|
|
Обзор
Рынок ИТ: итоги 2009Обзор подготовлен
CNews: Какие тенденции доминировали на российском рынке ИТ в 2009 г.?
Сергей Крюков: Рынок ИТ, как и экономика в целом, продолжал испытывать трудности, спровоцированные финансовым кризисом. Прежде всего, кризис привел к тому, что сократился объем финансирования проектов, связанных с информационными технологиями. В первую очередь пересмотрели планы развития ИТ промышленные предприятия.
Другая негативная тенденция, обусловленная кризисом, – недостаток свободных финансов у самих ИТ-компаний. До осени 2008 г. практически все жили в кредит, поскольку заемные деньги были дешевыми. К 2009 г. ситуация резко поменялась: кредиты подорожали, получить их стало намного сложнее. И как следствие этого – нехватка оборотных средств, которая вызвала проблемы во взаимодействии ИТ-компаний и с дистрибуторами, и с производителями оборудования.
Из-за того, что проектов на российском рынке стало меньше, а количество ИТ-компаний осталось прежним, естественно, на рынке ИТ обострилась конкуренция. В том числе усилилась борьба за специалистов. Несмотря на то, что все компании серьезно занимались оптимизацией затрат, каждая стремится удержать и привлечь лучших на рынке специалистов. Поэтому 2009 г. можно назвать годом усиленной конкуренции как за проекты, так и за сотрудников.
В 2009 г., несмотря на кризис, именно государство много внимания уделяло информационным технологиям. И это тоже тенденция российского ИТ-рынка прошлого года. Руководство страны активно участвует в создании нового информационного общества, в том числе в формировании и выполнении федеральных целевых программ , автоматизации предоставления услуг. Информационные технологии включены Президентом РФ в пять главных направлений модернизации российской экономики.
Кроме этого, информационные технологии как сектор экономики стали более значимыми, государственные ведомства стали предъявлять к ним более серьезные требования: это и сертификация производимой продукции, и лицензирование деятельности ИТ-компаний. Соответственно, ужесточился отбор компаний, работающих с государственными органами.
CNews: Как изменилась структура ИТ-затрат отечественного бизнеса в 2009 г., по вашим наблюдениям?
Сергей Крюков: Происходило так, как все и предполагали. Сократились закупки оборудования, увеличились затраты на эксплуатацию уже имеющихся аппаратных средств и информационных систем.
Многие проекты по строительству новых больших информационных систем были заморожены, деньги направлялись на оптимизацию существующих информационных систем. Все старались сократить затраты, поскольку никто не знал, когда закончится кризис. Сейчас проникновение ИТ в экономику достаточно серьезное, отказаться от их использования уже невозможно. Поэтому, естественно, предприятия и организации обращали внимание на технологии и решения, помогающие оптимизировать затраты, прежде всего на связь, электроэнергию и, соответственно, персонал, который является самым дорогим ресурсом.
В прошлом году увеличилось количество сервисных контрактов, увеличились запросы на услуги аутсорсинга.
CNews: Многие игроки рынка ИТ в начале кризиса делали ставку на госзаказчиков. В какой степени эти ожидания оправдались, из вашего опыта?
Сергей Крюков: На госзаказчиков сделали ставку не только игроки ИТ-рынка. И это в полной мере оказалось оправданным, что подтвердили результаты 2009 г. Наиболее заметные проекты, которые либо стартовали, либо были реализованы, так или иначе, относились или к предприятиям с государственным участием, или непосредственно к министерствам и ведомствам.
Надо отметить активное развитие банков, которые имели поддержку государства. С учетом этого можно сказать, что основные деньги на ИТ-услуги и на создание информационных систем были в государственном секторе.
CNews: Год назад вы предположили, что часть игроков рынка системной интеграции покинет его вследствие спровоцированных кризисом проблем. Какова, по вашим оценкам, доля аутсайдеров, покинувших интеграторский рынок в течение 2008–2009 гг.?
Сергей Крюков: Трудно сказать, какова доля аутсайдеров рынка интеграции. Если мы имеем в виду крупных игроков, входящих в ТОП-20 российских интеграторов, то здесь скорее нужно говорить о реструктуризации бизнеса, чем об уходе с рынка. Часть компаний, которые либо начинали какие-то направления, либо имели неэффективно работающие направления, от них отказалась. Вследствие чего случалось, что эти практики перемещались в другие компании.
С другой стороны, продолжилось слияние бизнесов. Так, «Энвижин групп» объявила о намерении продать часть своих акций «Ростелекому», компания "Открытые Технологии" и консалтинговая группа компаний ИКТ договорились о создании консорциума и последующем объединении.
Что касается игроков регионального ИТ-рынка, то мы, к сожалению, их не видим – они небольшие, нишевые. В связи с тем, что кто-то из них находился в рамках какого-либо предприятия, они, скорее всего, прекратили свое существование.
CNews: Какая тактика ведения бизнеса ИТ-компаниями была в 2009 г. наиболее успешной, на ваш взгляд?
Сергей Крюков: Кризис и его последствия внесли существенные коррективы в работу. Когда рынок растет, легко быть прибыльным, легко развиваться. Когда рынок уменьшается, приходится бороться за то, чтобы иметь рост или, по крайней мере, остаться прибыльным.
В 2009 г. успех сопутствовал тем ИТ-компаниям, которые смогли заранее оптимизировать свои ресурсы под потенциальные проекты. Я говорю о потенциальных проектах потому, что если до осени 2008 г. мы могли быть уверенными в своих прогнозах и знали, когда и что придется реализовывать, то, к сожалению, в 2009 г. в большинство контрактов вносились как финансовые, так и временные изменения.
Те компании, которые сумели свои ресурсы правильно распределить и с точки зрения реализации проектов, и с точки зрения получения доходов, были наиболее успешными. Несомненно, остались в выигрыше компании, которые четко осознавали свои возможности и умело использовали свои конкурентные преимущества. Каждая ИТ-компания имеет лидирующие продукты, которые стоило развивать и усиливать.
Основным инструментом ИТ-компании являются люди. Интегратор сильно зависит от своих сотрудников. А так как 2009 г. характеризовался высокой степенью неопределенности и временной, и финансовой, необходимо было четко рассчитывать затраты на содержание персонала и на привлекаемых сотрудников. Иногда выгоднее оказывалось привлечь специалистов на субподряд, чем выполнять работы силами компании.
Особенно хочу подчеркнуть, что любая компания, любой проект, любое направление бизнеса живут и развиваются, если у них есть лидер. Если направление возглавляет человек, способный зажечь и увлечь команду, результат будет положительным.
Конечно, существуют и другие тактики ведения бизнеса. Некоторые, например, рассматривают кризис как возможность завоевать новые сегменты рынка. Однако время покажет, насколько успешным окажется такой подход.
CNews: Насколько оперативно ваша компания реагировала на изменившиеся условия ведения бизнеса?
Сергей Крюков: Уверен, достаточно оперативно. Иначе бы мы сейчас не беседовали. Периодически возникающие кризисные ситуации наша компания научилась проходить без больших потерь и разочарований.
Конечно, показатели роста 2009 г. несильно порадовали. А вот что касается качественной составляющей, здесь нам есть чем гордиться. Это прежде всего уровень и качество выполненных нами проектов, затем – структура доходов компании, да и практически полное сохранение штата в отличие от других ИТ-компаний подтверждают то, что мы многое сделали и делаем правильно.
CNews: В 2008 г. доходы вашей компании от продажи услуг и доходы от поставок ПО и оборудования были практически равными. Сохранилось ли подобное соотношение в 2009 г.?
Сергей Крюков: Подобное соотношение сохранилось. И даже сверх того: в 2009 г. доходы от продажи услуг, как мы и предполагали, увеличились. Они росли быстрее, чем доходы от продажи оборудования и программного обеспечения, и превысили показатели, которые мы планировали. Это доходы от продажи услуг технической поддержки и сопровождения ИТ-инфраструктуры, аутсорсинга, консалтинга. Этим направлениям компания уделяла приоритетное внимание в 2009 г., эти же направления мы станем развивать и дальше, поскольку их востребованность не будет уменьшаться, а будет расти.
CNews: Какие наиболее значимые проекты были реализованы вами в 2009 г.?
Сергей Крюков: В 2009 г., как я уже сказал, возросло число контрактов, заключенных на оказание услуг по технической поддержке и сопровождению ИТ-инфраструктуры. Это относится и к многолетним нашим заказчикам – Пенсионный фонд РФ, МХК «Еврохим», ВГТРК, и к новым клиентам – компании «Газпром добыча Уренгой», «Рутьюб», банки «Русский стандарт», «Гута-Банк». Данное направление явилось одним из наиболее доходных в бизнесе нашей компании.
Мы заметно продвинулись во внедрении программных продуктов, включая системы электронного документооборота и поддержки принятия решений. Так, в Федеральной налоговой службе России мы реализовали проект по внедрению единого системного каталога и системы управления и мониторинга информационных сервисов на базе продуктов Microsoft. В рамках проекта в новую структуру единого каталога была осуществлена миграция более 130 инспекций ФНС России.
В компании «Вертолеты России» мы внедрили систему электронного документооборота на платформе EMC Documentum. Система позволила автоматизировать обработку входящих, исходящих и внутренних документопотоков, в том числе организационно-распорядительные документы, переписку с органами власти, контрагентами, вышестоящими организациями, служебные записки. Сегодня в СЭД работают все сотрудники московских подразделений предприятия, включая исполнительного директора и его заместителей. В дальнейшем планируется подключение к СЭД вертолетостроительных предприятий, входящих в холдинг «Вертолеты России», расширение функциональности для работы с кадровой документацией, развитие договорного документооборота, построение базы знаний и информационно-аналитической системы.
Выделю проект по созданию системы поддержки принятия решений для информационно-аналитического центра в одной из служб силового блока, а также успешно развивающиеся проекты по созданию системы телемедицины для ведомственных медицинских учреждений.
Не могу не отметить проект, ставший для INLINE Technologies знаковым с точки зрения организации работ и управления большим количеством ресурсов в крайне сжатые сроки, – построение региональных телекоммуникационных узлов и системы управления телекоммуникационной сетью и вычислительной инфраструктурой в Федеральной таможенной службе России. Наши специалисты поставили и установили оборудование и ПО для 279 телекоммуникационных узлов сети ФТС России, а также для единой системы управления телекоммуникационной сетью и вычислительной инфраструктурой на базе региональных центров управления.
CNews: Спасибо.