-то разовых отгрузках, когда организованная преступность не знает, будет ли в конкретном поезде контейнер ноутбуков. Совсем другое дело – целенаправленное желание украсть этот контейнер в случае организации регулярных перевозок. В конечном счете, когда-нибудь перевозки по железной дороге все-таки начнутся. Но для этого нашему правительству и РЖД нужно еще многое продумать и сделать. Хотя если бы была политическая воля - все вопросы были бы с легкостью решены.
На сегодняшний день Acer – это компания, имеющая самый короткий цикл между разработкой технологических новинок и их серийным производством. В любых наших новых линейках уже есть то, что должно появиться у наших конкурентов через полгода-год. Мы постоянно расширяем свою продуктовую линейку: сегодня мы покрываем весь мобильный сегмент, развиваем линейку десктопов, в нашем продуктовом портфеле есть телевизоры и коммуникаторы. Недавно мы представили ридеры и планшеты.
На мой взгляд, Acer из ИТ-бренда постепенно превращается в потребительский бренд. Мы хотим, чтобы покупатель, задумываясь о приобретении каких-либо цифровых систем визуализации или обработки информации, в первую очередь вспоминал об Acer, а уже потом - о наших конкурентах. Мы не пытаемся продавать свои продукты с огромной маржой: чистая прибыль Acer колеблется в промежутке от 3 до 4%. И это устраивает наших инвесторов, потому что оборачиваемость капитала достаточно высокая. Благодаря этому мы способны удерживать свою продукцию в достаточно интересном ценовой сегменте.
Хотелось бы упомянуть также о нашей маркетинговой стратегии. В последние годы компания Acer стала участвовать в маркетинговых активностях, которые раньше не были для нас интересны. Это и всемирная программа «Социальная ответственность», и спонсорство Олимпийских Игр в Канаде. Мы являемся спонсорами «Формулы-1», оказываем поддержку различным футбольным командам во всем мире. Говоря о России, стоит упомянуть нашу многолетнюю дружбу с МГУ. Недавно у нас появился новый образовательный проект, в рамках которого мы планируем поставить в Россию до десяти классов вычислительной техники.
Мы работаем над улучшением сервиса. Среднее время ремонта у нас снизилось до 15 дней, и, надеюсь, сможем еще сократить сроки: мы научились правильно прогнозировать необходимый объем склада запчастей с учетом российских особенностей - долгого времени доставки, наших таможенных правил и т.п.
В 2010 г. мы планируем работать над реактивацией нашего дилерского канала. У нас на сегодняшний день порядка 2-3 тыс. дилеров, но не все из них, к сожалению, являются нашими активными и постоянными покупателями. Кроме того, с появлением в продуктовой линейке Acer коммуникаторов мы стали достаточно значимым поставщиком для сотовых ритейлеров. Поэтому телекоммуникационный канал для нас тоже будет иметь в 2010 г. приоритет.
CNews: Какие новые продукты вы намерены представить в течение ближайшего года на российском рынке?
Глеб Мишин: Для нас самым важным направлением на ближайшие два квартала является новая линейка ноутбуков TimelineХ. Наша задача - превратить их в устройства широкого потребления. Мы хотели бы полностью заменить ими существующую линейку не только собственных ноутбуков, но и ноутбуков наших конкурентов. Хотелось бы сделать стандартом де-факто восьмичасовую работу ноутбука от собственной батареи.
Ближайший год будет отличаться от предыдущих большим количеством новинок, начиная от коммуникаторов и заканчивая электронными книгами. Но по поводу ридеров мы пока пребываем в сомнениях. Мы хотим этот рынок изучить, чтобы понять, носит ли спрос на электронные книги в России массовый характер. В противном случае мы не сможем обеспечить привлекательную цену для этих устройств: штучные поставки будут достаточно дорогими для нас. Помимо этого, нужно договориться с поставщиками контента для электронных книг, понять, кто готов продавать эти устройства.
Мы собираемся открыть в России производство телевизоров. Сегодня мы фактически определились с российским сборщиком, переговоры с ним находятся в финальной стадии. И я надеюсь, что в ближайший месяц мы сможем озвучить имя нашего российского партнера по этому направлению. Нам интересна и возможность развития технологий 3D. Но пока подобные устройства являются техникой для энтузиастов. Несомненно, это направление «выстрелит» в будущем. Первые 3D-устройства, которые мы привезли сюда, были успешно проданы. Но возникло ощущение, что желающие уже купили их. На мой взгляд, пока не начнет развиваться «трехмерный контент» (фильмы, игры и т.п.), нет смысла вести активные разработки в этом направлении. Несомненно, в нашем продуктовом портфеле останутся 3D-устройства, но они не станут нашим «фокусным» направлением на ближайшую перспективу. В то же время, осенью 2010 г. мы планируем провести достаточно большую маркетинговую кампанию по 3D для того, чтобы понять, насколько рынок готов к приобретению этих устройств.
CNews: Спасибо.